Цель составления рейтинга вузов ARES-2015 – оценить способность университетов обеспечивать cтудентов необходимыми знаниями, возможностями участвовать в научно-исследовательской деятельности, а так же активно общаться с будущими работодателями. В 2015 году участником Еврорейтинга стал ВГУЭ
В последние годы Евросоюз пересматривает свои принципы оценки вузов. Европейские Стандарты качества высшего образования (ESG) были приняты соответствующими министрами Евросоюза еще в 2005 году Академический рейтинг 2013 года, или как его еще называют Еврорейтинг, ввел дополнительные параметры – такие как роль университета в регионе, мониторинг научного и учебного процесса и ряд других. В Еврорейтинге – 2014 появился еще один важный параметр – отношения с работодателями. Рейтинг ARES-2015 отличается от предыдущих тем, что в него включены новые положения Европейского стандарта университетского образования, принятые в 2015 году Европейской ассоциацией по обеспечению качества высшего образования и Европейского регистра качества высшего образования и одобренные Еврокомиссией.
В рейтинге ARES участвуют только приглашенные вузы. Цель составления рейтинга вузов ARES-2015 – оценить способность университетов обеспечивать cтудентов необходимыми знаниями, возможностями участвовать в научно-исследовательской деятельности, а так же активно общаться с будущими работодателями. В 2015 году участником Еврорейтинга стал ВГУЭС и получил категорию В+: «Надежное качество преподавания, научной деятельности и востребованности выпускников работодателями (Good quality performance)».
– При составлении рейтинга, помимо таких вопросов, как приняты ли в университете собственные стандарты качества и программа развития, участвуют ли студенты в разработке правил по обеспечению качества образования, по каким принципам проходит подбор и развитие персонала, важной частью оценки является позиция EXTRA-CURRICULUM, отражающая наличие у вуза программ по развитию взаимоотношений с потенциальными работодателями, – говорит Оксана Мартыненко, проректор по учебной и воспитательной работе ВГУЭС. – Это очень важный показатель с точки зрения Евросоюза, он подчеркивает востребованность университета в глазах работодателей и его роль в развитии региона. Европейских работодателей при приеме на работу выпускников университета больше интересует не количество публикаций профессоров университета, а участие студентов во время учебы в специальных программах, направленных на сотрудничество с производством. Такие совместные программы (например, ODI - Open Disruptive Innovation), настолько важны, что Евросоюз выделяет на их поддержку несколько миллиардов евро. И мы рады, что ВГУЭС развивается в полном соответствии с европейскими тенденциями и высокими стандартами качества. Все образовательные программы ВГУЭС ежегодно обновляются на основании результатов опроса работодателей, студентов, выпускников, отчетов председателей государственных аттестационных комиссий, анализа изменений во внешней среде. Программа практико-интегрированного обучения, при которой студенты в течение 8 месяцев проходят практику на предприятиях и в компаниях – партнерах университета, в первый же год реализации показала хорошие результаты и получила горячую поддержку работодателей. Вхождение ВГУЭС в Еврорейтинг ARES в категории В+ еще раз подтвердило тот факт, что студенты нашего университета получают качественное образование и востребованы на рынке труда.
До недавнего времени мировой рейтинг вузов ARWU (Academic Ranking of World Universities) в основном определялся наличием Нобелевских лауреатов или обладателей медалей Филдса (для математиков), а также публикациями в самых престижных журналах Science и Nature, что в общемировом контексте давало весьма скромные оценки российским вузам. Тем не менее, ARWU десятилетиями присуждал высокий рейтинг одному европейскому вузу только за то, что в этом вузе в 1930 (!) году стажировался будущий лауреат Нобелевской премии.
В рейтинге вузов QS World University Rankings мнение приглашенных экспертов является основным, но и он подвергается в европейской печати резкой критике: если в случайном порядке профессору из Бразилии предлагают оценить российский региональный университет, и на это дают 2 недели, то вряд ли оценка бразильского профессора будет объективной.
Рейтинг ARES значительно отличается от других международных рейтингов. Он принимает во внимание не только соответствие качества образования европейским стандартам, но и индивидуальность университета, связь с работодателями, востребованность выпускников и роль университета в развитии национальной и местной экономики и культуры.
Говорит президент концерна Сименс (Германия) Джо Кейсер: «Меня совершенно не интересует, сколько Нобелевских лауреатов работали 50 лет тому назад в университете (а это основа Шанхайского рейтинга). Мне необходимо быть уверенным, что выпускник университета быстро адаптируется к производственной, динамичной и меняющейся обстановке, быстро обучается, а потом обучает других».
Применение Европейского рейтинга вузов уже дает воистину удивительные результаты – многие европейские работодатели предпочитают брать на работу тех, кто закончил менее «рейтинговое» учебное заведение, но прошел серьезный курс Extra Curriculum. Европейский опыт показывает, что и в других странах классические критерии оценки вузов должны быть дополнены реальным требованием работодателей к выпускникам, даже несмотря на то, что результаты рейтинга могут довольно неожиданными, – но, несомненно, они отражают реальную картину и потребности экономики.