Информационные технологии – это одно из самых перспективных и востребованных направлений профессиональной деятельности в современном мире. Нет ни одной фирмы, ни одной компании, ни одной организации, в работе которой не использовались бы информационные технологии. За последние десятилетия информационные технологии шагнули далеко вперёд и стали неотъемлемой частью нашей жизни. Эта та часть нашей жизни, которая постоянно прогрессирует, в которой постоянно создаётся что-то новое, и будущим IT-специалистам важно идти в ногу со временем.
По оценкам агентства маркетингового исследования «Evans Data Corporation», к 2018 году мировая занятость в сфере IT составит 20 млн человек, национальная – 1,3 млн человек, а IT-занятость в Приморском крае (по оценкам Приморскстат) составит 8-10 тыс. человек.
Самыми востребованнми вакансиями на IT-рынке в России по данным агенства iCHAR являются: программисты и разработчики (главным образом, JAVA, ASP.NET, SharePoint); web-разработчики (PHP, Ruby-on-Rails, Python); разработчики софта для мобильных платформ iOS и Android; Front-end разработчики; тестировщики и специалисты по контролю качества ПО; программисты 1С; программисты С++, C#; Системные администраторы, специалисты со знанием технологий виртуализации; Специалисты по автоматизации бизнес-процессов (с опытом анализа и описания бизнес-процессов, знающие платформы SAP, Oracle, Microsoft, Галактика и др.); специалисты технической поддержки (настройка оборудования и программного обеспечения на рабочих местах пользователей).
ВГУЭС учитывает региональные особенности рынка труда в области IT, согласует образовательные программы с профессиональными стандартами IT и помогает студентам в получении профессиональных сертификатов через соглашения с вендорами.
Студенты, обучающиеся в Институте информационных технологий ВГУЭС, не только посещают занятия и проходят практику, но и разрабатывают собственные проекты как во время обучения, так и после выпуска. Например, выпускник ВГУЭС инженер-электронщик, директор компании ООО «РОБОТ» Александр Ганюшкин со своим коллегой-программистом, преподавателем кафедры информационных технологий и систем ВГУЭС Игорем Можаровским представили в Париже на выставке роботов «Innorobo-2016» своего робота Адама, который позиционируется как домочадец, помощник по дому, способный общаться с членами семьи, умеющий выполнять простые функции и охранять имущество. Александр Ганюшкин по возвращении из Франции принял участие в работе Всероссийского форума «Территория бизнеса – территория жизни», в рамках которого состоялась презентация его проекта, признанного победителем в номинации «Лучший инновационный проект».
Галия Шамсутдинова, выпускница ВГУЭС 2016 года, в своём дипломном проекте разрабатывала новую модель робота-пылесоса, обладающего компьютерным зрением и способного обнаруживать препятствия, создавать карту помещения, распознавать грязь и убирать её, а также определять тип поверхности и наиболее подходящий для неё тип уборки. С этим проектом Галия участвовала во Всероссийском молодёжном конкурсе научно-практических и исследовательских работ.
Об особенностях обучения в Институте информационных технологий ВГУЭС рассказала Елена Кийкова, зав. кафедрой информационных технологий и систем.
- Елена Валерьевна, какие сегодня существуют профессии в сфере IT и какие из них наиболее популярны и востребованы?
– Сейчас существует множество профессий в сфере IT. Это, в первую очередь, программисты, системные администраторы, специалисты по web-дизайну и многие другие. У нас на кафедре готовят инженеров-программистов, а также специалистов в области прикладной информатики. Специалисты в области прикладной информатики занимаются сопровождением работы с заказчиками, помогая программисту и клиенту понять друг друга. Также наши студенты изучают инфокоммуникационные технологии – это бакалавры техники и технологий.
Программы, информационные системы и сервисы разрабатываются как софтверными компаниями, так и ИТ-отделами на предприятиях.
– Где и как старшекурсники проходят практику и легко ли потом устраиваются на работу?
– Два года назад ВГУЭС перешёл на практико-интегрированную программу, и продолжительная практика стала неотъемлемой частью обучения наших студентов. К нам приходят запросы от различных компаний, желающих взять наших студентов на практику. Часто требуются специалисты по 1С – те, кто внедряет и дорабатывает эту систему. Часто к нам обращаются банки, ООО «Фарпост», ООО «Айтерра», ПАО «Ростелеком», ПАО «МТС», ОАО «Гранит», ИАПУ ДВО РАН и др. Многие студенты остаются работать на предприятиях, на которых проходили практику. Некоторые выбирают другие места работы. Важно отметить, что все выпускники гарантированно трудоустраиваются вскоре после получения диплома.
– Какие технологии применяются в обучении у вас в институте? Какое место в процессе обучения занимают электронные дистанционные технологии? В чём особенность обучения информационным технологиям именно во ВГУЭС?
– В процессе обучения мы используем электронную образовательную среду «Moodle», но главная составная часть процесса – это, конечно, коммуникация студентов с преподавателями. Студенты, ушедшие на практику, занимаются во ВГУЭС вечером и по субботам. «Moodle» используется для обмена заданиями и их выполнения. Для тех, кто проходит практику в других городах, «Moodle» является удобной средой для обмена информацией с преподавателями.
Если говорить об особенностях обучения в нашем вузе, то с переходом к новым образовательным стандартам мы полностью переделали учебный план. Мы изучили требования работодателей, учебные планы университетов других городов, а также зарубежных вузов, и привлекли к нашему учебному процессу специалистов-практиков. В прошлом году у нас читали специалисты из компании «FarPost». Они оставили нам огромную базу данных, которую мы сейчас активно используем в обучении наших студентов.
Практико-интегрированное обучение во ВГУЭС означает, что университет использует педагогические подходы, способствующие освоению дисциплинарных знаний одновременно с развитием личностных и межличностных навыков, эмоционального интеллекта, навыков создания продуктов, процессов и систем. В обучении задействованы представители бизнеса, науки и другие заинтересованные лица. ВГУЭС гарантирует высокое качество обучения студентов, обеспечивая их междисциплинарную активность в форме курсового и дипломного проектирования, производственной практики и участия в исследовательских проектах (модель «Учись и работай в кампусе»). Гарантией качества обучения являются и образовательные программы, гармонизированные с востребованными на рынке профессиональными компетенциями, с учётм перспективы развития информационных технологий. Преподаватели профессионального цикла имеют опыт разработки и применения современных IT-решений и учат тому, что необходимо, и так, чтобы образовательный процесс был эффективен и содержателен. Университет насыщен современными моделями и технологиями обучения, ориентированными на творчество, повышение эффективности обучения и мотивации студентов.
Многие студенты успешно совмещают учёбу, работу и научную деятельность, занимаясь всем этим ещё с первых лет своего обучения в вузе. Выпускница-магистр Полина Парисеева уже со второго курса проходила практику в качестве системного администратора и разрабатывала собственный проект. Она также получила диплом II степени Межвузовского конкурса научно-исследовательских работ среди студентов, магистрантов и молодых ученых по информационным технологиям за практическую разбаротку, выполненную во время обучения в магистратуре под руководством Елены Кийковой.
– С лета второго курса я проходила практику в компании в качестве системного администратора. На следующей практике в «Инженерных классах», куда меня направила мой научный руководитель бакалаврской работы Ольга Борисовна Богданова, я разрабатывала проект «Управление материальными запасами» для производства межкомнатных дверей. За год до окончания бакалавриата я прошла собеседование и во время обучения уже в этой компании для «АСУ Консалтинг» выполняла практическую часть своей бакалаврской работы. Через месяц после получения диплома я уже работала там, где затем разрабатывала магистерскую диссертацию, в «АСУ Консалтинг», имея небольшой опыт внедрения, и успешно там работаю уже два с половиной года, – рассказывает Полина.
Информационные технологии прочно вошли в жизнь кампуса ВГУЭС. Теперь у каждого студента и сотрудника университета есть идентификационная пластиковая карта, позволяющая получать книги в библиотеке, проходить через турникеты, производить оплату в кассах и терминалах. Карта используется в качестве идентификационного документа в кампусе ВГУЭС для доступа на территорию и в помещения университета, а также для учёта посещаемости на лекциях.
Виртуализуются учебные и рабочие места университета, и сейчас в аудиториях и рабочих кабинетах насчитывается около 1500 терминалов вместо персональных компьютеров. Здания кампуса и территория покрыты беспроводным доступом в Интернет, установлено 420 точек доступа Wi-Fi. Регулярно проводятся видеолекции и видеоконференции. Лингафонные классы позволяют большому количеству студентов одновременно слушать самые разные аудио-тексты, не мешая друг другу. Применяются технологии смешанного обучения – формы обучения, при которой обучение проводится как в традиционной очной форме, так и с использованием технологий электронного обучения. Электронный учебный курс доступен учащемуся через интернет.
В процессе обучения используются самые передовые технологии – во ВГУЭС существует лаборатория FABLAB, где функционируют 3D-принтеры для распечатки объемных моделей, Устройства 3D моделирования и визуализации, Плоттеры и гравировально-фрезерная машина для обработки оргстекла, мягкий металлов, ювелирного воска, а также лазерный гравировальный станок для резки и гравировки различных материалов. Знакомясь с передовыми технологиями, учащиеся занимаются техническим творчеством и создают роботов.
ВГУЭС идёт в ногу со временем и предлагает тем, кто мечтает внести вклад в развитие IT, поступать в Институт информационных технологий. Практико-интегрированный подход к обучению во ВГУЭС гарантирует, что студенты получат качественное, актуальное и современное образование и станут востребованными и конкурентоспособными специалистами на рынке труда.