В этот вторник во ВГУЭС прошла встреча студентов-дизайнеров с художником из США, куратором Музея современного искусства в Нью-Йорке Генри Кендалом (Henry Kendal), специализирующемся на паблик арте.
В этот вторник во ВГУЭС прошла встреча студентов-дизайнеров с художником из США, куратором Музея современного искусства в Нью-Йорке Генри Кендалом (Henry Kendal), специализирующемся на паблик арте.
Он приехал во Владивосток со своим коллегой художником Блендом Хоуком. Цель визита американских гостей – познакомить студентов с основными направлениями современного искусства. В продолжение лекции своего коллеги Бленда Хоука, которая состоялась ранее, Генри Кендал подробнее рассказал студентам-дизайнерам о паблик арте.
Генри Кендал отмечает, что до недавнего времени единственное искусство, которое мы могли видеть на улице, – это различные памятники и монументы, возведенные по заказу государства и отражающие память об исторических событиях, героях или персонажах.
В современном мире искусство сделало следующий шаг: выйдя за границы полотен и интерьеров, оно стало реализовываться и в окружающей среде.
Примером такого искусства можно отметить паблик арт. Он создает арт-объекты, спроектированные специально для определенного места или здания и выходящие за рамки привычного общественного представления. Ключевой элемент создания такого проекта – все составляющие выбранного места.
В первую очередь паблик арт используется для привлечения внимания. Он помогает заинтересовать общество, если возведен в рамках какого-либо события или мероприятия. Также может сделать город более колоритным и привлечь туристов или увеличить ценность капитальных вложений в недвижимость. Кроме того, это способ завязать диалог между людьми и правительством, рассказать о тех проблемах, на которые не обращается внимание.
Генри Кендал представил несколько своих проектов, самым масштабным из которых можно назвать реконструкцию одной из станций Нью-Йорского метрополитена. Чтобы вернуть посетителей, оказалось мало сделать помещения просто чистыми и светлыми – люди хотели видеть искусство в «подземке». Так одной из основных работ художника стало привнесение искусства на станции метрополитена.
Однако, подобные масштабные проекты занимают порядка трех лет на создание. Поэтому Генри Кендал увлекся созданием более мелких арт-объектов, несколько из которых он сделал и в России.
Например, в Кемерово огромная заброшенная металлическая конструкция превратилась в космическую станцию, где скульптура уроженца города, космонавта Алексея Леонова в скафандре выгуливает Белку и Стрелку. В Ярославле паблик арт превратил один из обычных парков в интересное и популярное место для прогулок. Так как в парке обитало много птиц, команда решила создать миниатюрный птичий город: теперь здесь есть и вип-скворечники с интересным дизайном, двухэтажные коттеджи и даже птичий театр и бар. К проекту присоединились студенты и школьники Ярославля, и миниатюрный птичий город распахнулся на весь парк.
- Не бойтесь, делайте свои проекты. Оглянитесь по сторонам, добавьте пару элементов, и это станет объектом искусства, - наставляет американский художник студентов-дизайнеров.
В своих работах гуру паблик арта использует совершенно простые материалы: пищевую пленку, малярный скотч, клейкую ленту, картон и даже муку.
- У каждого из нас теперь есть сотовые телефоны, – говорит Генри Кендал. – А что теперь делать с телефонными будками? Мы превратили их в будки для молитв. Внутри даже есть инструкция.
Генри Кендал был приглашен и во Владивосток, где он также создал объект паблик арта.
- Когда меня пригласили во Владивосток, я сразу согласился, - признался художник. - Ваш город находится очень далеко от центральной части России, что придает ему особый шарм. Это всегда очень интересно, путешествовать в такие отдаленные уголки стран.
Оценивают художники эффективность своих проектов разными способами. Но основными показателями остаются время, в течение которого люди будут говорить о проекте, вспоминать его, и как долго арт-объект простоит на территории.