О перспективах развития информационных и компьютерных технологий, рынке труда в ИТ-отрасли и преимуществах подготовки ИТ-специалистов во ВГУЭС рассказывает проректор по стратегическому развитию и инновациям Владимир Крюков.
О перспективах развития информационных и компьютерных технологий, рынке труда в ИТ-отрасли и преимуществах подготовки ИТ-специалистов во ВГУЭС рассказывает проректор по стратегическому развитию и инновациям Владимир Крюков.
- Сейчас во ВГУЭС ведется набор на направления «Информационные системы и технологии», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». Насколько востребованы эти направления абитуриентами?
– Образовательные направления, связанные с информационными технологиями, стабильно пользуются большой популярностью у абитуриентов. Школьники и их родители при выборе будущей профессии оценивают, прежде всего, перспективы дальнейшего трудоустройства, возможность карьерного роста и уровень зарплат в выбранной отрасли. На сегодняшний день специальности, связанные с информационными технологиями, являются одними из самых востребованных и привлекательных на рынке труда. Результаты исследований, проводимых Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий, показывают: «Даже с учетом возможного сокращения рынка и потребности в новых ИТ-кадрах, все выпускаемые профессиональным образованием ИТ-специалисты остаются полностью востребованными в ИТ-индустрии и на предприятиях народного хозяйства. При реализации модернизационного сценария развития России, численность требующихся специалистов в ближайшие годы в несколько раз превысит численность выпуска учебных заведений и её неудовлетворенность станет главным сдерживающим фактором развития страны».
- Индустрия компьютерных и информационных технологий динамично развивается и включает в себя самые разнообразные направления. Какие именно специалисты востребованы на рынке труда в связи с ключевыми тенденциями развития информационных технологий?
– В ближайшие годы объем рынка труда для ИТ-специалистов ожидает значительный рост, т.к. отрасль в целом страдает от нехватки кадров, что отражено в «Дорожной карте по развитию IT-отрасли на период 2013-2018 годов». Молодой специалист сегодня находит работу зачастую еще в процессе обучения. К моменту окончания университета по специальности или в смежных областях работают почти 100% обучающихся. Это говорит о недостатке нужных рынку специалистов и, соответственно, высоком спросе на эту профессию. По данным компании HeadHunter, отношение вакансий к количеству специалистов составляет 5:1. Если посмотреть ретроспективу рынка труда, то мы увидим, что спрос на ИТ-специалистов в течение последних 15-20 лет оставался стабильно высоким. Даже в моменты кризиса этот сектор рынка труда восстанавливался гораздо быстрее других.
В европейской части России первые десять мест самых востребованных ИТ-вакансий выглядят так: программисты и разработчики Java; web-разработчики с опытом работы на Ruby-on-Rails и Python; разработчики для мобильных платформ iOS/Android; Front-end разработчики; тестировщики и специалисты по контролю качества ПО; программисты 1С; программисты С++, C# и родственных языков программирования; системные администраторы; специалисты, знающие технологии виртуализации; специалисты технической поддержки.
На дальневосточном рынке труда и рынке Владивостока фокус бизнес-интересов направлен сегодня в основном в сторону разработчиков ИТ-решений и программистов (С#, PHP, Java, NET, «1С» и пр.), которые являются настолько «дефицитным товаром», что работодатели готовы предоставлять даже начинающим специалистам более чем достойную оплату. По данным портала Superjob.ru, помимо знаний собственно языков программирования, работодатели хотят видеть у своих ИТ-специалистов навыки гибкой разработки, т.е. опыт работы по технологии Аgile. Следует также отметить, что компании ищут программистов, умеющих работать в команде, владеющих инструментами быстрой коллективной разработки и тестирования программного обеспечения.
Выводы, которые можно сделать из анализа рынка труда: спрос на ИТ-специалистов будет расти неуклонно в течение многих лет; специалист в области ИТ – выгодная профессия для выпускника с точки зрения получения достаточно высокой заработной платы сразу после окончания высшего учебного заведения. Все эти факторы объясняют востребованность ИТ-направлений у абитуриентов.
– Расскажите об основных технологических тенденциях и информационной стратегии современного инновационного университета, каким является ВГУЭС?
– Информационные технологии уже изменили государства и общества, что отчетливо видно на примере развития Интернет, где наблюдается не просто технологический прорыв, а неизбежное зарождение нового стиля жизни и полная смена информационно-коммуникационной парадигмы. Для университета нет более насущной задачи, чем познание нового «сетевого» поколения – его культуры, психологии, ценностей и перемен, привносимых им в мир – и адаптацию учебного процесса под его потребности и возможности. Современные студенты готовы активно использовать в учебе переносные компьютеры и планшеты с беспроводными сетевыми адаптерами, мобильные телефоны и имеют индивидуальные возможности для сетевого доступа к цифровым ресурсам университета. Нам предстоит пересмотреть концепцию компьютерных классов в традиционном понимании и центров коллективного доступа к электронным ресурсам, которыми являются библиотеки. Наш анализ показывает, что более 50% времени в компьютерных классах используются офисные приложения и обучающие программы, т.е. приложения, которые легко могут быть запущены на планшетах и ноутбуках.
Что означает для университета готовность учащихся постоянно быть на связи? Сейчас сформировалась реальная потребность и запрос обучения «в любое время и в любом месте» – то, что активно обсуждалось в теории 10 лет назад. Реальность требует переосмысления традиционно выстроенной модели с лекциями и практиками в вузах и поурочной модели в школе. Нужно переходить на смешанную модель, когда часть традиционной нагрузки выводится в виртуальный режим. А для этого нужны качественно наполненные материалами обучающие среды, системы тестирования, порталы, сервисы потокового вещания видео, вебинары, рассылка СМС и т.п. Кроме того, нужны наставники, инструкторы, которые будут работать в таких средах.
Информационные технологии меняют и роль преподавателя в вузе: он превращается из единственного носителя знаний в учебного менеджера и наставника, направляя и контролируя усилия студентов – через индивидуальные задания, определение соответствующих учебных ресурсов, создание совместных возможностей для обучения, а также предоставления своего понимания материала и консультационную поддержку как во время очного процесса, так и в учебных средах и при виртуальном взаимодействии. Эти перемены легче озвучить, чем реализовать и, в конечном счете, успех или неудача нового подхода зависит от человеческого фактора и готовности преподавателя «войти» в виртуальные классы и среды.
– Почему обучаться по ИТ-направлениям нужно во ВГУЭС?
– Для того, чтобы выпускники вуза были востребованы и конкурентоспособны на рынке туда, необходимо выполнение нескольких условий: образовательные программы должны быть гармонизированы с востребованными на рынке профессиональными компетенциями и учитывать перспективы развития ИТ-отрасли; преподаватели должны иметь опыт разработки и применения современных ИТ-решений и уметь передать его студентам через проектную и научную работу; университет должен быть насыщен современными информационными технологиями, чтобы студенты с первых дней учебы были окружены технологиями и сервисами, с которыми им придется иметь дело после окончания университета.
Последнее требование во ВГУЭС реализовано через развитие концепции Электронного кампуса университета, которая объединяет технологии и людей в единую информационную экосистему, ключевым элементом которой является студент. Уровень и глубину информатизации вуза можно определить следующими критериями, которые учитывают комплексность решений и соответствие современному пониманию внедрения ИТ на корпоративном уровне: автоматизация управления правами пользователей, корпоративный портал, электронный документооборот, управление контентом, уровень интеграции, уровень управления инфраструктурой, облачная инфраструктура и виртуализация. По всем этим критериям ВГУЭС находится на уровне таких ведущих мировых лидеров, как Стэнфордский университет и Массачусетский технологический университет, и превосходит большинство российских вузов. ИТ-отрасль интернациональна, и в реализации концепции Электронного кампуса университета для улучшения качества образовательных программ мы сотрудничаем с партнерами из КНР и Республики Корея, которые тоже отмечают высокий технологический уровень наших решений. Следует отметить, что все ключевые среды и приложения разработаны и внедрены персоналом ВГУЭС, а это значит, что в университете есть квалифицированные специалисты, которые могут передать свой опыт студентам и привлечь их к решению этих задач.
В современных условиях изменяется сама парадигма обучения и существующая практика выдачи заданий и сохранения результатов практических занятий, внедрение проектных методов обучения. Во ВГУЭС уже реализуется концепция смешанного обучения, когда часть традиционных занятий переводится в режим электронного обучения с использованием сервисов Электронного кампуса и электронной образовательной среды Moodle. Для создания в университете равных возможностей доступа к цифровым образовательным ресурсам уже пять лет подряд студенты первого курса, успешно прошедшие промежуточную аттестацию, получают материальную помощь для приобретения ноутбуков. Сейчас таких студентов в университете более четырех тысяч. С помощью «Цифровой фабрики» - ФабЛаб студенты ВГУЭС могут осваивать современные методы 3D-прототипирования и визуализации. Используемое в университете разнообразие технологий и решений Электронного кампуса позволяет студентам на практике приобрести широкий спектр навыков, участвуя в программе «Учись и работай в кампусе».
Динамика развития информационных технологий настолько велика, что рынок требует постоянного изменения количества и качества знаний и умений от выпускника. С точки зрения университета это значит постоянную коррекцию учебных планов и дисциплин, регулярную переподготовку кадров. Для решения этих задач во ВГУЭС создан центр ИТ-компетенций. Кроме того, образовательные программы по ИТ-направлениям согласованы с требованиями профессиональных стандартов, которые разработаны Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий.
Базовой учебной структурой, обеспечивающей подготовку ИТ-специалистов во ВГУЭС является Институт информатики, инноваций и бизнес-систем. Он не случайно носит такое название – в нем отражены ключевые преимущества университета. Мы уже говорили о том, что информационные технологии вышли за рамки отрасли и стали определяющим фактором в развитии экономики всей страны. В эру цифровизации компании вынуждены менять бизнес-модели: рост бизнеса становится основным приоритетом для ИТ-директоров крупных компаний, с другой стороны, наблюдается растущая вовлеченность бизнес-директоров в принятия решений по выбору ИТ для автоматизации бизнес-процессов. Все это говорит о том, что в ближайшие годы резко возрастет спрос на специалистов, одновременно обладающих знаниями и навыками как в области информационных и компьютерных технологий, так и экономики, финансов и ключевых бизнес-процессов. ВГУЭС – признанный лидер в области реализации образовательных программ по экономике и управлению, и у нас есть возможность готовить уникальных и востребованных специалистов в области бизнес-информатики – разработки, внедрения и сопровождения информационных бизнес-систем.
Достижения ВГУЭС в области современных ИТ-технологий неоднократно получали высокую оценку у партнеров из ведущих университетов России и стран АТР, представителей государственных и бизнес-структур. Разработанные технологические решения, информационные среды и сервисы, входящие в состав «Электронного кампуса» ВГУЭС, соответствуют передовому мировому уровню развития информационных технологий. Именно поэтому глава города Владивостока Игорь Пушкарев предложил ВГУЭС стать координатором и ведущим разработчиком концепции SMART-города. Глава администрации Владивостока подчеркнул, что облачные технологии ВГУЭС, которые вуз более 10 лет использует, – экономически привлекательны и оправданы. Концепция SMART-города будет полезна населению, бизнесу и городской власти. Для граждан это – общественная безопасность, сокращение коммунальных платежей, качественные муниципальные услуги, удобный транспорт. Бизнесу «Умный город» поможет эффективно взаимодействовать с городскими службами, предоставит новые возможности для развития и создаст современную городскую бизнес-среду.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса становится лидером как в области создания уникальной информационной образовательной среды через реализацию и внедрение инновационных технологий в образовательный процесс и управление университетом, так и в области разработки и реализации востребованных образовательных программ в сфере информационных и компьютерных технологий. Ведущие преподаватели и сотрудники университета подтверждают свой высокий профессиональный уровень через разработку и внедрение информационных систем управления, уникальных сред и приложений, моделирование бизнес-процессов, что открывает для студентов большие возможности получить качественное образование по выбранному направлению, опыт практической работы во время обучения.