Top.Mail.Ru
Преподаватель ВГУЭС Игорь Бажанский принял участие в VI Научной школе, организованной Европейской организацией ядерных исследований . Владивостокский государственный университет ВВГУ

Преподаватель ВГУЭС Игорь Бажанский принял участие в VI Научной школе, организованной Европейской организацией ядерных исследований

17 ноября 2014
Преподаватель ВГУЭС Игорь Бажанский принял участие в  VI Научной школе, организованной Европейской организацией ядерных исследований

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса уделяет большое внимание развитию образовательных направлений, связанных с естественными науками. В Институте автоматики и процессов управления ДВО РАН открыта базовая кафедра современной оптики и фотоники ВГУЭС, где занимаются студенты   направлений «Радиотехника» и «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», в 2015 году открывается  набор на профиль «Оптоэлектроника». Благодаря сотрудничеству с ДВО РАН у студентов ВГУЭС есть возможность участвовать в актуальных и современных научных исследованиях в различных областях физики – оптики, физики поверхности твердого тела, наноэлектроники.

Крупные научные центры по всему миру осознают важность поддержки естественнонаучного образования, открывают программы и научные школы для учителей и школьников. Так, в ноябре 2014 года доцент кафедры информационных технологий и систем, заместитель директора Центра «Абитуриент» ВГУЭС к.ф.-м.н. Игорь Бажанский принял участие в VI Научной школе для учителей физики из стран-участниц Объединённого института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна) в Европейской организации ядерных исследований (CERN).

Программа школы включала лекции ведущих учёных из Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова (Гатчина), Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН, Института ядерных исследований РАН, Бирмингемского университета (Великобритания), Принстонского университета (США), университета штата Мичиган (США), университета Коннектикута RIKEN BNL (США), Объединённого института ядерных исследований, Европейской организации ядерных исследований, лабораторные занятия, посещение музея «Микрокосм», медийного центра Глобус и экскурсии на экспериментальные установки Большого адронного коллайдера (LHC).

VI Научная школа в Швейцарии собрала лучших преподавателей физики из Армении, Белоруссии, Казахстана, Украины и Российской Федерации. Для того чтобы стать участником школы, нужно было подать заявку и представить портфолио – ОИЯИ и ЦЕРН приглашают тех, кто учит физике не формально, ради сдачи ЕГЭ, а действительно стремится увлечь учеников своим предметом, занимается с ними факультативно и помогает добиваться успехов в олимпиадах, научных и исследовательских проектах. Заместитель директора Центра «Абитуриент» ВГУЭС Игорь Бажанский  более двадцати лет занимается олимпиадным движением и подготовкой школьников для участия в олимпиадах разного уровня. Каждый год его ученики становятся победителями и призерами всероссийских и международных олимпиад по физике. Стоит отметить, что региональный этап олимпиады школьников по физике проходит на базе ВГУЭС, как и заключительный этап олимпиады «Высшая проба».

– Игорь Иосифович, расскажите о том, что представляет собой Научная школа?

–  Соучредителями школы являются ЦЕРН (Европейская организация ядерных исследований) и Объединенный институт ядерных исследований (г. Дубна, Россия) – две  крупнейшие  научные структуры по исследованиям в области физики ядерных взаимодействий и элементарных частиц.   Идея школы – приглашать лучших учителей физики   для знакомства с ЦЕРНом и с теми исследованиями, которые здесь ведутся. Это и популяризация науки, чему в ЦЕРНе уделяется большое внимание, и разговор через учителей с учениками, которым в будущем предстоит стать студентами, аспирантами и научными работниками.  «Учитель физики – наш партнер и коллега», –  говорили организаторы Научной школы.

Все знают, что Большой адронный коллайдер – это и есть та самая большая наука, ее передний край, одно из самых значительных достижений человечества в познании мира и тайн природы. Но одно дело – читать об этом в Интернете или смотреть по телевизору, а совсем другое – самому побывать в месте, где происходят эксперименты, и увидеть все своими глазами.  Лично для меня участие в школе  имеет особое значение. Свою научную деятельность я начинал 30 лет назад именно в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. И сейчас, посетив ЦЕРН, место, где добываются экспериментальные новые данные и возникает новое знание,  испытываю небольшую ностальгию. Это было очень интересно, полезно и познавательно.

Во-первых, мы слушали лекции ведущих ученых, нам рассказали о научных программах и проектах, реализуемых в ЦЕРНе – часть из них связаны с медициной, с космическими исследованиями. Во-вторых, нам очень повезло, что все установки Большого адронного коллайдера находились в режиме профилактики (все предыдущие эксперименты уже завершились, идет подготовка к следующим),  и туда допускали посетителей, проводили экскурсии. Во время работы  и проведения экспериментов никому из посторонних там находиться нельзя. Но нам, повторюсь, повезло, мы   спускались на глубину 100 метров и могли посмотреть основные установки и элементы работы коллайдера – от генерации протонов до измерения и исследования в момент взаимодействия частиц.

– И какое впечатление на Вас произвел Большой адронный коллайдер?

– Впечатления потрясающие – когда об этой установке слышишь или читаешь, все равно невозможно до конца осознать грандиозность происходящего. С одной стороны, у нас есть  пучок элементарных частиц очень малых размеров, а с другой – коллайдер, 27 километров установок, сложнейшая система, где все работает согласованно, частицы летят по определенным траекториям, нужные взаимодействия происходят в нужной точке с точностью до миллиметра, и вся эта информация – а в одну  секунду может происходить до 1500 событий – фиксируется и обрабатывается. Вся эта система работает точно и слаженно, как хорошие швейцарские часы! Только, когда находишься там, возникает ощущения невозможности происходящего, – но, тем не менее, коллайдер работает четко и без сбоев, ученые проводят эксперименты, получают данные, и самый главный результат уже достигнут  –  обнаружен бозон Хиггса. Сейчас коллайдер будет выходить на другой уровень энергетических мощностей, есть дальнейшая перспектива, впереди – новые задачи, новые исследования, новые эксперименты и новые результаты.

Главный же результат прошедшей Научной школы заключается в том, что ее участники увидели все своими глазами, поговорили с учеными – инженерами, электронщиками, экспериментаторами и теоретиками. И теперь учителя  могут донести всю эту атмосферу, впечатления и информацию до своих учеников и  указать им пути, по которым можно идти в большую науку.

– Насколько школьная физика далека от «большой науки»? Ведь получение новых данных, их осмысление, возникновение новых теорий идет постоянно, и школьная программа явно не успевает.

– У школьной физики совершенно другие задачи. Даже те лекции, что нам читали в рамках Научной школы, были научно-популярными, адаптированными. И все равно нам было понятно далеко не все. Это серьезная наука, которой надо постоянно заниматься в течение многих лет, чтобы досконально разбираться в какой-то области и работать в ней, творить, экспериментировать. В школе, например, не изучаются сильные или слабые взаимодействия, тем более, что они не изучаются и в большинстве высших учебных заведений, где преподают физику.

Цель школьного курса – сформировать основную классическую картину мира на основе научного знания, дать представление об основных физических законах, способах познания и описания. Но мне кажется, что главная задача учителя – влюбить ученика в физику, показать, что тем материалом, который он изучает в школе, физика не ограничивается – это всего лишь  маленький шажок в огромный увлекательный мир современной науки. Более серьезные знания он будет получать уже в университете, где есть возможность выбрать свою специализацию и будущую профессию. Кто-то уходит в промышленность, в производство, в бизнес, а кто-то идет в науку. Причем, для работы на том же Большом адронном коллайдере нужны не только физики-теоретики и физики-экспериментаторы, но и электронщики, инженеры, программисты, расчетчики, обработчики информационных данных и многие другие специалисты.  В науке успешно работают тысячи людей различных профилей и направлений.

Но надо понимать, что интерес и любовь к физике, вкус к научному поиску ученику может привить только учитель. Если в школе это упущено, то ребенок выберет другие направления подготовки для дальнейшего обучения в университете.  И в ЦЕРНе это очень хорошо осознают, именно поэтому существует и Научная школа для учителей физики, и большое количество других образовательных проектов, в том числе конкурсы и экскурсии. Хорошо, когда преподаватель видит все возможности и перспективы, которые открываются перед его учениками, и может сказать, что не надо бояться заниматься наукой и из ложных опасений выбирать более приземленную профессию. Если ты любишь физику, если ты чувствуешь, что это – твое, тебе это важно, нужно и интересно, то ты можешь пойти дальше и достичь всех возможных высот.