Участники Европейской школы из ВГУЭС: посол Евросоюза и студенты-международники услышали друг друга

15 октября 2015 Жизнь вуза

Европейская школа в начале октября прошла во Владивостоке.

Участники Европейской школы из ВГУЭС: посол Евросоюза и студенты-международники услышали друг друга

Европейская школа в начале октября прошла во Владивостоке. Это мероприятие, организуемое представительством Европейского Союза в России с целью знакомства российской аудитории с актуальными проблемами развития ЕС, а также авторитетными российскими и европейскими экспертами по проблемам политики, экономики, права и международных отношений.

На Дальнем Востоке подобная школа была проведена впервые. В числе ее участников оказались представители ВГУЭС доцент кафедры теории и истории российского и зарубежного права (ТИРЗП) Леонид Козлов и студент специальности «Международные отношения» Илья Раклистов.

По мнению Ильи, школа предоставила возможность за три насыщенных дня узнать много нового в его профессиональной сфере:

– На занятиях Европейской школы лучшие эксперты из России и Европы предложили нам свое видение российско-европейских отношений, интеграционных процессов в Европейском Союзе, перспектив России в сфере экономики, международных отношений, образования. Европейская школа во Владивостоке подарила мне возможность расширить свои взгляды, узнать различные точки зрения на отношения Евросоюза и Российской Федерации, и, что я считаю главным, я познакомился с интереснейшими людьми из России и Европы.

Спикерами школы выступили:  Вигаудас Ушацкас – посол Европейского Союза в Российской Федерации; Андрей Касьяненко – руководитель проектов отдела прессы и информации Представительства ЕС в России; Йоханнес Фогель – главный советник Федерального агентства занятости Германии (Берлин); профессор Владимир Мукомель – руководитель сектора изучения миграционных и интеграционных процессов Института социологии РАН (Москва); Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен – руководитель Филиала Фонда Фридриха Науманна в Москве; Мария Ноженко – политолог, сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге; Кристиан Целльнер – директор Московского представительства Европейского инвестиционного банка.

Ключевыми темами школы были отношения России и ЕС, современные вызовы ЕС – экономический кризис, миграция, пределы интеграции, национальное строительство и этнические меньшинства, соотношение территориальной целостности и права народов на самоопределение.

Кандидат политических наук, доцент ВГУЭС Леонид Козлов выступил с лекцией «Россия между Европой и Азией: европейское и азиатско-тихоокеанское сотрудничество».

Евросоюз – это специфическая международная организация, которая приобрела в своем развитии некоторые свойства конфедерации, в частности, проводит общую внешнюю политику. Послы, которых она назначает за рубежом, де-юре представляют интересы всей Европы. Глава представительства Евросоюза в России Вигаудас Ушацкас – опытнейший дипломат, литовский государственный деятель. Можно сказать, литовский Сергей Лавров. То, что он представляет интересы ЕС в России в этот сложный период, является показателем его высокой профессиональной квалификации, потому что хороший посол нужен именно на том участке, где в международных отношениях возникают сложности. Вживую посмотреть на его работу интересно и полезно с профессиональной точки зрения таким студентам, как Илья Раклистов, будущим специалистам по международным отношениям и дипломатии.

В ходе школы состоялась интересная, довольно жаркая, но при этом корректная дискуссия об основных проблемах российско-европейских отношений. Это нормально, что у каждой страны имеются национальные интересы, которые она должна отстаивать в рамках действующего международного права. Далеко не всегда интересы разных стран совпадают. В такие периоды дипломатия призвана находить компромисс посредством переговоров, чтобы предотвратить прямое соперничество. Поскольку посол может транслировать сугубо официальную точку зрения страны или организации, которую он представляет, г-н Ушацкас изложил ее в своей лекции. Позиция ЕС вызвала многочисленные закономерные вопросы и критику, побудила студенческую аудиторию к оживленному обсуждению путей выхода из сложившегося международно-политического кризиса. Мне кажется, что для студентов-международников данная школа была весьма познавательной, особенно в плане выработки навыков публичной дискуссии и аргументации своего мнения резюмировал Леонид Козлов.