В рамках выполнения федерального проекта «Механизмы формирования востребованности выпускников рынком труда на примере направления «Дизайн» проведена дискуссия с элементами кросс-технологии ситуационного центра.
В зале заседаний Профессорского этажа ВГУЭС в рамках выполнения федерального проекта «Механизмы формирования востребованности выпускников рынком труда на примере направления «Дизайн» (научный руководитель профессор В.С. Чернявская) была проведена дискуссия с элементами кросс-технологии ситуационного центра. В ней участвовали преподаватели и студенты 1-5-го курсов трех кафедр: дизайна, сервисных технологий, философии и психологии и их стратегические партнеры, работодатели.
Целью дискуссии было согласование образа востребованного выпускника-дизайнера и соответствующей структуры общей и профессиональной компетентности. Обсуждение касалось вопросов формирования профессиональных компетенций будущих дизайнеров, которые обучаются в Институте сервиса, туризма и дизайна ВГУЭС, на различных направлениях: графическом, ландшафта, интерьера, костюма.
Модератору обсуждения - профессору кафедры философии и психологии Института управления ВГУЭС Валентине Чернявской ассистировали в рамках кросс-технологии представители сервисной команды, которую составили студент 5 курса специальности «Психология» Александр Самойличенко, аспирант Сергей Несмеянов и старший преподаватель Нина Слугина.
В качестве экспертов-практиков выступили генеральный директор проектной фирмы «Мастерская Фоменко» Николай Фоменко, главный архитектор мастерской генпланов ОАО «Приморгражданпроект» Александр Новиков, концептуальный дизайнер, художник, психолог, стилист, руководитель творческого объединения «Модный квартал» Иван Федоров.
Как выяснилось, для начинающих дизайнеров важным оказалось быть способными понять заказчика и удовлетворить его запросы. Об этом говорили первокурсник Александр Варлаков, сотрудничающий с объединением дизайнеров модной одежды «Чердак Forever», и другие первокурсники. Профессионалы - преподаватели и эксперты-практики, в свою очередь, видят вопрос взаимоотношений дизайнера с заказчиком гораздо глубже: это вопрос уровня его мастерства, его роли как законодателя моды и автора концепции. Образованность, высокий уровень понимания роли дизайна, ценностное отношение к профессиональной деятельности считает определяющими архитектор Александр Новиков:
- Один из критериев профессионализма дизайнера – уровень его культуры. Дизайнер должен четко понимать, что несут его решения, на чью мельницу они льют воду. Это не должны быть разрушительные вещи для психики человека, для традиций, для пространства…
- Все правильно, - поддержал его Николай Фоменко, - но с другой стороны, заказчик должен быть удовлетворен результатом. И в процессе обмена мнениями зачастую происходит воспитание заказчика. Потому необходимо «дорастить» клиента до своего уровня. И даже, возможно, на каком-то этапе отказаться от заказа, если это не созвучно вашей позиции.
- Когда выстраивается техническое задание, - поддержала его старший преподаватель кафедры сервисных технологий Татьяна Зайцева, - нужно определить, стоит ли продолжать работать с этим заказчиком.
Иван Федоров поддержал коллег-практиков в том, что дизайнеры не должны забывать свои корни и черпать вдохновение из истоков национальной культуры, что здесь непременно важна историко-культурная составляющая творчества дизайнеров. Он также отметил, что стратегически важной является последующая жизнь дизайнерского проекта.
А историко-культурная направленность, как выяснилось из представленных результатов исследования в среде дизайнерского сообщества - практиков и преподавателей - оценивается далеко не равнозначно, например, в сравнении с теми же инструментальными составляющими компетентности.
В ходе дискуссии участники разговора заполнили несколько тестов по оценке значимости компетенций, относящихся к профессиональной сфере дизайнера. Результаты опроса студентов, преподавателей и представителей профессионального сообщества будут использованы в совместных исследованиях студентов и преподавателей кафедры философии и психологии.