Кафедра международного маркетинга и торговли ВГУЭС в этом году стала лучшей в стране, заняв первое место во Всероссийском конкурсе кафедр и образовательных программ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ – 2015». В номинации «Маркетинг и PR» коллектив ВГУЭС опередил кафедры из 84 отечественных вузов, среди которых самые именитые экономические университеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Что сыграло на победу в авторитетном конкурсе, как от идеи дойти до цели, почему на рынке труда почти 100-процентный спрос на товароведов с дипломом ВГУЭС – на эти и другие вопросы отвечает заведующая кафедрой международного маркетинга и торговли, кандидат технических наук, доцент Людмила Драгилева.
- Людмила Юрьевна, ваша кафедра очень сильная, конкурентоспособная – и по составу преподавателей, и по качеству обучения, и по одному из главных показателей любого вуза – трудоустройству выпускников. Имея такие преимущества, вы, наверное, изначально рассчитывали на победу в конкурсе?
- Честно скажу: о победе даже не думали. Участие в конкурсе мы с коллегами рассматривали, в первую очередь, как возможность заявить о себе, собрать огромный практический опыт, накопленный нашим коллективом за многие годы. Это была трудная работа, в первую очередь, из-за объема информации. Мы подготовили целый том «весом» 340 страниц, и при этом многое еще осталось за кадром. К слову, сведения обо всех наших достижениях, представленных в этом большом труде, есть в открытом доступе, на сайте ВГУЭС. И хотя нам, действительно, есть чем гордиться, отправляли мы в Москву свой увесистый том документов без особой надежды, которая стала совсем призрачной, когда организаторы сообщили, что в этом году на участие в конкурсе буквально аншлаг, и заявки поступили не только от региональных вузов, но и столичных. Причем, это вузы–корифеи, признанные лидеры отечественного экономического образования: знаменитая Плехановская академия, сейчас - Российский университет имени Плеханова, Санкт-Петербургский госуниверситет.
Представляете нашу радость, когда в мае получили сообщение, что кафедра международного маркетинга и торговли ВГУЭС стала первой в номинации «Маркетинг и пиар»! Это большая честь для кафедры, и для всего университета, потому что такая победа – всегда общая, мы же в одной команде, все кафедры, все институты работают в рамках единой политики ВГУЭС. Мы рады, что внесли достойный вклад в развитие вуза, в его позиционирование на образовательном рынке.
- Ваша кафедра вот уже 17 лет готовит товароведов. Насколько востребована сегодня эта профессия?
- Мы ведем набор на товароведение с 1999 года, перехватив инициативу у ДВИСТа (Дальневосточного института советской торговли), который был единственным, кто в то время готовил таких специалистов.
- Поэтому поступить в ДВИСТ можно было, только пройдя бешеный конкурс. Или по великому блату. Помнится, по студенческому Владивостоку даже песня гуляла, переделанная под знаменитых итальянцев: «Феличита, феличита, я учусь в институте советской торговли, я вам не чета»…
- Песню эту не слышала, поскольку училась в институте в Новосибирске, а затем в аспирантуре в Москве, но то, что профессия товароведа в советские времена была очень популярной, престижной и, конечно, прибыльной, знают все. А потом случились 90-е, и товароведы оказались лишними людьми на рынке труда. Именно их в начале 90-х годов первым делом стали убирать из штатного расписания: предприятия по всей стране сделали ставку на «продажников». И лишь когда на рынок хлынул поток некачественной продукции, пошли многочисленные претензии от потребителей, начали приниматься жесткие меры со стороны контролирующих инстанций, бизнес понял: без товароведов не обойтись.
Мы это тоже хорошо понимали, почему и решили выйти на образовательный рынок с новой для ВГУЭС профессией. И угадали! Сегодня по данным опроса, который проводился региональным Центром «Старт-Карьера» среди выпускников 2015 года, выпускники ВГУЭС, окончившие направление «товароведение» имеют показатель трудоустройства свыше 89 %, «торговое дело» - 96%.
- Цифры ошеломляют, особенно на фоне нынешней высокой безработицы среди выпускников российских вузов.
- Для нашего университета, как инновационного, предпринимательского вуза, эти цифры – не фантастика, а самая настоящая реальность. Иначе и быть не может! ВГУЭС готовит только тех специалистов, в которых нуждается рынок. ВГУЭС дает студентам качественное, современное образование, с упором на практику. И, понятно, что наши выпускники – умные, талантливые, успешные – без работы не остаются. Они востребованы в Приморье, в России и за ее пределами. Если говорить о товароведении, то эта специальность имеет очень широкие горизонты: можно работать товароведом, товароведом-экспертом – в экспертных бюро, в отделах по защите прав потребителей, которые сейчас вновь возрождаются в госструктурах, на уровне общественных организаций. Наши выпускники работают и на внешних рынках, в торговых представительствах. Менеджеры по продажам, руководители разного уровня, владельцы собственного бизнеса – это все представители нашей профессии.
Кроме того, мы включили в программу, наряду с товароведением продовольственных товаров, еще и непродовольственные, а потом взяли и добавили сюда сферу сервиса, которая стала мощно развиваться и, следовательно, потребовались специалисты, которые способны профессионально оценить качество услуг в этой отрасли.
Мы очень внимательно отслеживаем все тенденции на рынке труда. На подъеме международная торговля, значит, нужны специалисты, которые должны уметь разбираться в тонкостях таможенных процедур. Так у нас появилась еще одна важная дисциплина – декларирование внешнеторговых грузов.
- Дополнительные дисциплины формируете сами? Образовательный стандарт это позволяет?
- Да, позволяет. Благодаря этому мы включаем в программу новые предметы, которые расширяют круг знаний наших выпускников, увеличивая шансы на трудоустройство. Мы все время чуть-чуть забегаем вперед, предугадывая, какие специалисты будут востребованы на рынке. Это один из главных секретов, почему востребованы выпускники ВГУЭС.
И еще один большой секрет, который мы с удовольствием раскрываем, - это наши замечательные практико-интегрированные программы. Восьмимесячная стажировка на предприятиях, которую проходят все студенты ВГУЭС на четвертом курсе, позволяет им максимально адаптироваться к практической работе, получить хорошие профессиональные компетенции. В этом году многие наши выпускники получили предложения о работе в тех компаниях, где они проходили практику.
И еще один важный момент. Мы всегда говорим своим студентам: начинайте с малого. Пришли на предприятие, соглашайтесь даже на скромную должность, с небольшой зарплатой. Выполняйте свою работу на отлично, показывайте все знания и навыки, которые вы получили в университете, поднимайтесь со ступеньки на ступеньку, шаг за шагом, и успех обязательно придет! Понятно, молодым людям хочется все и сразу, и, как говорится, плох тот солдат, кто не мечтает стать генералом. Да, мечтать всегда нужно, но при этом обязательно трудиться, нагружать себя, не пренебрегать никакой работой, расти, развиваться.
- Людмила Юрьевна, вот вы увеличиваете число дисциплин, а готовы ли студенты к освоению столь большого объема знаний?
- Но мы же не даем в один момент весь набор дисциплин, а разумно дозируем, постепенно, в течение четырех лет обучения. К примеру, для студентов, которые учатся по профилю «логистика в торговой деятельности», погружение в профессию начинается с самых простых форм логистики, тех, что ближе к торговле и понятнее студентам, уже включившимся в понятия коммерции и торгового дела. И мы всегда собственно логистику подкрепляем одним-двумя предметами, чтобы студент смог легче принять эти знания, чтобы они, как пазлы, сложились в общую картину.
К слову, логистика сейчас в числе самых популярных направлений во ВГУЭС, хотя мы первый набор открыли совсем недавно, в 2011 году. Это, безусловно, перспективная и очень интересная специальность. Многие считают, что логистика – это транспорт, склады, и только. А вы знаете, что существует более десятка видов логистики? Транспортная, таможенная, закупочная, распределительная, информационная… И все это изучают наши студенты - последовательно, системно.
Та же ситуация с маркетологами, которые у нас получают знания, применимые не только в торговой сфере, но и в других отраслях. Соответственно, это увеличивает их шансы найти работу. Наши выпускники работают в торговых и производственных компаниях, банках и рекламных агентствах. Вот только вчера мне звонили из рекламного агентства полного цикла, просили подыскать двух маркетологов. Накануне из двух известных банков обратились, банковский продукт продвигать нужно, хороших маркетологов ищут. Сейчас подбираем кандидатуры из числа выпускников этого года, кто в этой сфере делал выпускную дипломную работу.
Очень приятно, что к нам обращаются с такими просьбами. Это значит, мы хорошо учим наших студентов. К слову, у нас на кафедре очень сильный коллектив, много профессуры, и очень много практиков. Наши преподаватели не только лекции читают, но и работают в реальном секторе экономики – кто в коммерческих структурах, кто в собственном бизнесе. Это настоящие профессионалы, и наша победа в конкурсе – заслуга каждого из них.