Стратегия развтия Дальнего Востока и сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии
Развитие Дальнего Востока и интеграция в Азию
А.П.Латкин, руководитель института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС
В стратегии развития России до 2025 года особый акцент сделан на усиление уже в ближайшей перспективе реализации национальных экономических интересов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Безусловно, основной стратегический замысел заключается в смене главного приоритета российской экономики с Европы на Восток, что наглядно подтверждается в последние годы политическими и экономическими инициативами президента В.В. Путина и его команды.
Столь полярное изменение вектора развития России имеет как объективные, так и субъективные предпосылки.
К первым следует отнести необходимость сохранения достигнутых масштабов российского производства и экспорта каменного угля, нефти, природного газа, а также электроэнергии. Экспортный потенциал этих ресурсов в стратегической перспективе будет увеличиваться за счет месторождений и гидроэлектростанций восточных регионов, где, как известно, и численность населения, и промышленное производство за период рыночных реформ, то есть за последние 25 лет, значительно уменьшились.
Одновременно возрос спрос на углеводороды и электроэнергию в странах АТР, прежде всего в Японии, КНР, Республике Корее и Вьетнаме. Стоит отметить, что в 2013 году экспорт российского каменного угля через морские порты Дальнего Востока составил 53,4 млн. тонн, сырой нефти и нефтепродуктов 42,7 млн. тонн, сжиженного газа 10,8 млн. тонн, что почти в 5 раз больше показателей 2003 года. В том же 2013 году по существующей линии электропередач из Амурской области в КНР и Монголию было экспортировано 3,9 млрд. кВт час электроэнергии. По отношению к 2012 г. российский экспорт во Вьетнам нефти и нефтепродуктов вырос в 6 раз. Подавляющая доля вьетнамских инвестиций (91%) в Россию приходится на российско-вьетнамские нефтегазовые проекты.
Объективности ради следует признать значительную зависимость восточных регионов России от импортных товаров (продовольствия, одежды, обуви, строительных материалов, автомобилей, судов, электронно-бытовой техники и т.п.) из КНР, Республики Корея, Японии и других стран АТР.
Обозначенные процессы значительно усиливаются таким субъективным фактором, как объявленными Евросоюзом и США санкциями к России, признанной виновной в событиях на Украине.
Таким образом, вектор развития на Восток для российской политической и экономической политики можно признать вполне ожидаемым, оправданным и целесообразным. Тем более, что России выпадает роль интегратора двух транспортных систем: европейской и азиатской, а также важная миссия устойчивого взаимовыгодного партнерства с высокоразвитыми Японией, Республикой Кореей и Китаем, а также быстро развивающимися в последние годы экономиками Вьетнама, Малайзии и других стран.
Стратегическое видение экономики Китая, Японии и Республики Кореи в контексте их интеграционных возможностей может задать новый вектор развития СВА, раскрыть дополнительные ресурсы для формирования здесь единого экономического пространства, способного на равных сотрудничать и конкурировать с ЕС и НАФТА.
Перечисленные страны проявляли крайнюю заинтересованность в активном участии в работе ВТО и рассчитывают сыграть свою роль в разработке новых правил игры на мировых рынках. Не менее серьезным и наступательным является их отношение к региональным и субрегиональным экономическим институтам – АТЭС и АСЕАН, а для Китая - важным стратегическим аспектом интеграционного взаимодействия является и Шанхайская организация.
Япония хотела бы взять на себя роль лидера и спонсора научно-технической кооперации в АТЭС, Китай – роль лидера в использовании людских ресурсов АТР, а вместе с Гонконгом – и роль одного из региональных финансовых центров. Республика Корея претендует на то, чтобы превратиться в информационно-технологический и компьютерный центр АТР и единовременно в центр транзитных авиаперевозок.
Исходя из обозначенных стратегических перспектив, вектор развития России на Восток усиливает необходимость ее участия в интеграционных процессах со странами АТР, прежде всего с КНР, Республикой Кореей и КНДР, Вьетнамом, Японией.
С учетом тенденций международного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества и нынешнего участия в этом процессе России новая стратегическая установка российского Президента на «поворот к АТР» является задачей поистине масштабной. Оценка сравнительной динамики внешнеторгового оборота показывает, что пока для России преобладающими являются экспортно-импортные отношения с Европой, объем которых в 2013 году был почти в 2,4 раза выше, чем с АТР. Следует отметить, что в 2005 году это превышение было более существенным, что подтверждает наступающую «смену российских торговых приоритетов с Европы на Восток.
Об этом свидетельствует и динамика индекса внешнеторгового оборота России, который, в последние 3 года, значительно выше на восточном направлении, чем на европейском. На изменения последних лет наиболее существенное влияние оказывают торгово-экономические отношения России с обозначенными выше странами, то есть с Китаем, Республикой Корея, Японией и Вьетнамом. Важно подчеркнуть, что в этот период наиболее устойчивую динамику роста данного показателя демонстрируют торговые отношения России с Вьетнамом.
В международном инвестиционном сотрудничестве Россия так же пока значительно больше интегрирована с Европой, чем со странами АТР. В частности, по итогам 2013 года европейский объем инвестиций в российскую экономику почти в 100 раз превысил азиатский. Инвестиции России также на европейском направлении были в 33 раза больше, чем на азиатском (табл. 1, табл. 2).
Таблица 1. Инвестиции в РФ из других стран, млн. долл. США
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2007 - 2013 |
|
Европа |
33 789 |
44 727 |
19 412 |
33 821 |
41 900 |
41 115 |
63 659 |
188% |
АТР |
339 |
521 |
947 |
1 465 |
364 |
1 800 |
644 |
189% |
США |
1 860 |
2 161 |
2 296 |
435 |
276 |
285 |
456 |
24,5% |
Таблица 2. Инвестиции резидентов РФ в другие страны, млн. долл. США
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2007 - 2013 |
|
Европа |
34 911 |
36 333 |
31 896 |
37 967 |
45 859 |
33 136 |
23 399 |
67% |
АТР |
90 |
113 |
128 |
350 |
450 |
1 732 |
703 |
781% |
США |
973 |
7 264 |
1 634 |
1 060 |
1 625 |
688 |
763 |
78% |
Приведенные данные, безусловно, усиливают необходимость создания в сравнительно короткие сроки качественно новых условий для активного включения в интеграционные процессы России с АТР его самого ресурсоемкого дальневосточного региона.
Именно эта ключевая задача положена в основу Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года.
Для разработки Стратегии были привлечены институты Российской академии наук, а также отраслевые институты и проектные организации Дальнего Востока. Для получения исходной информации широко задействовались органы федеральной и региональной власти, государственные корпорации, были сформированы рабочие группы представителей министерств и ведомств. В разработке Стратегии участвовали Министерство иностранных дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная миграционная служба, Служба внешней разведки, то есть вопросы безопасности получили здесь отражение, наряду с вопросами экономики. Проект был взят за основу Правительством РФ и прошел общественные слушания во всех регионах действия.
С некоторыми доработками от Министерства регионального развития РФ Стратегия была утверждена Правительством РФ 28 декабря 2009 года. Стратегия определяет перспективные потребности регионов в транспортной, энергетической и другой инфраструктуре
В 2012 году Федеральный центр предпринял новые институциональные меры по развитию Дальнего Востока. Было создано Министерство по развитию Дальнего Востока, которое возглавил бывший губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев, а также фонд прямых инвестиций на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Новое министерство одной из главных задач видело разработку и исполнение Государственных программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года» и «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», которые были утверждены правительством России 29 марта 2013 года. В этих документах главный акцент был сделан на следующем:
- формирование условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион с диверсифицированной экономикой в структуре которой преобладают высокотехнологичные производства с высокой добавленной стоимостью.
- кардинальное улучшение социально-демографической ситуации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, создание условий для сокращения оттока населения и обеспечения миграционного прироста с преобладанием квалифицированных специалистов.
29 ноября 2012 года Владимир Путин на заседании Президиума Государственного совета по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья сформулировал задачу по выводу этих регионов в экономические лидеры России путем реализации здесь масштабных инвестиционных проектов. При этом был сделан акцент на сбалансированное развитие, а не на добычу и экспорт имеющихся в регионе сырьевых ресурсов. Главное внимание было уделено созданию на Дальнем Востоке и Забайкалье не просто благоприятных, а особых условий для ведения бизнеса, а именно:
- установление нулевой ставки федеральной части налога на прибыль в первые 10 лет работы вновь создаваемых промышленных производств с объемом инвестиций не менее 500 млн. руб.;
- освобождение от налога на добычу твердых полезных ископаемых при объеме инвестиций не менее 500 млн. руб.;
- предоставление возможности региональным органам власти вводить нулевую ставку налога на прибыль взамен существующей льготы по ее снижению на 4,5%;
- докапитализация уставного капитала фонда развития Дальнего Востока и Забайкалья до 15 млрд. рублей при поддержке инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства с последующим увеличением этого фонда до 100 млрд. рублей его эффективной работы.
На заседании Российского правительства 5 февраля 2014 года было решено в целях опережающего социально-экономического роста, создать единую систему следующих институтов развития региона:
- ОАО «Дальний Восток», участвующее в создании и управлении территориями опережающего социально-экономического развития;
- Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока, осуществляющее деятельность по инвестиционному и внешнеэкономическому продвижению Дальнего Востока;
- Агентство по развитию человеческого капитала, организующее обеспечение инвесторов необходимыми кадрами, в том числе за счет обучения и привлечения новых жителей;
- ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона», участвующее в финансировании инфраструктуры и проектов резидентов территорий опережающего социально-экономического развития. Этот фонд является предприятием государственного «Внешэкономбанка», инвестирующего в промышленные проекты национального масштаба.
Весной 2014 года новый состав Министерства развития Дальнего Востока во главе с Александром Галушко еще раз проанализировал более 400 инвестиционных проектов, отобрал 23 наиболее эффективных и из них 16, которые были наиболее готовы к практической реализации, располагали конкретными частными инвесторами.
Утвержденная правительством России 15 апреля 2014 года государственная откорректированная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» предусматривает ассигнования федерального бюджета на 2014-2020 годы в сумме 9,7 млрд. долларов США, то есть, сокращается примерно в 11 раз по сравнению с предыдущим вариантом. При этом соотношение бюджетных и внебюджетных инвестиций принципиально изменяется, в сравнении с прошлыми программами, в пользу вторых.
Таким образом, успех реализации Стратегии социально-экономического развития российского Дальнего Востока в значительной степени связывается с инвестиционным сотрудничеством с бизнес-структурами стран АТР. Положительный опыт такого сотрудничества уже есть.
В последние годы в различных регионах Дальнего Востока осуществляются инвестиционные проекты в лесной и деревоперерабатывающей, рыбной, автомобильной, приборостроительной промышленности, в гостиничном и ресторанном бизнесе, в сельском хозяйстве с участием КНР, Республики Корея, Японии и других стран. В частности, в г. Владивостоке выведено на проектную мощность автосборочное производство «Соллерс», создается новое предприятие по сборке автомобилей «Мазда», построен завод по производству энергосберегающего оборудования «Хендэ». В Приморском крае проявляется огромный интерес бизнеса Республики Корея, КНР, Японии и ряда других стран АТР в создание крупных нефтехимических и рыбоперерабатывающих кластеров.
Значительные масштабы международного сотрудничества в развитии российского Дальнего Востока определены в ходе недавно состоявшихся официальных визитов Президента России В.В. Путина во Вьетнам (ноябрь 2012 г.), Республику Корея (ноябрь 2013 г.) и КНР (май 2014 г.).
Следует отметить, что наиболее высокими темпами развивается экономическое сотрудничество российского Дальнего Востока с бизнесом Республики Корея. Еще до недавнего визита В.В. Путина в Сеул на ежегодно проводимых российско-корейских экономических конгрессах были обсуждены перспективные инвестиционные проекты российской стороны во всех дальневосточных регионах. При этом особое внимание было уделено расширению российско-корейского сотрудничества в энергетике, на транспорте и в логистике, в сельском хозяйстве, в охране окружающей среды, в технологическом и инновационном развитии. По инициативе и при финансовой поддержке Генерального консула Республики Корея в г. Владивостоке был подготовлен и опубликован в Сеуле «Путеводитель для иностранного инвестора на Дальнем Востоке», в котором показаны все имеющиеся нормативно-правовые и экономические условия организации бизнеса в этом регионе.
Особенно масштабные проекты обсуждены в ходе визита президента России в КНР, где в качестве главного вектора экономического сотрудничества определено совместное использование Российских месторождений углеводородов, прежде всего нефти и природного газа. Подписанные контракты должны обеспечить уже к 2018 году создание мощной газопроводной системы из Восточной Сибири на Китай и в российское Приморье к месту строящегося завода по сжижению газа.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать безусловный вывод, что внимание Правительства России к форсированному развитию территорий Дальнего Востока обусловлено, в том числе и необходимостью прочной интеграции российской экономики в систему экономических связей в АТР – регион имеющий потенциал локомотива мировой экономики ближайших десятилетий.