ВГУЭС – единственный из дальневосточных вузов вошёл в дюжину лучших вузов России в международном рейтинге активности в Интернете по версии сайта 4 International Colleges & Universities. Всего в рейтинге оценивались сайты 387 университетов России по «веб популярности» и активности в мировой паутине. ВГУЭС оказался в хорошей компании, в одном ряду с ведущими университетами: первые строчки в рейтинге занимают МГУ им. Ломоносова, СПбГУ и другие самые престижные вузы страны.
ВГУЭС первым в России внедрил облачную технологию с виртуализацией рабочих мест на основе нулевых клиентов. Разработка проекта – полностью заслуга авторского коллектива ВГУЭС. Одна из соавторов Концепции «Электронный кампус университета» – директор Института информационных технологий ВГУЭС, доктор технических наук Карина Шахгельдян.
В ходе наборной кампании Карина Шахгельдян отвечает на самые часто задаваемые вопросы абитуриентов о направлениях подготовки бакалавриата и магистратуры в институте, который она возглавляет, рассказывает о новом профиле бакалавриата «Оптические и интеллектуальные системы и сети связи», об особенностях практико-интегрированного обучения, преподавателях-практиках, партнёрах-вендорах и работодателях института, опыте и перспективах международного сотрудничества в области ИТ-образования.
– Престижны ли сегодня профессии, связанные с ИТ, и какие у ваших выпускников перспективы в будущем?
– В 2015 году наш Институт информационных технологий принимает студентов на три направления бакалавриата, связанных с ИТ: «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Инфокоммуникационные технологии и системы связи». А также открыт набор в магистратуру по направлению «Прикладная информатика» по программе «Корпоративные информационные системы».
Студенты бакалавриата по направлению «Информационные системы и технологии» с третьего курса разделятся на 2 профиля. Первый профиль – «Разработка программного обеспечения» предполагает подготовку программистов, которые имеют хорошие компетенции в области разработки информационных систем, сервисов, сайтов, мобильных приложений, баз данных. Второй профиль «Информационные технологии, ресурсы и среды» направлен на приобретение компетенций в области администрирования корпоративных сетей, развития центров обработки данных, администрирования серверных кластеров, сетей хранения данных и построения ИТ-инфраструктуры предприятия.
Студенты бакалавриата по направлению «Прикладная информатика» обучаются на профиле «Информатизация бизнес-процессов предприятия» и приобретают компетенции в части разработки ИТ-проектов, от постановки задачи, разработки технического задания, до внедрения информационных систем и организации их дальнейшего сопровождения.
Студенты бакалавриата по направлению «Инфокоммуникационные технологии и системы связи» обучаются на профиле «Оптические и интеллектуальные системы и сети связи» и приобретают компетенции в области волоконно-оптических систем и сетей связи.
Обучение на магистерской программе «Корпоративные информационные системы» направлено на получение компетенций в области управления ИТ-проектами организаций, в организации процесса информатизации предприятий.
У наших выпускников практически 100 % трудоустройство. ИТ-специалисты быстро находят работу, в будущем ситуация не изменится: анализ рынка труда показывает, что, несмотря на то, что по многим отраслям ситуация в России в настоящее время сложная, сфера ИТ продолжает сохранять острую нехватку специалистов.
Как показал анализ, выполненный в рамках проекта «Банк данных заработных плат HeadHunter», самая высокооплачиваемая профессия в настоящее время – программист. Как пишет «КоммерсантЪ» со ссылкой на данные исследования, в первый год после окончания вуза самые высокие зарплаты получают разработчики программного обеспечения. Они остаются самыми высокими и спустя три года после окончания вуза.
Также исследование показало, что лучше всего кризис переживут ИТ-специалисты. В стране наблюдается дефицит программистов, ИТ-инженеров и системных администраторов.
– Чему учит кафедра информационных технологий и систем?
– Кафедра ведет набор на новые образовательные программы, разработанные в соответствии с новыми федеральными стандартами ФГОС+, с профессиональными стандартами в области информационных технологий (ИТ) и инфокоммуникационных технологий (ИКТ), а также с учетом опыта ведущих американских вузов и виденья ведущих международных вендоров в области ИТ (компаний EMC, VMware, Cisco, Microsoft, Oracle, IBM, 1C) и крупных ИТ-работодателей Владивостока (Farpost, Ronda, «Сервер-центр», «Лидер Электро Поставка», «Ланит ДВ»).
Учебные планы кафедры целенаправленно ведут студента к получение необходимых профессиональных знаний и навыков в области ИТ, не отвлекаясь на «побочные» направления. Эта возможность появилась в университете только в этом году в связи с выходом новых стандартов и внедрением в практику обучения интегрированной модели обучения.
Мы вводим в учебные планы те дисциплины, которые, во-первых, необходимы для получения компетенций, определенных в новых стандартах, во-вторых, те, которые позволяют получить компетенции профессиональных стандартов, а также те, что рекомендуют вендоры и работодатели, которые «инспектируют» наши учебные планы.
Например, в этом году, по рекомендации компании EMC мы будем вести обучение по дисциплине «Анализ больших данных» с использованием учебных материалов от компании EMC.
Технология Big Data находится на острие развития ИТ-отрасли, и мы не могли пройти мимо. Также мы ввели новый курс «ИТ-инфраструктура предприятия», который основан на нашем личном опыте по развитию Центра обработки данных и построению надежной и эффективной инфраструктуры предприятия, а также на материалах компаний EMC, VMWare, Cisco, Microsoft.
C 2014 года мы ведем курс по построению беспроводной сети предприятия, также построенном на материалах компании Cisco, что дает возможность нашим студентам во время учебы получить сертификат Cisco (последнее возможно в связи с тем, что у нас открыта Академия Cisco и занятия ведет сертифицированный преподаватель).
У нас появится и новый курс по разработке мобильных приложений. Помимо сертификата Cisco наши студенты во время учебы могут получить сертификаты Oracle и 1C.
С 2014 года у нас ведутся несколько новых дисциплин по оптоэлектронике. Среди них «Оптические сети доступа», «Оптоволоконные линии связи», «Физические основы оптических систем», «Технологии волоконной и интегральной оптики».
У ВГУЭС есть и собственный большой опыт в области автоматизации предприятия. ВГУЭС является разработчиком Электронного кампуса и построения собственной современной ИТ-инфраструктуры. В отличие от большинства университетов России ВГУЭС самостоятельно развернул современное частное облако с серверной виртуализацией и виртуализацией рабочих мест, разрабатывает и внедряет системы управления вузом и учебным процессом. ВГУЭС в настоящее время – один из самых автоматизированных вузов не только России, но и мира. Этот опыт сосредоточен в Институте информационных технологий и является базой для студентов ИТ-специальностей.
– А как вы учите студентов? Есть ли у вас какие-то инновационные подходы к учебному процессу?
– Современная ИТ-кафедра не может обойти современные подходы к образованию. Во-первых, мы активно используем информационную среду Электронного кампуса, где размещаются все учебные материалы в цифровом виде – презентации, видео, текст и графика, задания и демонстрационные материалы.
Во-вторых, мы используем электронные обучающие и тестирующие среды. Преимуществом использования таких технологий является и поддержка обучения по модели «перевернутый класс», когда теоретические знания даются только тогда, когда они востребованы для решения практической задачи и в том объеме, в котором это необходимо. Как показала практика Массачусетского технологического института, такой подход к обучению на порядок увеличивает его эффективность.
В-третьих, мы активно используем курсы MOOC – открытые курсы ведущих зарубежных и российских вузов и вендоров.
Большой интерес для нас в области моделей и технологий обучения представляет стандарт CDIO – стандарт образования инженеров нового поколения. В соответствии с этим стандартом мы используем интегрированное обучение, когда с одной стороны одновременно с навыками профессиональной деятельности студенты получают так называемые «софт скиллс» - навыки взаимодействия, позволяющие им добиваться лучших результатов, более эффективно работать в команде, а с другой стороны – мы обеспечиваем выпускникам практические навыки работы, полученные на площадках работодателей Владивостока.
Очень важным для инженера являются навыки работы на современном оборудовании. В текущем году университет приобретает лабораторное оборудование, включая оборудование компаний Cisco и «National Instruments – мировых лидеров в области цифровых технологий. Для обеспечения занятий по смарт-технологиям приобретаются стенды немецкой компании Phoenix Contact. Это новое для университета направление весьма перспективно для будущих выпускников и связано с применением интеллектуальных ИТ-решений для управления отдельным домом, районом или городом в целом.
Системы, которые будут изучать студенты по смарт-направлению, обеспечивают управление безопасностью, инженерными сетями, климатом, и т.п. Будет приобретено вспомогательное оборудование, например, сварочный аппарат для оптических линий связи, чтобы студенты получали практические навыки на реальном оборудовании, а не по учебникам.
Мы приобретаем самую современную технику от лучших производителей, считаем, что студентов надо учить на самом новейшем оборудовании.
– Кто учит студентов?
– Институт информационных технологий включает все, что есть во ВГУЭС, связанное с ИТ: кафедру информационных технологий и систем и базовую кафедру современной оптики и фотоники (совместно с ИАПУ ДВО РАН), Центр информационно-технического обеспечения, ресурсный центр ИТ-инфраструктуры, две лаборатории – информационных систем и технологий и интеллектуальных систем. Главная особенность института – интеграция образования, практики и исследований, что позволяет готовить выпускников с уникальными компетенциями и знаниями, способных заниматься и практической, и научно-исследовательской работой.
Преподавателями являются как педагоги кафедры, так и практикующие разработчики, инженеры, ученые. Мы плотно взаимодействуем с ИАПУ ДВО РАН по всем нашим направлениям подготовки. Во-первых, это направление «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», где многие дисциплины, начиная со второго курса, ведут ученые ИАПУ. Студенты выполняют лабораторные работы по дисциплинам на площадке института. У студентов есть возможность не только получить практические навыки, но и при желании попробовать свои силы в научных проектах.
Во-вторых, ученые лаборатории «Интеллектуальные системы» ИАПУ участвуют в подготовке студентов по двум другим нашим направлениям «Прикладная информатика» и «Информационные системы и технологии». Они также работают с нашими магистрантами по программе «Корпоративные информационные системы».
Базовая кафедра не только обеспечивает проведение дисциплин, но также прохождение практики и написание выпускной квалификационной работы на площадке ИАПУ для тех студентов, которые заинтересованы в участие в научных проектах института.
Некоторые наши преподаватели работают в ведущих ИТ-компаниях города. Преподают также и сотрудники ИТ-подразделений института, ведущие разработчики и инженеры. Т.е. блок профессиональных дисциплин преподают те специалисты, для которых эта область является профессиональной деятельностью, причем, в лучших компаниях города.
Некоторые студенты, у кого есть такое желания, со 2-го курса могут принять участие в проектах, которые ведутся Центром информационно-технического обеспечения по автоматизации университета и развитию ИТ-инфраструктуры университета. Студенты могут в это же время участвовать в научных проектах, которые ведут сотрудники базовой кафедры ИАПУ ДВО РАН и сотрудники Института информационных технологий. И, наконец, на 4-м курсе студенты уходят на предприятия и участвуют в их реальных проектах, получая опыт, приобретая конкурентные преимущества.
Наше правило подбора кадров состоит в том, что преподавать профессиональные дисциплины может только тот, кто имеет практический опыт в этой области. Ему есть, чему научить. Нас ведь не удивляет, что врачей учат не теоретики, а практикующие специалисты. Мы считаем, что только так и может быть. Но ИТ-отрасль – не менее сложная и требует такого же строгого отношения к преподавателям.
– Какие у вас отношения с работодателями?
– Мы нацелены на выпуск востребованных конкурентоспособных специалистов, которые имеют необходимые работодателю компетенции и в состоянии быстро приобрести новые. Для этого, конечно, необходимо плотно взаимодействовать с работодателями. О некоторых направлениях взаимодействия я выше говорила – использование учебных материалов вендоров, согласование учебных планов с вендорами и работодателями. Еще стоит отметить прохождение полугодовой практики на 4-м курсе нашими студентами на площадках работодателей. Многие из практикантов остаются после защиты диплома работать на предприятиях. Например, из четырех студентов, проходивших в этом году практику в Банке «Приморье», трое остались работать в ИТ-отделах банка.
Знания и опыт, полученные в «боевых» условиях, не только позволяют студентам написать курсовую и выпускную квалификационную работы, но также приобрести практические компетенции, которые позволяют им составить конкуренцию на рынке труда.
В этом году такими предприятиями были, помимо собственно ВГУЭС и ИАПУ ДВО РАН, «Фарпост», Банк «Приморье», «Росбанк» и многие другие. Наша цель – чтобы выпускники имели такие компетенции, которые позволят им успешно конкурировать на рынке труда не только у нас в регионе, но и в России в целом и за рубежом.
Наши преподаватели давно и успешно преподают в китайских университетах. Каждый год несколько преподавателей приглашаются для чтения лекций по базовым профессиональным ИТ-дисциплинам в университеты Китая. В этом году мы начали работать по обменным программам. Сейчас организуется первая группа студентов, которые следующий семестр проведут в Южной Корее в университете Кумо.