Образовательные технологии и электронное обучение

Новое поколение студентов, глобальная конкуренция в сфере высшего образования, развитие электронного обучения – все это ведет к изменению парадигмы образования, к новому пониманию того, как люди должны и могут учиться. Актуальная повестка для вуза включает ответы на следующие вопросы: как может университет помочь студентам учиться более эффективно? Как обеспечить компетенции, востребованные на рынке труда? Как помочь студентам приобрести практический опыт решения профессиональных задач? Новые модели обучения направлены на то, чтобы выявлять способности обучающихся и научить пользоваться ими, а не наполнять его знаниями, как сосуд водой. Нужно не только формировать навыки, но и понимать зачем и как люди учатся, окруженные различными увлекательными гаджетами. Т.е. главное сегодня – заинтересовать и мотивировать учащегося к учебе, к познанию нового, через убеждение и примеры (реальные истории) как образованный человек может влиять на свою судьбу и место в жизни.

Richard Miller (основатель и президент Olin college (США)): «Получение знаний основано на следовании настроению и желанию, но нужно уметь сконцентрироваться и быть мотивированным – это основа новой модели получения знаний. Нужно учиться в группе с другими людьми, нужно уметь формулировать проблемы и находить их решение. Культура обучения и умение учиться гораздо более важны, чем собственно программа обучения».

Это высказывание подтверждает предположение о том, что современные модели, методики и образовательные технологии делают деятельность университета рациональной и формируют условия для продуктивной работы, но не изменяют контекста и вовлеченности студентов в учебный процесс.

 Все более востребованным становится неформальное образование, которое люди получают вне институциональных структур, используя открытые образовательные ресурсы и платформы онлайн-обучения. Это ведет к новому пониманию роли университетского образования и включает следующие ожидания:

  • конкуренция и развитие технологий будут содействовать тому, что через использование открытых образовательных ресурсов массовое профессиональное образование станет более доступным;
  • образование можно будет получать не в университетах, а в профессиональных сообществах, в том числе виртуальных;
  • изменится парадигма того, как люди должны учиться;
  • образование не должно быть зациклено только на тестах или контрольных;
  • взамен соревновательности в новой парадигме образования должна быть очень высокая степень сотрудничества;
  • обучение должно быть выстроено вокруг студента с усилением роли обратной связи с преподавателем;
  • должна поощряться субъективность в восприятии учебного материала студентами;
  • все больше образовательных инноваций связывают с edutainment – использованием игровых (развлекательных) технологий в учебном процессе.

 Ключевым моментом для понимания последствий перехода на электронное обучение является организация обучения – сокращается аудиторная, увеличивается индивидуальная нагрузка, студент больше работает самостоятельно, в электронной среде, взаимодействуя с другими студентами при участии преподавателя. Другие эффекты перехода на электронное обучение:

  • появляется возможность организации процесса систематической проверки обученности – приращения знаний (умений);
  • обеспечивается более эффективное управление (обновление, публикация) образовательных ресурсов, улучшается их доступность, гарантируется повторное использование;
  • уменьшается зависимость студента от преподавателя и снижаются психологические нагрузки на студентов и преподавателей в процессе взаимного общения;
  • развиваются индивидуальные способности, самостоятельность, инициативность и ответственность студентов;
  • осуществляется переход от объяснительно-иллюстративной и репродуктивной методики обучения к рефлексивной модели, предполагающей усиление самостоятельной работы обучающихся, творчества, раскрытия индивидуальных особенностей при сохранении возможностей для коммуникации с другими обучающимися и преподавателем.

Преподаватели университета активно используют в учебном процессе современные образовательные технологии. Это помогает повышать качество обучения и эффективность учебного процесса, создавать дополнительные конкурентные преимущества в условиях развития интернета, зарождения нового стиля жизни и появления поколения «цифровых аборигенов», которые с юных лет сталкиваются с компьютерами и хотят учиться «по-новому», использовать в учебе смартфоны, планшеты, ноутбуки и ресурсы Интернет, играть активную роль в учебном процессе и будущей профессиональной деятельности.

ВВГУ предоставляет новому поколению своих студентов такие возможности, внедряя инновационные формы, методы и технологии обучения. Смешанное обучение, «перевернутый» класс, использование массовых открытых онлайн-курсов (МООС), применение в кампусе университета концепции Bring Your Own Device (BYOD), кооперативное, проблемное, проектное обучение – эти и другие образовательные модели и технологии находятся в центре внимания преподавателей и специалистов университета и используются в учебном процессе.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И МОДЕЛЬ SAMR

 В последние годы в университете проводится цифровая трансформация, состоящая в принятии новой модели деятельности на основе внутреннего обновления, понимания необходимости изменений и инноваций в вузе на основе применения передовых цифровых технологий. Важной частью цифровой трансформации университета является цифровизация учебного процесса.

Применение электронного обучения и цифровых образовательных ресурсов является стратегическим приоритетом развития университета и условием создания конкурентоспособных образовательных программ, основанных на использовании эффективных педагогических технологий. В основе проникновения в учебный процесс цифровых технологий и ресурсов лежат перечисленные ниже предпосылки.

  • Учебный процесс должен быть основан на мастерстве (творчестве) и интегрировать получение дисциплинарных знаний с воспитанием, исследовательской активностью и практической подготовкой.
  • Образовательная политика должна включать применение цифровой дидактики, адаптивных моделей обучения и признание результатов неформального обучения.
  • Образовательные технологии должны гарантировать качество обучения и формирование востребованных компетенций.
  • Электронное обучение направлено на повышение эффективности и доступности обучения, задействует применение открытых образовательных ресурсов, соответствует желанию современной молодежи «всегда быть на связи».

Применение учебной аналитики (интеллектуальный анализ образовательных данных) при использовании электронного обучения направлено на лучшее понимание процесса обучения, обоснование управленческих решений по повышению качества и эффективности обучения.

Цифровизация учебного процесса приводит к изменениям, которые становятся возможными благодаря внедрению современных цифровых инструментов. При этом такие изменения могут качественно различаться.

Для измерения степени этих изменений удобно пользоваться моделью SAMR (Substitution, Augmentation, Modification, Redefinition), которую разработал д-р Рубен Пуэнтедура (Dr. Ruben Puentedura).

Модель представляет собой иерархию из четырех уровней интеграции цифровых технологий (ЦТ) в учебный процесс: от простой замены традиционных инструментов цифровыми без изменения функциональности до уровня, на котором применение цифровых технологий открывает новые, ранее недоступные возможности и помогает решать новые, ранее не решаемые или трудно решаемые педагогические задачи:

(1) Замещение (Substitution). На первом уровне традиционный инструмент/средство учебной работы замещается новым (цифровым). При этом изменение функциональности нового цифрового инструмента оказывается минимальным, а учебный процесс, по сути, не меняется.

Пример замещения: переход от чтения текста в печатном учебнике к чтению его на экране компьютера (планшета, смартфона и т.п.).

(2) Улучшение (Augmentation). На втором уровне традиционный инструмент/средство учебной работы также замещается новым (цифровым). В этом случае функциональность нового инструмента оказывается шире, чем функциональность предыдущего инструмента, что позволяет обогатить учебный процесс, расширить его возможности.

Пример улучшения: переход от демонстрации материала на бумажных плакатах к демонстрации с помощью мультимедийного проектора, который значительно расширяет возможности его наглядного представления.

(3) Изменение (Modification). На третьем уровне традиционный инструмент/средство учебной деятельности также замещается новым (цифровым). Но при этом его функциональность меняется существенно, что позволяет заметно усовершенствовать учебный процесс. Традиционный перечень задач учебной деятельности расширяется. Цифровые технологии дают возможность по-новому формулировать и решать эти задачи.

Пример изменения: обучающиеся создают видеофильмы, интерактивные таймлайны и т.д., т.е. речь идет о наглядности, самостоятельно формируемой обучающимися в ходе освоения нового материала, при разработке учебных проектов, в индивидуальной и командной самостоятельной работе и т.д.

(4) Преобразование (Redefinition). На четвертом уровне функциональность новых (цифровых) инструментов/средств учебной работы оказывается заметно шире функциональности традиционных инструментов. Это позволяет преобразовать учебный процесс или построить его на новых принципах. При этом перечень традиционно решаемых задач не только расширяется, но и трансформируются. ЦТ создают условия для решения таких задач, которые невозможно было бы решить без их применения.

Пример преобразования: переход к персонализированной организации учебной деятельности, в рамках которой цифровые инструменты, адаптивные цифровые учебные материалы, информационные системы для гибкого формирования индивидуальных планов учебной деятельности позволяют обеспечить полное усвоение знаний; кроме того, такие инструменты позволяют выстраивать индивидуальные образовательные траектории, строить обучение с учетом интересов, особенностей и возможностей каждого обучающегося.

Внедрение ЦТ на уровнях 1–2 может облегчить учебную деятельность, но фактически не меняет учебный процесс. Использование ЦТ носит здесь рутинный характер и, как показывает опыт, не ведет к заметным улучшениям образовательных результатов.

Внедрение ЦТ на уровнях 3–4 связано с изменением учебного процесса. Здесь использование ЦТ носит творческий, инновационный характер, дает возможность решать нерешаемые ранее задачи (например, доказательно формировать у обучающихся компетенции XXI века, развивать у них способности к самостоятельной учебной деятельности, к продолжению своего образования на протяжении всей жизни). Преобразование учебного процесса вместе с инновационным внедрением ЦТ на уровнях 3–4 может привести к заметному улучшению традиционных и формированию качественно новых образовательных результатов, развитию потенциала каждого обучающегося. Именно такие преобразования являются составной частью цифровой трансформации образования.

Модель SAMR хорошо согласуется с таксономией образовательных целей Б. Блума. В результате такой «интеграции» становится очевидно, что чем выше уровень когнитивных способностей, которые требуется сформировать у обучающихся, тем выше должен быть уровень интеграции в учебный процесс соответствующих ЦТ.

Долгое время в ВВГУ, как и в большинстве других вузов, внедрение ЦТ, как правило, происходило лишь на уровнях 1 и 2. В результате этого учебный процесс оказывается ориентированным на рутинное использование ЦТ. Поэтому трудно ожидать, что их внедрение приведет к повышению качества образования и достижению новых образовательных результатов. Поэтому модель SAMR должна составить концептуальную основу дальнейшей цифровой трансформации учебного процесса в университете.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Электронное обучение – это обучение при помощи компьютера и современных информационных технологий. Благодаря электронному обучению студенты могут:

  • получать знания в любом месте и в любое время;
  • самостоятельно работать с учебными материалами на компьютере, планшете, телефоне;
  • получать консультации, советы, оценки преподавателя в режиме онлайн;
  • удаленно взаимодействовать с преподавателем и между собой посредством чатов, форумов и вебинаров.

Ключевые требования к реализации электронного обучения в университете: обучение должно быть персонализированным, основанном на мастерстве и интерактивным. Персонализация необходима для удовлетворения уникальных потребностей каждого студента. Основное внимание должно быть акцентировано на мастерстве, чтобы создать условия для глубокого понимания учащимися концептуальных вопросов. Интерактивные и групповые модели поощряются в обучении и совместных проектах.

Кроме того, технологии электронного обучения делают образование более доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья.

В системе электронного обучения ВВГУ преподаватели университета создают электронные курсы, содержащие современные электронные учебные материалы в формате гипертекста и мультимедиа (графическая наглядность, аудио, видео), в результате процесс усвоения новых знаний идет быстрее и проще. Благодаря интерактивным возможностям учебных материалов студенты эффективно осваивают и умения – с помощью виртуальных лабораторных практикумов и тренажеров.

Электронное обучение дает студентам университета следующие преимущества:

  • студенты имеют круглосуточный доступ к материалам электронных курсов и осваивают их в удобное время, в удобном месте, в своем темпе;
  • в любое время и в любом месте доступны инструменты связи студента с преподавателем и студентов между собой;
  • имеется возможность обучаться по более гибкому графику, при этом студент имеет возможность выделять больше времени на работу или увлечения;
  • уменьшается зависимость студента от преподавателя, оценка результатов обучения становится более объективной, снижается психологическая напряженность при общении и испытаниях;
  • при заочном обучении студенты получают возможность приобрести необходимые знания и умения в том же объеме, что и студенты очного отделения.

В использовании технологий электронного обучения заинтересованы и преподаватели, так как:

  • преподаватель освобождается от рутины: трансляции знаний и контроля их усвоения;
  • для представления содержания дисциплины в электронной среде преподаватель может использовать разнообразные средства (текст, гипертекст, мультимедиа, интерактивность);
  • основное аудиторное время используется для объяснения наиболее трудных моментов дисциплины, для обучения с помощью активных и интерактивных методов, а освоение теоретического материала дисциплины сдвигается при этом в электронную среду;
  • у студентов появляется возможность для более активного совместного обучения;
  • увеличивается количество и качество взаимодействия участников учебного процесса;
  • в некоторых случаях у преподавателей появляется возможность работать удаленно, например, находясь в командировке.

В ВВГУ электронное обучение реализуется в следующих формах, которые отличаются друг от друга распределением работ между аудиторной и электронной компонентами и способами организации учебного процесса:

  • традиционное обучение с веб-поддержкой(web-facilitated learning, система электронного обучения используется для доставки студентам учебных материалов, с которыми они работают, в основном, самостоятельно);
  • смешанное обучение(blended learning, не менее 80 % контактной работы курса, связанной с трансляцией знаний, реализуется в сети; обучение в аудитории связано как правило с занятиями семинарского типа и  сочетается с занятиями в сети);
  • полное онлайн обучение (online learning, более 80 % курса в сети, зачастую совсем без очного взаимодействия).

Приоритетным для развития в ВВГУ является электронное обучение в смешанной форме (в том числе в формате перевернутого класса), так как оно позволяет, с одной стороны, повысить качество очного и очно-заочного обучения и эффективность учебного процесса, а с другой стороны – оптимизировать распределение временных затрат преподавателя, освободить его от части аудиторной нагрузки (в первую очередь, от части лекций) и высвободить до 30-50% его рабочего времени на занятие научной и методической работой.

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

По мнению специалистов, смешанное обучение обладает наибольшим потенциалом с точки зрения повышения качества образования и эффективности учебного процесса.

Обучение по дисциплине в смешанной форме проводится как традиционно, в аудитории, так и с использованием технологий электронного обучения, в системе электронного обучения, а учебный процесс, спроектированный и организованный в такой форме, сочетает в себе лучшие черты обоих подходов и, во многом, лишен их недостатков.

При проектировании учебного процесса в форме смешанного обучения, нужно учитывать, что простой перенос моделей очного обучения в электронную учебную среду, где люди действуют по-другому, не работает. Учитывая назначение и функциональные возможности системы электронного обучения Moodle, необходимо так организовать электронное обучение, чтобы использование учебного курса соответствовало 4-му уровню использования цифровых технологий по классификации SAMR – Redefinition (Преобразование). Нужно научиться эффективно применять смешанное обучение, задача которого состоит не в выводе лекций в среду Moodle, а в новом подходе к формированию процесса достижения образовательных результатов, включающем переход от трансляции знаний к модели активного обучения, направленного на формирование образовательного опыта. Этот процесс включает этап создания и подбора качественного учебного контента, но гораздо важнее научиться применять многоэтапный контроль-измерение обученности (включая входной контроль), собирать и анализировать «цифровые следы», контролировать вовлеченность для управления процессом обучения. Чтобы не утонуть в океане учебного контента, студентам нужны рекомендации преподавателей-наставников, которые помогут им освоить образовательные программы, научат эффективно использовать свое время, накапливая образовательный опыт для успеха в будущей карьере. На решение этой задачи должны быть нацелены учебные курсы, разработанные по новой методике.

Учебный процесс может включать множество стилей обучения, сочетать новые и традиционных форматы, включая проектное и проблемно-ориентированное обучение. Однако нужно учитывать, что обучение не является линейным и однородным процессом с жестко установленными ролями участников. Формирование образовательного опыта реализуется в виде дисциплинарной когнитивной структуры и набора взаимосвязей, через которые студенты начинают воспринимать и понимать новые знания. Большую роль в этом процессе играют интересы и увлечения студентов, а также их персональные предпочтения изучать определенные предметные области, в которых они, вероятно, будут профессионально развиваться в будущем. В этом контексте необходима не только передача знаний, но и образовательный опыт, который поддерживает их мотивацию, активность и желание учиться.

В 2021 г. ректором университета были утверждены Методические рекомендации по проектированию и организации учебного процесса по смешанной модели электронного обучения (СК-СТО-МИ-04-1.210-2021), в которых приводятся следующие требования к разработке электронных учебных курсов для смешанного обучения.

1) Проектируем не образовательный контент и оценочные средства, а процесс достижения образовательных результатов, переходя от трансляции знаний к модели активного обучения, направленного на формирование образовательного опыта на основе деятельностного подхода, применения интерактивных форматов, группового взаимодействия и учебной аналитики. Результатом проектирования является информационного-логическая календарная модель (карта) учебного курса в виде схемы взаимосвязанных объектов (образовательные ресурсы и средства) и активностей субъектов образовательного процесса (студенты и преподаватели).

2) При создании учебного курса переключаем фокус с учебных материалов на образовательные результаты, мониторинг обученности и оценку вовлеченности. При этом нужно адаптировать процесс освоения курса к имеющемуся у студентов образовательному опыту и текущим результатам через формирующее оценивание, вариативность заданий для самостоятельного выполнения и анализ вовлеченности каждого студента.

3) Создаем разнообразный, «плотный» учебный контент, выстроенный вокруг релевантных проблем и «размеченный» в соответствии с образовательными результатами, с привязкой к календарному графику освоения дисциплины. Электронный формат не прощает и пяти минут бессодержательного видео или общих слов в тексте – практичность и релевантность должны стать обязательным условием электронного обучения. Ценятся деятельностный подход и ориентация на реальные практические задачи, в решении которых поможет полученный образовательный опыт. Ключевым условием эффективности учебного курса является такая методика его освоения, при которой студенты выполняют осмысленные действия.

Для того, чтобы электронное обучение было качественным, электронный учебный курс должен быть создан с пониманием методов цифровой дидактики и представлять веб-объект, включающий: образовательные результаты и связанные с ними многоуровневые оценочные средства для управления процессом освоения курса; автоматизированные инструменты мониторинга результативности обучения и вовлеченности на основе алгоритмов учебной аналитики; разнообразный и содержательный цифровой учебный контент, включающий методические материалы и интерактивные сервисы для формирования умений, форматы групповой совместной деятельности обучающихся. Правильно сопоставленные с образовательными результатами ресурсы и средства обучения (видеоконтент, интервью, формирующие тесты) и интерактивные сервисы (задания, тренажеры, симуляторы) позволят сделать обучение в среде учебного курса эффективным.

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС

Одной из наиболее перспективных моделей смешанного обучения является «перевернутый класс», сущность которого заключается в перестановке ключевых компонентов учебного процесса.

Родоначальниками модели «перевернутого класса» стали американские учителя химии Аарон Самс и Джонатан Бергманн, которые в 2004 г. придумали сам термин «перевернутый класс» (flipped classroom), а также разработали и первыми апробировали соответствующую технологию.

Педагоги заметили, что у учащихся гораздо большие трудности вызывает выполнение практических заданий, чем освоение теоретического материала. Кроме того, учащиеся часто пропускали занятия по болезни, из-за участия в конкурсах, спортивных соревнованиях и по другим уважительным причинам.

Самс и Бергманн задумались о том, как в этих условиях повысить эффективность обучения, и стали создавать обучающие видеоматериалы, которые учащиеся могли бы просматривать вне учебного времени, причем столько раз, сколько им требуется для того, чтобы понять материал. Сначала это были презентации PowerPoint с закадровым голосовым сопровождением, затем педагоги перешли к записи авторских видеороликов, а учебный процесс построили так, что объяснения преподавателя учащиеся слушали дома, а домашнюю работу выполняли на занятии. Отсюда и возник термин – «перевернутый класс».

Таким образом, смысл образовательной технологии «перевернутый класс» заключается в том, что учащиеся осваивают теоретический материал не в аудитории, слушая объяснения преподавателя (как при традиционном обучении), а дома, через сеть Интернет, просматривая записанные или подобранные преподавателем видеоролики, при необходимости обращаясь к учебнику и дополнительным ресурсам. Освобождающееся аудиторное время используется для более эффективных форм учебной работы – выполнения практических заданий на повторение и закрепление теоретического материала, освоенного дома, часто в небольших группах, получающих разные задания в зависимости от уровня подготовки. При этом преподаватель выполняет роль организатора и наставника. В «перевернутом» учебном процессе находится место активным и интерактивным методам обучения (деловые, ролевые игры, мини-проекты и т.п.), эффективно используются современные образовательные технологии.

Предложенная А. Самсом и Д. Бергманном модель оказалась настолько успешной, что вскоре она стала завоевывать популярность во всем мире, проникая на все уровни образования. Успешно применяется «перевернутый класс» и в высшей школе – в 2014 году премии Minerva был удостоен профессор Гарварда Эрик Мазур за «peer instruction» – педагогическую модель, аналогичную «перевернутому» классу, в которой лекции заменены обсуждением в аудитории конкретных практических задач. Среди основных эффектов применения в вузах США метода "перевернутого класса" отмечается следующее:

  • повышение посещаемости;
  • стимулирование взаимодействия и сотрудничества;
  • компенсация ограниченного пространства аудитории;
  • повышение успеваемости;
  • повышение мотивации, вовлеченности студентов;
  • дифференцированное обучение.

Профессор Эрик Мазур: «Большая часть профессоров и студентов живут с иллюзией, что все хорошо. На занятиях студенты не задают вопросов, потому что они думают, что все понимают – а ведь у них даже не было времени обдумать то, что они только что услышали. Профессора, в свою очередь, не получая от студентов вопросов, считают, что они прочитали хорошую лекцию, поскольку якобы всем все было понятно. А наша система оценки, построенная на том, чтобы оценивать способности студентов повторять, не думая, только усиливает ощущение, что все хорошо».

В России одними из первых в практику работы вузов «перевернутый класс» внедрили С.Б. Велединская и М.Ю. Дорофеева из Института электронного обучения Национального исследовательского Томского политехнического университета.

«Перевернутый» учебный процесс начинается с самостоятельной работы студентов в учебном курсе по дисциплине, размещенном в системе электронного обучения. Как правило, на этом этапе студентам предъявляется некое проблемное задание, для выполнения которого они должны ознакомиться с новым учебным материалом и выполнить несколько заданий на самоконтроль его понимания. Самостоятельная работа, начатая в электронной среде, продолжается практической работой на аудиторном занятии. Переход в электронную среду происходит вновь на заключительном этапе при отработке и закреплении материала. Освоение материала дисциплины происходит через выполнение студентами сменяющих друг друга взаимосвязанных аудиторных и внеаудиторных видов учебной работы.

Исследования, проводимые преподавателями и специалистами ВВГУ, показывают, что «перевернутый класс», построенный по описанной выше модели, позволяет адаптировать учебный процесс к запросам нового поколения студентов, а также оптимизировать его, не только не потеряв, но и существенно повысив качество подготовки.

КОНЦЕПЦИЯ ФИДЖИТАЛ В ОБРАЗОВАНИИ

Цифровизация является одним из ключевых современных трендов. Однако человеческая природа при этом не меняется, и людям наряду с компьютером и телефоном нужно живое общение, поэтому тотальная цифровизация и полный уход в онлайн без живого общения невозможны. Это находит свое выражение и в инфраструктуре городов и современных университетов: несмотря на повсеместную цифровизацию, общественных пространств, где люди могут совместно провести время, становится все больше, поскольку живое общение играет очень важную роль в жизни людей.

В ближайшие 20–30 лет не ожидается тотального перехода в цифру, а человечество ждет мир phygital («фиджитал»), то есть physical (англ. «физический») + digital (англ. «цифровой»), т.е. мир, где цифровые технологии смешиваются с физическими объектами и явлениями. Применительно к образованию следует говорить о том, что будущее за масштабным использованием цифровых технологий и дистанционного формата в сочетании с совместной деятельностью преподавателей и студентов в общем физическом пространстве.

«Фиджитал» составляет новую концептуальную основу смешанного обучения, при котором лекции замещаются деятельностью обучающихся и преподавателей в электронной среде (digital), а на практические занятиях обучающиеся овладевают умениями, навыками и компетенциями в рамках совместной деятельности с преподавателем и между собой в общем физическом пространстве (physical). В свою очередь, практические занятия эффективно дополняются цифровыми технологиями и инструментами, и применение интерактивных систем голосования и опроса аудитории, приложений дополненной реальности, технологий геофенсинга, устройств iBeacon и Google Glass и др. позволяет стереть границу между физическим и виртуальным мирами и создать новую образовательную экосистему.

Научиться совмещать цифровые технологии с физическим опытом, находить правильный баланс между тем и другим – одна из стратегических задач цифровой трансформации образовательного процесса в вузе. Представляется, что по мере восхождения студента по «лестнице» формирования компетентности – от фактов и данных, составляющих основу дисциплин, к конкурентоспособности выпускника, обусловленной высоким уровнем сформированности компетенций – баланс между использованием цифровых технологий и физическим взаимодействием преподавателей и обучающихся смещается в сторону последнего (см. рисунок ниже). При этом процесс освоения отдельных дисциплин и образовательной программы в целом адаптируется к имеющемуся у обучающихся образовательному опыту и текущим результатам через постоянный анализ вовлеченности и мониторинг обученности студентов на основе учебной аналитики; тем самым обеспечивается персонализацию образовательного процесса.

Важность персонализации образовательного процесса трудно переоценить: у обучающихся должны не только накапливаться знания, но и развиваться способность учиться, ориентироваться в большом информационном потоке, оценивать актуальность знаний и навыков в текущий момент и адаптироваться к изменениям в профессии, которые могут произойти за время обучения. Здесь традиционная организация образовательного процесса оказывается малоэффективной.

Говоря о персонализации, следует также отметить, что в рамках концепции «фиджитал» ключевым элементом цифровой трансформации являются интересы людей, и в случае правильного выстраивания каналов интегрированной коммуникации на стыке цифрового и физического пространств удастся на основе учебной аналитики сделать студентов и преподавателей более успешными, использовать данные и технологии так, чтобы создавать условия и предоставить людям то, что они на самом деле хотят, а не руководствоваться нашими представлениях об этом. Анализ данных (технологии искусственного интеллекта и машинного обучения) позволяет выяснить, что способствует созданию ценности, и не тратить время на задачи, которые их не создают.

Суть концепции «фиджитал» во взаимосвязи цифровизации и интересов людей, т.е. «фиджитал» предполагает взаимодействие людей с использованием новых технологий, алгоритмов, умных устройств, больших данных и т.п. Ключевые цели – исключить посредников и сократить издержки в очень широком диапазоне общественной жизни и экономических отношений. Концепция «фиджитал», зародившаяся в ритейле и телекоме, проникшая затем в транспортную отрасль и банковскую сферу, сейчас уверенно прокладывает себе дорогу в университеты.

ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Концепция Электронного кампуса ВВГУ в числе прочего предусматривает создание интегрированной информационно-образовательной среды, представляющей собой комплекс программно-технических средств, цифровых образовательных ресурсов, организационно-методического обеспечения, и служащей для удовлетворения потребностей пользователей – студентов и преподавателей вуза – в информационных сервисах и ресурсах образовательного назначения.

Центральным компонентом данной среды является электронная образовательная среда. В качестве такой системы была выбрана система Moodle, представляющая собой бесплатную систему электронного обучения, распространяющуюся в открытых исходных кодах. Примечательно, что, являясь свободно распространяемой, система Moodle вполне сопоставима по функциональным возможностям с известными коммерческими аналогами, а по ряду параметров даже превосходит их. Открытость исходного кода системы Moodle позволила успешно интегрировать ее с другими информационными системами и сервисами Электронного кампуса ВВГУ, а ее модульная структура – создать дополнительные модули, позволившие более полно адаптировать данную систему к конкретным особенностям реализации электронного обучения в университете.

В системе Moodle преподаватели ВВГУ разрабатывают электронные учебные курсы, которые решают следующие задачи:

  • передача студентам учебной информации в виде текста, презентаций, мультимедиа, гиперссылок на ресурсы сети Интернет;
  • закрепление и проверка знаний с помощью тестов и интерактивных заданий различных типов;
  • взаимодействие студентов между собой и с преподавателем посредством вебинаров, форумов и чатов;
  • совместная учебная и научно-исследовательская работа студентов в ходе выполнения учебных проектов через встроенные механизмы вики, семинаров и форумов;
  • контроль учебной деятельности студентов благодаря развитой системе анализа результатов выполнения тестов и протоколирования действий пользователей.

В настоящее время преподавателями ВВГУ разработано свыше 500 электронных учебных курсов, которые используются как в дистанционном обучении, так и для поддержки очного учебного процесса, в рамках смешанного обучения, когда обучение проводится как в традиционной форме, так и с использованием электронного обучения.

Важными инструментами реализации электронного обучения в ВВГУ являются также следующие информационные системы:

личный кабинет студента, являющийся персонализированным виртуальным рабочим пространством студента, в котором предоставлена вся необходимая для студента информация и доступ к ресурсам и приложениям, использующимся в процессе обучения;

электронная библиотека, предназначенная для хранения, поиска и предоставления регламентированного доступа к различным учебно-методическим материалам, разработанным преподавателями ВВГУ;

электронные библиотечные системы, содержащие цифровые копии учебников и учебных пособий различных издательств;

сервис вебинаров на основе платформы Контур.Толк, с помощью которого возможно проведение дистанционных занятий и консультаций.

Наряду с информационными системами, обеспечивающими административное управление, управление финансами и управленческий учет, управление учебным процессом, научно-исследовательской работой, корпоративной информационной средой, описанные выше информационные системы являются неотъемлемой частью Электронного кампуса ВВГУ как основы для применения в университете передовых цифровых технологий в управлении университетом и в учебном процессе.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современные образовательные технологии находят самое широкое применение в учебном процессе ВВГУ. Смешанное обучение, «перевернутый» класс, использование открытых образовательных ресурсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), применение в кампусе университета концепции Bring Your Own Device (BYOD), кооперативное, проблемное, проектное обучение – вот далеко не полный перечень образовательных моделей, методов, технологий, которые активно используют преподаватели нашего университета.

Открытые образовательные ресурсы и массовые открытые онлайн-курсы 

Под открытыми образовательными ресурсами (ООР) понимаются учебные и научные ресурсы, существующие в открытом доступе и/или выпущенные под лицензией, которая разрешает их бесплатное использование и модификацию.

В зависимости от степени охвата предметной области, формы представления учебного материала, способов работы с ним, наличия/отсутствия возможности учебной коммуникации и средств контроля учебных достижений, ООР подразделяются на две группы:

  • отдельные цифровые учебные и научные ресурсы (коллекции таких ресурсов), находящиеся в открытом доступе (учебники, учебные пособия, тексты лекций, аудио- и видеоматериалы, упражнения, тесты, практикумы, научные статьи, монографии, энциклопедии, базы данных и т.п.);
  • массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), размещенные на российских платформах онлайн-образования, в том числе на Национальной платформе открытого образования.

Цифровые учебные и научные ресурсы используются преподавателями для обеспечения любых компонентов учебного процесса (трансляция знаний, тренировка, контроль учебных достижений, активизация самостоятельной работы студентов) как самостоятельно, так и в составе разрабатываемых электронных учебных курсов, размещаемых в системе электронного обучения ВВГУ (при условии соблюдения авторских прав соответствующих правообладателей). В указанных целях могут быть использованы и отдельные части (модули) открытых онлайн-курсов.

Результаты обучения студентов на массовых открытых онлайн-курсах могут быть приняты в форме перезачета по соответствующим дисциплинам учебных планов (см. Положение об использовании открытых образовательных ресурсов в образовательном процессе).

 

Концепция Bring Your Own Device (BYOD)

Суть концепции Bring Your Own Device сводится к тому, что студенты и преподаватели университета приносят с собой персональные электронные устройства (смартфоны, планшеты, нетбуки, ноутбуки), которыми можно пользоваться не только для развлечения и личных нужд, но и для учебной деятельности в аудитории и за ее пределами.

Во всех учебных корпусах ВВГУ имеется беспроводной доступ к сети Интернет, и во время учебных занятий студенты могут изучать цифровые образовательные ресурсы, используя для этого свои собственные электронные устройства.

Таким образом, у преподавателя появляется возможность организовать учебный процесс с использованием технологий электронного обучения не только в компьютерном классе, но и в любой аудитории университета.

Используя собственные ноутбуки, нетбуки, планшеты, смартфоны, студенты и преподаватели университета могут пользоваться цифровыми образовательными ресурсами и вне аудитории: на кафедре, в читальном зале, в кафе и т.д.

Интерактивные методы обучения 

В практике преподавания своих дисциплин преподаватели ВВГУ уделяют большое внимание интерактивным методам обучения – методам, построенным на взаимодействии участников учебного процесса: между студентом и преподавателем и между самими студентами.

К интерактивным методам обучения относятся, в частности, кооперативное, проблемное и проектное обучение.

Кооперативное обучение – это структурированная учебная деятельность малых групп, члены которых работают совместно (кооперируются), для достижения максимальной эффективности обучения.

Идея кооперативного обучения проста. Преподаватель дает задание, после чего вся учебная группа делится на микрогруппы. Они работают над заданием до тех пор, пока все члены микрогруппы не выполнят поставленные задачи.

Основными характеристиками кооперативного обучения являются:

  • позитивная взаимная зависимость: члены команды обязаны полагаться друг на друга, чтобы достичь своей цели;
  • персональная ответственность: все члены команды ответственны за свою часть работы, так как успех всей команды зависит от индивидуальной работы каждого обучающегося – члена команды;
  • навыки работы в команде: учащиеся стимулируются и мотивируются развивать следующие умения и навыки: строить взаимное доверие, руководить действиями других (лидерство), принимать решения, общаться и улаживать конфликты;
  • командное взаимодействие: члены группы вместе формулируют цели для всей группы, периодически оценивают работу всей команды и определяют недостатки в командной работе для того, чтобы в будущем функционировать еще лучше;
  • разнородность группы: каждый выигрывает от того, что работает с отличными от него самого людьми в группе.

Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их обучающимися с помощью преподавателя.

При традиционном обучении преподаватель сообщает студентам готовые знания, его деятельность при этом носит объяснительно-иллюстративный характер, а он сам становится транслятором знаний.

При проблемном обучении педагог не дает готовых знаний, знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

Проблемное обучение успешно решает следующие задачи:

  • стимулирует мотивацию учения;
  • повышает познавательный интерес;
  • формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
  • развивает творческие способности;
  • формирует убеждения;
  • формирует навыки исследовательской деятельности;
  • развивает коммуникативные компетенции.

Проектное обучение – это модель учебной деятельности, которая позволяет отойти от традиционного классно-урочного, пассивного, авторитарного способа преподавания к активному, ориентированному на студента обучению в сотрудничестве.

В рамках метода проектов обучающиеся работают в командах с целью решения проблем из реального мира и дальнейшей презентации полученных результатов. В сравнении с традиционным обучением этот метод имеет преимущества, заключающиеся в:

  • более глубоком знании учебного материала,
  • возросшем самоконтроле и мотивации к учению,
  • сформированности исследовательских навыков и умения находить пути решения проблем.

Говоря об интерактивных методах обучения в целом, необходимо отметить, что они имеют целый ряд преимуществ с точки зрения формирования ряда навыков, умений, компетенций, необходимых выпускнику вуза для того, чтобы успешно интегрироваться в современное общество:

  • более высокие академические достижения;
  • более продуманные решения и аргументированные доводы, более развитое критическое мышление;
  • более высокая мотивация к познанию в целом и к образованию в частности;
  • развитая способность смотреть на ситуацию с разных сторон;
  • более позитивные отношения с партнерами независимо от их религиозной, национальной или социальной принадлежности;
  • более позитивная самооценка;
  • сформированность социальных компетенций.

Ожидается, что мировой спрос на высшее образование будет увеличиваться от 100 млн. человек в настоящее время до 250 млн. в 2025 году. Этот спрос обусловлен как ростом числа молодых людей, желающих получить высшее образование, из Индии, Китая и Северной Африки, так и увеличением потребности взрослого работающего населения в переобучении или в повторном обучении тех, кто когда-то прекратил учебу. Есть ли место для российских вузов в удовлетворении этого возрастающего запроса на высшее образование?

Учитывая стоящие перед страной политические и экономические вызовы, представляется, что наиболее актуальным сейчас является развитие в высшей школе передовых моделей и технологий обучения, чтобы гарантировать высокое качество подготовки специалистов и сделать национальную систему высшего образования привлекательной как для граждан собственной страны, так и для студентов из-за рубежа.

Проректор по цифровому развитию и информационной политике