Эксперты ВГУЭС о стратегиях развития высшего образования в России

Эксперты ВГУЭС о стратегиях развития высшего образования в России

В издательстве ВГУЭС вышла коллективная монография «Региональный вуз: выбор пути», посвященная анализу современных закономерностей и тенденций стратегического развития организаций системы высшего профессионального образования России. Данный научный труд является продолжением цикла изданных во ВГУЭС монографий о стратегии развития университета.

Авторами работы являются сотрудники ВГУЭС: руководители университета и преподаватели, активно участвующие в формировании и реализации стратегии развития вуза, внедряющие в учебный процесс инновации и практико-интегрированный подход к обучению.

В монографии рассмотрены следующие вопросы: выравнивается ли положение российских вузов или, наоборот, усиливается дифференциация между ними? Нарастает ли конкуренция между университетами? Растёт ли качество принимаемых управленческих решений? На кого ориентированы вузовские стратегии? Что такое ведущие вузы, и что делать вузам, не входящим в категорию ведущих? Насколько привлекательна альтернатива «стать вузом прикладного бакалавриата»?

В отдельной главе монографии на примере ВГУЭС рассматриваются позиции вуза в процессе выбора стратегической альтернативы.

– Любой стратегический выбор в общем контексте модернизации высшего образования требует серьёзных организационных изменений, поиска новых подходов. Скорость и успешность такой работы отражается не только на конкурентоспособности, но и на жизнеспособности вуза в целом. Всё, что описано в данной работе, является не только теорией, но и результатом повседневной практики конкретного университета, – пояснил президент ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Геннадий Лазарев.

Оксана Мартыненко, проректор по учебной и воспитательной работе прокомментировала:

– Наш пример интересен тем, что ВГУЭС – типичный представитель категории региональных вузов. Кроме того, ВГУЭС находится в одном регионе с федеральным университетом, на который государство делает ставку в проекте глобальной конкурентоспособности и перед которым стоят задачи вхождения в число университетов-мировых лидеров. При всей сложности вопросов, стоящих перед руководством регионального вуза, наш университет избежал потрясений, использовал более рациональный эволюционный путь преобразований с учетом новых экономических и политических реальностей.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса на современном этапе модернизации образования не только выжил, сохранил коллектив, но и интенсивно и динамично развивается. По данным мониторинга эффективности деятельности вузов за 2014 год, доля выпускников ВГУЭС, которые успешно трудоустроены составляет 97,2 процента. Особой гордостью ВГУЭС является стабильный показатель предпринимателей среди выпускников – на уровне 5%, в то время как в среднем по вузам России эта доля составляет около 2%. ВГУЭС готовит самостоятельных, уверенных в себе людей, чему способствует образовательная среда и корпоративная культура, созданные в вузе. В монографии подробно описываются конкретные шаги ВГУЭС и результаты изучения и учета в деятельности университета экономических, социальных, демографических и других особенностей социальной среды, ее влияния на развитие вузов, на модернизацию современной системы образования.

Авторы монографии подчеркивают, что основной упор в своем развитии ВГУЭС сделал  на внедрение в учебный процесс практико-интегрированного обучения, и именно эта форма организации учебного процесса и её эффективность раскрываются в этой книге.  

Монография в первую очередь предназначена для администрации вузов, сотрудников государственных и региональных органов власти, специалистов и исследователей в области стратегического менеджмента и высшего образования, но будет также полезна всем, интересующимся вопросами развития современного высшего образования в России.

Справка:

Монографии, посвященные стратегии развития университета, изданные ВГУЭС,

«Новые технологии в управлении вузом» (2002)

«Управление современным университетом» (2005)

«Управленческие инновации в вузе» (2007)

«Университет в современном обществе: стратегия инновационного развития» (2011)