эксперты ВГУЭС о свободном порте Владивосток
Геннадий Лазарев, президент ВГУЭС, депутат Законодательного Собрания Приморского края, доктор экономических наук:
- Принят закон, который стимулирует развитие инвестиционной привлекательности нашего Приморского края. Особенно важно это в современных условиях, когда страна переживает сложный период – темпы экономического роста замедляются. В этих условиях создание значимых преференций для инвесторов вполне реально может способствовать тому, что город и край получат опережающее развитие. Владивосток для предпринимателей из соседних с Россией стран (в первую очередь, из северо-восточных провинций Китая) может и должен стать самым экономически эффективным выходом на международные морские пути.
Интересно, что история повторяется, для Владивостока – это вторая попытка. Я имею в виду режим порто-франко в 19 веке. Благодаря режиму порто-франко экономика региона была создана с нуля: до этого, по сути, не было ни рынка, ни капитала, ни рабочий силы. Посмотрите справочники: в период с 1883 года по 1899 год объем грузооборота Владивостока увеличился с 47,8 тыс. т. до 333,3 тыс. т. Современники отмечали, что во Владивостоке «всякая вообще американская вещь стоит втрое дешевле, чем в Америке». Именно тогда Приамурье стало эффективным сельскохозяйственным регионом, чему немало способствовал режим порто-франко. К тому же Россия утвердилась в дальневосточном регионе. Весь мир видел активное развитие самого южного и восточного города Российской империи. Нет сомнений, что сейчас территория Приморского края станет привлекательной для жителей других регионов нашей страны. А город Владивосток может стать восточной столицей России. И с каждым годом привлекательность региона будет повышаться. Будут возможности для реализации человеческого потенциала. И уровень жизни будет возрастать.
Татьяна Терентьева, ректор ВГУЭС, доктор экономических наук:
- Свершилось очень важное событие. Ведь цель закона о свободном порте Владивосток - создание условий для взрывного роста экономики Приморского края. В свое время население китайского города Шэньчжэня выросло с 3 тыс. до 15 млн человек именно благодаря тому, что он получил статус свободного порта.
Это, как отмечал полпред президента РФ в ДВФО Юрий Трутнев: создание условий для развития портовой деятельности, повышения привлекательности захода судов: это свободные таможенные зоны, упрощенный порядок получения виз, принцип "единого окна" и круглосуточная работа пунктов пропуска. Второй - преференции для развития собственно экономики в Приморье. Речь идет о предоставлении налоговых льгот по налогу на прибыль, на имущество, сниженных страховых платежах, ускорении разрешительных процедур и облегченном режиме контрольных мероприятий.
Свободный порт создается на 70 лет с возможностью продления этого срока. По прогнозам Министерства по развитию Дальнего Востока, работа свободного порта позволит увеличить к 2034 году валовый региональный продукт Приморского края в 3,4 раза, а всего Дальнего Востока — на треть. В общей сложности под действие нового режима подпадут 1,4 млн человек, проживающих на территории 28,4 тыс. кв. км. Кроме того, режим предполагает сокращенные сроки получения разрешительной документации для объектов капитального строительства, а также меры по упорядочению и снижению проверочной нагрузки на бизнес. В частности, в свободном порту будет сокращено время проведения контрольных проверок.
Ольга Ворожбит, проректор по научно-исследовательской работе ВГУЭС, председатель социального комитета Думы Владивостока, доктор экономических наук:
- Сегодня многие склонны думать, что закон о Свободном порте ничего не даст жителям Владивостока и Приморского края. Но, поверьте, это мнение очень скоро изменится, потому что закон нацелен, прежде всего, на повышение уровня и качества жизни местного населения. Во-первых, здесь создаются особые условия для развития предпринимательской деятельности. А это значит, будут открываться новые предприятия, новые рабочие места, и жители края смогут свободно трудоустроиться, получат постоянный доход, социальные гарантии, стабильность.
Во-вторых, как только бизнес заработает, в казну края и муниципальных образований пойдут налоговые платежи, то есть, доходы регионального и местных бюджетов заметно возрастут, и это, конечно, положительно отразится на всех нас, жителях Приморского края. Больше налогов, соответственно, больше денег на поддержку образования, здравоохранения, социальную защиту, физкультуру и спорт, развитие инфраструктуры.
Так что есть все основания говорить о том, что результатами деятельности Свободного порта, его успехами будут пользоваться абсолютно все приморцы.
Андрей Корень, кандидат экономических наук, доцент кафедры международного бизнеса и финансов ВГУЭС:
- Попробуем подробно рассмотреть те преимущества, которые получат жители края и предпринимательские структуры. Содержание закона направлено, прежде всего, на формирование механизмов государственной поддержки для резидентов Свободного порта. Сразу нужно оговориться, что в качестве резидентов могут выступать лишь организации или индивидуальные предприниматели. Рядовых граждан меры государственной поддержки в виде налоговых льгот или права беспошлинного ввоза товаров не коснутся, хотя и они смогут ощутить на себе положительное влияние закона.
Так, снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и создание большого количества новых рабочих мест будет способствовать росту средней заработной платы и повышению общего уровня финансового благополучия граждан. В долгосрочном сценарии можно прогнозировать рост качества жизни населения и увеличение рождаемости. Вполне ожидаемым выглядит и замедление оттока населения в экономически развитые регионы страны.
Дополнительные налоговые поступления позволят модернизировать многие социальные объекты и увеличить инвестиции в городскую инфраструктуру, что сделает отдых приморцев более разнообразным. Более того, уже сейчас логистические компании города прогнозируют замедление роста цен на основные группы товаров, а в некоторых случаях их снижение. Поэтому уже сейчас многие жители Приморья возлагают большие надежды на новый закон. Разумеется, сам по себе закон не приведёт к ожидаемым положительным переменам. В большой степени всё будет зависеть от того, как будут реализованы его положения на практике.
Что касается бизнеса, то уже сейчас предпринимательское сообщество проявляет значительный интерес к тем налоговым льготам, на которые в скором времени можно будет рассчитывать. Льготный налоговый режим Свободного порта практически полностью дублирует механизм предоставления налоговых льгот, применяемых на территориях опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Однако в отличие от резидентов ТОСЭР, предприниматели Свободного порта смогут использовать ещё и преимущества свободной таможенной зоны, а также отсутствие ограничений на привлечение иностранной рабочей силы и ряд отраслевых преференций.
Рассмотрим те конкурентные преимущества, которые получит бизнес-сообщество. Прежде всего, это рост рентабельности, снижение себестоимости и общей величины расходов, а, следовательно, существенное повышение конкурентоспособности производимых товаров и услуг. С учетом постоянного роста конкуренции на мировом рынке, а также создания Тихоокеанского союза на базе одиннадцати ведущих государств Азиатско-Тихоокеанского региона можно уверенно говорить о необходимости дополнительных мер государственной поддержки в приграничных регионах России. Закон о Свободном порте решает эту задачу быстро и эффективно.
При этом не следует думать, что все предпринимательские структуры получат те или иные льготы. Уже сейчас на сайте администрации Владивостока проходит публичное обсуждение видов экономической деятельности, которые не смогут претендовать на применение к ним отдельных мер государственной поддержки. Отказать в возможности использования льгот планируется всем структурам, основной вид деятельности которых связан с оптовой или розничной торговлей, финансовой деятельностью, операциями с недвижимостью и некоторыми видами госуслуг.
В заключение стоит отметить, что в настоящее время всё большее количество предпринимателей ожидают качественно новых возможностей для ведения бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности региона, роста товарооборота и ВРП. Среди жителей края пока не сложилось единого мнения о преимуществах режима Свободного порта, что связано, прежде всего, с низкой информированностью населения, особенно за пределами Владивостокского городского округа. Однако режим Свободного порта вызывает всё больший интерес у населения, и многие надежды людей вполне могут оказаться оправданными.