Предпринимательский университет: инновационный образовательный менеджмент как ответ на вызовы внешней среды

7 октября 2014
Предпринимательский университет: инновационный образовательный менеджмент  как ответ на вызовы внешней среды

Актуальной задачей российской высшей школы является не только ее собственное развитие в соответствии  с требованиями внешней среды, но и превращение в институт развития общества. Обе задачи неразрывно связаны, и их решение подразумевает новое качество отношений между университетами, государством и бизнесом, нацеленное  на повышение конкурентоспособности национальной экономики. При всей бесспорности данного тезиса, процесс идет болезненно, сложно, что дает повод ряду экспертов говорить даже о системном кризисе [2]. Действительно, в современной системе ВПО нельзя не увидеть серьезных проблем и противоречий, которые находят свое проявление в следующем:

– увеличение спроса на высшее образование, рост количества студентов, стремящихся его получить, с одной стороны, и одновременное снижение их мотивации к обучению в традиционных форматах и вовлеченности в образовательный процесс, с другой;

– высокая потребность в преподавателях, обладающих спектром компетенций для работы в новой образовательной парадигме, и одновременное усиление давления на академическую профессию, приводящее к ее деформации;

– несоответствие содержания образования запросам рынка труда: происходит перепроизводство специалистов с вузовскими дипломами, а работодатели жалуются на проблемы с поиском подходящих выпускников;

– потребность вузов в большей автономности и самостоятельности, выход на новый уровень предпринимательской активности и конкуренции, диверсификация источников финансирования, с одной стороны, и высокая степень государственного вмешательства и регулирования системы ВПО, существенное усиление контроля со стороны органов управления образованием за расходованием средств вузов, с другой;

– активное включение вузов в глобальный рынок образовательных услуг, расширение мобильности, международных партнерских связей, с одной стороны, и все большая ориентация на интересы, потребности и запросы локальной (в том числе, региональной) экономики.

В то же время при всем наличии кризисных проявлений говорить о сфере высшего образования как стагнирующей экономической отрасли нельзя. Скорее, наблюдается кризис смыслов и содержаний [2, с.17]. Обращаясь в предлагаемой статье к указанным проблемам и рассматривая их на примере деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС), подчеркнем дискуссионный характер некоторых высказываемых идей и рассчитываем на их дальнейшее обсуждение.

ВГУЭС позиционируется как социально ответственный предпринимательский вуз, создавший систему эффективного управления, использующий инновационные подходы к организации образовательного и научно-исследовательского процессов и стратегического партнёрства с субъектами рынка и власти. Актуальная стратегия развития вуза направлена на качественный рост исследовательской активности, реструктуризацию образовательных программ, рост кадрового потенциала, активный карьерный рост выпускников – цели, определенные руководством Министерства образования и науки как ключевые в повышении конкурентоспособности ведущих российских университетов [4].

Достижение заданных Минобрнауки параметров эффективности вуза – важная для нас и общества в целом задача, предполагающая концентрацию на ее решении серьезных ресурсов. В то же время нельзя не обратить внимание на несбалансированность целей повышения эффективности деятельности университетов и имеющихся у них ресурсов, что не дает возможности решения глобальных стратегических задач без ущерба для качества их выполнения. Так,  в зарубежных университетах  затраты на обучение бакалавра составляют в среднем 20 тыс. долларов США, у нас государство финансирует вузы из расчета примерно 100 тыс. руб. Мы считаем необходимым выполнение всех поставленных руководством российской высшей школы задач, хотя располагаем ресурсами, в разы меньшими, чем у зарубежных коллег, и при более высоких расходах (за исключением заработной платы). Чтобы увязать и скоординировать достижение стратегических целей и в то же время эффективно выполнять текущую работу, необходимы нетривиальные управленческие решения. Они должны быть направлены на повышение эффективности и доходности вуза и оптимизацию его издержек.

Главный ресурс, с помощью которого мы можем реализовать наши планы, – это научно-педагогические кадры. В настоящее время нагрузка по выполнению профессорско-преподавательским составом текущей академической работы максимально интенсивна и высока. Действующее на сегодня соотношение численности ППС и студентов (1:20) представляется предельно возможным, дальнейшее его повышение приведет к снижению качества образования. Снизить загруженность преподавателей нереально, речь скорее идет о необходимости перезагрузки, о пересмотре традиционной структуры деятельности ППС. Помимо научных исследований, учебного процесса и методической работы, которые, как правило, организованы архаично, по устаревшим технологиям, она предполагает множество других, весьма трудозатратных процедур – составление планов, отчетов и т.д. Эту работу пока никто не отменял, однако ее результаты сегодня не учитываются Министерством, когда речь идет об эффективности работы вуза.

Несмотря на то что содержание учебной и научной деятельности остается неизменным, нам необходимо переориентировать его на достижение стратегических целей, сформулированных обществом.  Преподаватель (вместе со студентами) должен делать не столько чисто учебную, академическую, сколько полезную для общества работу. Ее качество оценивается во ВГУЭС с помощью рейтинговой системы, включающей около 10 показателей, из которых преподаватель может выбрать для собственной оценки 3-4. Мы предлагаем ППС нашего университета сосредоточиться на трех основных направлениях деятельности (на выбор или всех вместе). 

  1. Научные исследования, выполняемые  совместно со студентами в рамках науко-ориентированного обучения. В качестве результата такой деятельности должны выступать опубликованные статьи, монографии, работы по грантам. Особое значение при этом мы уделяем показателям публикационной активности ППС  и уже добились, используя меры поощрения, значительного роста  количества публикаций в изданиях, индексируемых в базах данных Scopus и Web of Science.
  2. Модернизация образовательных программ и учебно-методического обеспечения, разработка и внедрение новых образовательных технологий при непосредственном выполнении студентами учебных задач в рамках различных дисциплин и междисциплинарных проектов. Результатом такой деятельности должны быть инновационные образовательные продукты (основные или дополнительные программы), реализуемые на базе технологий, стимулирующих образовательную активность студентов и их взаимодействие с преподавателем.

      В большинстве зарубежных вузов лекционная форма обучения сведена к минимуму, на смену им пришли технологии электронного, интерактивного обучения. Мы намерены пойти тем же путем. Для сокращения объема традиционной лекционной нагрузки ППС мы оптимизируем учебные планы, уменьшаем количество дисциплин трудоемкостью меньше трех зачетных единиц и определяем дисциплины, которые можно перевести в режим электронного обучения. Чтобы освободить преподавателя от рутинной  «бумажной» работы, весь  технический функционал передается с кафедр в дирекции соответствующих институтов. Важно дать преподавателям свободу, которая выразится в  конкретном наполнении учебной программы новым содержанием. И эту работу они должны делать вместе со студентами в рамках учебного процесса.

3. Реализация в рамках практико-ориентированного обучения различных проектов, в том числе, в ходе учебной и производственной практики, внеучебной и самостоятельной работы, курсового и дипломного проектирования, работы в бизнес-инкубаторе. Поскольку речь в данном случае идет о выполнении конкретных заказов, полученных от бизнес-среды и университета (который также является крупным заказчиком), результатом будут считаться средства, полученные от выполнения таких проектов. Так, за 5 мес. текущего года кафедры университета заключили 45 договоров с юридическими лицами на выполнение различных проектов и научно-исследовательских работ на сумму 3 млн. руб. (за 2012 г. эта цифра составила 1,9 млн. руб.) и выполнили значительный объем практической работы для подразделений университета.

В то же время мы должны признать, что пока рано говорить о реализации  масштабных проектов по заказам от бизнеса, который в нашем регионе не имеет какого-либо четко сформулированного запроса на инновации. Однако и преподаватели часто не знают бизнеса, актуальных потребностей работодателей и в результате учат студентов тому, что знают, а не тому, что востребовано.

Смысл предпринимательского университета состоит не только в том, чтобы ориентироваться  на нужды предприятий, но и в том, чтобы сам вуз как крупный инновационный бизнес создавал новые наукоемкие производства. ВГУЭС, являясь таковым, сам должен стать институциональной средой для инновационных идей. Начав с себя и получив значимые результаты внедрения инноваций, повышения собственной эффективности, мы сможем предложить бизнесу качественные, проверенные на собственном опыте идеи и продукты и тем самым активизируем его для развития сотрудничества.

Возможности для внедрения инноваций у нас есть: например, мы реализовали проект «Электронный кампус», технологические решения, информационные среды и сервисы которого соответствуют передовому мировому уровню развития информационных технологий. В то же время университет имеет много нерешенных проблем: это и управление системой разветвленного кампуса, и решение маркетинговых задач, и многие другие вопросы университетского менеджмента.

Если университет готовит менеджеров, маркетологов, дизайнеров, IT-специалистов, специалистов в области сервиса и т.д., то лучшим показателем качества подготовки будет являться высокий уровень состояния дел по этим направлениям в самом университете. Вот почему мы ставим перед кафедрами задачу принять самое активное участие в решении конкретных проблем вуза. Причем делать это не в теоретическом аспекте (то есть в виде научных рекомендаций), а в виде конкретных проектов, реализованных совместно с соответствующими административными подразделениями. Например, кафедра сервиса транспортных средств должна организовать работу, связанную с решением транспортных проблем на территории кампуса; дизайнеры – организовать внутреннее и внешнее пространство кампуса;  преподаватели-маркетологи – заняться разработкой и воплощением маркетинговой тактики и стратегии вуза и т.д. Под их руководством и при непосредственном участии подразделения вуза должны обеспечивать запланированные результаты.

В качестве примера такого, уже реализованного, подхода можно привести проведение в мае текущего года крупнейшего для Владивостока и Приморского края мероприятия  – Недели моды и стиля стран АТР, гостями и участниками которой стали известные в мире модельеры, дизайнеры, парикмахеры, стилисты, фотографы (общее количество участников превысило 6000 чел.). Наши преподаватели и студенты представили свои коллекции в нескольких номинациях, приняли участие и стали победителями конкурсов, проводившихся в рамках Недели.  Кроме того, ППС и студенты ВГУЭС составляли большую часть  управленческого и административного корпуса проекта на всех его этапах: они управляли проектами, разрабатывали фирменный стиль, занимались оформлением помещений, работали хореографами, встречали и сопровождали гостей, обеспечивали информационное обслуживание и т.д. Организаторы и гости Недели чрезвычайно высоко оценили вклад преподавателей и студентов ВГУЭС в подготовке и проведении грандиозного мероприятия. Для нас это стало подтверждением того, что мы можем делать то, чему учим. А самое важное заключается в том, что ППС и студенты, участвующие в этих проектах, приобрели актуальные профессиональные компетенции, которые будут востребованы внешними работодателями.

Очевидно, что все три выбранных направления могут и должны служить источником капитализации вуза и инструментом поиска новых источников его дохода. Иными словами, результаты работы ППС должны быть востребованы внешней средой  при обязательном привлечении к этой работе студентов и работать на достижение стратегических и тактических целей университета. Главными критериями достижения такого результата должны быть темпы карьерного роста выпускников и признание вуза и преподавателя в научном сообществе. Если этого не происходит, то надо подумать, должен ли преподаватель учить чему-либо, если сам не знает бизнеса и не готов произвести продукт, востребованный на рынке. В связи с этим мы предложили запланировать для преподавателей получить за выполнение работ по указанным выше направлениям порядка 100 тыс. рублей за учебный год. При этом наши расчеты исходят из того, что, при среднегодовой оплате труда ППС более 500 тыс. руб., вышеназванная сумма,  соответствующая всего 20 процентам фонда заработной платы, будет весьма скромным показателем, свидетельствующим о востребованности интеллектуального продукта каждого отдельного преподавателя. Важно, что эти заработанные преподавателем средства будут целиком направлены на оплату его труда, что приведет к увеличению его заработной платы в среднем на 7 тыс. руб. в месяц.

Требования к реализации практико- и науко-ориентированного обучения должны стать обязательными для выполнения всеми научно-педагогическими работниками университета и быть формализованы в показателях и индикаторах оценки их деятельности, в том числе в требованиях к прохождению по конкурсу на должности, а также в показателях премирования. У нас есть основания считать такие требования вполне справедливыми и разумными. За последние годы университет сделал очень много для создания условий для полноценной работы преподавателей, начиная с заработной платы, оборудования лабораторий и заканчивая социальной сферой. Запланировано и уже несколько лет реализуется ежегодное повышение средней заработной платы примерно на 15 процентов. При среднемесячном доходе ППС на уровне 46 тыс. руб. мы чувствуем себя вправе ставить перед ним задачи учить студентов не тому, чему он может научить, а тому, что надо внешней среде.

Новое содержание образования, его ориентация на запросы общества требуют и изменения образовательной парадигмы, в соответствии с которой знания должны не передаваться от преподавателя, а конструироваться самим студентом с помощью собственной образовательной активности при направляющем участии преподавателей. Компетенции, на формировании которых базируется ФГОС,  развиваются только с помощью деятельности, то есть решения практических задач. Студенты должны делать полезную, осмысленную  работу, решать реальные задачи из сферы будущей профессиональной деятельности и представлять их решение реальному потребителю. По сути, речь идет о проектном образовании [2].

В книге Г.Ицковица, обосновывающей главенствующую роль современных университетов в инновационном развитии общества [6], автор подчеркивает, что принципы предпринимательского университета надо применять и к студентам во время их учебы. Процесс их обучения должен быть не просто академическим – то есть не только академические занятия и самостоятельная работа с учебной литературой. Это должна быть передача знаний, практических навыков, опыта предпринимательства и инновационной деятельности.

В качестве примера того, какой мы видим организацию этой деятельности, приведу международную образовательную программу подготовки бакалавров гостиничного менеджмента, которую  ВГУЭС реализует совместно  с Pacific International Hotel Management School (PIHMS,  Новая Зеландия) по лицензии и образовательным стандартам этой школы. Форма программы предусматривает обучение во ВГУЭС в течение двух лет и обучение в PIHMS в течение третьего года, с выдачей новозеландского диплома бакалавра. Внутри каждого учебного года 6 месяцев составляют учебные занятия, следующие 6 месяцев – выездная, как правило, зарубежная, практика в сетевых отелях, организуемая ВГУЭС. В образовательный процесс, который ведется на английском языке, интегрированы производственная практика и производственное обучение. Студенты живут в учебной гостинице и питаются в учебном ресторане, которые одновременно являются местом их обучения и работы: пока половина студентов изучает дисциплины программы, другая половина обслуживает их так, как это делается в реальных отелях. Для этого проекта, финансируемого в рамках Программы развития ВГУЭС на 2012-2016 годы, которая победила в конкурсе Минобрнауки РФ, организована специальная подготовка тьюторов и менеджеров, создана учебно-лабораторная база, приобретено технологическое оборудование для ресторанно-барного и гостиничного комплексов.  

Другой проект в рамках Программы развития ВГУЭС – создание учебного банка. В университетском кампусе открылся новый офис акционерного коммерческого банка «Приморье» – одного из крупнейших региональных банков страны, заинтересованного в подготовке выпускников с необходимыми компетенциями. В нем предусмотрена учебная аудитория, интегрированная в рабочую среду кредитного учреждения. Все студенты, изучающие банковское дело и финансовый менеджмент, будут работать в этой аудитории и осваивать операции, осуществляемые в реальном рабочем процессе (естественно, с ограничениями, связанными с конфиденциальной информацией). Для таких занятий уже создано специальное методическое обеспечение, ставящее целью формирование профессиональных компетенций. В учебном банке будет организовано обучение банковской грамотности студентов всех направлений подготовки, старших школьников и взрослого населения.

Отдельного рассмотрения требует и организация практик, которые мы считаем малоэффективными в сложившейся традиционной форме, поскольку они не достигают главной цели – овладения студентами профессиональными компетенциями в условиях реального производства, то есть на предприятиях. В применяемой нами модели университет рассматривается как компания-работодатель, имеющая возможность организовать практику для студентов, обучающихся по всем основным образовательным программам. Учебная практика для студентов первых курсов организуется по заявкам внутренних работодателей ВГУЭС, для чего в большинстве подразделений университета созданы практико-ориентированные площадки. Конечно, реализуя этот проект, мы не могли не столкнуться с типичными проблемами, которые возникают у компаний и организаций, принимающих студентов на практику. В то же время такой подход имеет и много преимуществ: территориальная близость мест прохождения практики позволяет осуществлять прохождение практики в течение учебного года по гибкому графику без ущерба для посещения студентом аудиторных занятий; появляется возможность осуществлять контроль на всех этапах прохождения практики; студенты не только получают практические навыки, но и, действуя под руководством преподавателей и сотрудников университета, могут реализовать в стенах ВГУЭС конкретные проекты, которые повысят эффективность деятельности самого вуза и за которые университет готов платить. В этом случае в процесс обучения реально интегрированы обучение, исследования и практика, что позволяет формировать профессиональные компетенции обучающихся на основе решения реальных производственных проблем, в том числе внутренних подразделений университета.

     Опыт показывает, что практика в течение 2-3 недель, как правило, неэффективна: студенты не успевают освоиться в новой среде и тем более – получить необходимые компетенции; работодатели не готовы всерьез работать с практикантами, приходящими на короткий срок и не в самое удобное для них время. В связи с этим мы считаем разумным и целесообразным объединить ежегодные практики бакалавров в одну, выделив для их прохождения четвертый год обучения. Проходя объединенную практику, студенты смогут адаптироваться к предстоящей профессиональной деятельности, получат необходимые навыки и компетенции. Проживая в общежитии и получая стипендию, они в то же время обретут опыт самостоятельной жизни и возможность заработать. Работодатели при такой схеме организации практики получают, по сути, постоянного сотрудника, на которого можно возложить определенные обязанности и ответственность за их исполнение. За этот период вполне реально адаптировать такого специалиста к работе в компании, и если это произойдет, пригласить его на работу после окончания вуза. Для университета преимущества заключаются в повышении качества подготовки выпускников и более эффективном использовании материальной базы.

Конечно, это потребует перестройки учебного процесса и использования сетевой формы реализации образовательных программ, что особенно актуально в свете начала действия нового ФЗ «Об образовании». В то же время учебный процесс будет осуществляться в рамках ФГОС, который, как известно, позволяет проводить лекции в интерактивной форме, а значительная часть практических занятий будет проводиться на предприятиях, где находятся базовые кафедры.

Образовательные технологии, обеспечивающие освоение деятельности (в отличие от усвоения суммы знаний) и опирающиеся на образовательную активность обучающихся, были оценены экспертами, участвовавшими в форсайте высшей школы России [3], как необходимые и перспективные.  При применении таких технологий акцент делается на гибкость, интенсивность, модульность образовательных программ, использование активных и интерактивных технологий образования, а также технологий через включение в исследования и разработки. Все названные качества образовательного процесса предполагают и новый взгляд на его организационную и экономическую стороны.

В большинстве развитых стран сроки обучения по программам бакалавриата составляют от 3 до 4 лет.  При этом многие вузы, исходя из соображений экономической эффективности и повышения конкурентоспособности, достаточно гибко подходят к этому вопросу. Например, в сингапурском колледже Каплан, признанном одним из лучших частных учебных заведений, есть программы с партнерскими университетами, которые длятся 16 месяцев без перерыва. Для самих университетов преимущества заключаются в повышении эффективности использования основных фондов, оптимизации стоимости образовательных программ.  Учащиеся также заинтересованы в этом: компактные, уплотненные (за счет практически непрерывного учебного процесса) сроки обучения позволяют оптимизировать расходы на учебу и проживание, а главное – наиболее соответствуют постоянным и быстрым изменениям, происходящим во внешней среде и, в первую очередь, в различных сферах профессиональной деятельности.

У нас обучение в бакалавриате длится 3 года 10 месяцев. Всегда ли мы рационально используем время? Каникулы у нас одни из самых длительных. Возможен и пересмотр традиционной организации сессий. С введением балльно-рейтинговой системы оценки необходимость в них вообще становится минимальной, поскольку контроль компетенций осуществляется постоянно, в течение семестра.  Мы можем отказаться от сессий, на которые уходит в сумме 6 недель в год. В свою бытность ректором Московского института стали и сплавов нынешний министр образования и науки РФ Д.Ливанов справедливо отметил, что эффективность подготовки зависит не от сроков, а от способа обучения [4]. В настоящее время мы обсуждаем возможность сокращения сроков теоретического обучения по образовательным программам бакалавриата до 3 лет, а четвертый год, как уже говорилось, выделить для прохождения единой практики и итоговой аттестации.

Подводя итог, отметим следующее. Инновационная модель обучения, внедряемая во ВГУЭС, позволяет  организовать его как многофункциональный процесс проектирования и формирования профессиональных компетенций обучающихся, адаптированный к потребностям и реалиям регионального предпринимательского вуза, стремящегося соответствовать вызовам времени. Реализация нашего подхода обнаруживает несовершенство федеральных государственных образовательных стандартов, содержание которых является поводом для острых дискуссий в академическом и профессиональном сообществах. Главный вывод заключается в необходимости и возможности модернизации ФГОС с учетом реальных потребностей государства, рынка труда и общества в целом.

Нельзя не говорить и  о том, что далеко не все предлагаемые идеи поддерживаются нашими преподавателями. Для нас это является сигналом к необходимости продолжать организационно-управленческие преобразования, при этом ставя во главу угла формирование эффективной системы управления кадровым потенциалом. Другую причину мы видим в том, что для перестройки содержания и организации преподавательской деятельности требуются не только соответствующие условия (они созданы), но и внутренняя мотивация, потребность ППС, руководителей  кафедр и университета в изменении мышления, развитии инициативы и способности учиться. Необходимо понимание, что  в изменившемся социально-экономическом контексте университеты не только не могут и не имеют права  работать в изоляции, но и должны стать интегральной частью национальной инновационной системы.

Литература

  1. Бодункова А.Г., Ниязова М.В., Черная И.П. Создание учебной бизнес-среды как инновационной модели практико-ориентированного обучения в предпринимательском вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.  URL: www.science-education.ru/106-7647
  2. Дреер Р. Применение принципов проектного образования в программах бакалавриата // Высшее образование в России. – 2013. – № 2. – с.46-49.
  3. Ефимов В.С., Лаптева А.В., Дадашева В.А. Форсайт высшей школы России: новые миссии и функции, перспективные технологии и форматы деятельности. – Университетское управление: практика и анализ. – 2012. – № 3. – с.13-48.
  4. Навстречу бакалавриату: за и против. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://www.ucheba.ru/vuz/5855/article/12349.html
  5. Состоялось первое заседание Совета по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3323
  6. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии / Генри Ицковиц; пер. с англ. под ред. А.Ф. Уварова. – Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. – 238 с.