Научная группа Института права ВГУЭС : руководитель проекта - заведующий кафедрой теории и истории российского и зарубежного права, доктор политических наук Алексей Мамычев и исполнитель проекта – студент 3-го курса направления «Юриспруденция» Антон Уханов вернулись из командировки в Санкт-Петербург.
Эта поездка состоялась в рамках научно-исследовательского гранта Президента РФ «Архетипические (социокультурные) основания российской публично-властной организации и её эволюция в XXI веке», реализуемого Институтом права.
За время с 11 по 30 июля представители ВГУЭС поработали с редкими архивными фондами нескольких библиотек. В одной из крупнейших библиотек России – Российской национальной библиотеке – были отобраны и проработаны книги, посвященные проблематике грантового исследования.
Во время поездки состоялось два научных мероприятия с участием представителей ВГУЭС. Это были круглый стол, посвященный тенденциям развития современного образования, и цикл лекций просветительского проекта «Открытый университет», объединенный общей тематикой ресурсного и ценностного капитала российского общества. Экспертами выступили преподаватели и руководители Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) (г. Санкт-Петербург), Высшей школы экономики (г. Москва), Европейского университета в Санкт-Петербурге, а также руководители и представители различных научно-образовательных проектов («Политех», «Лекториум», «Летние школы» и др.).
В дискуссии о будущем высшего образования доктор политических наук Алексей Мамычев сделал уместное замечание о роли вузов и высшего образования в социализации личности, которая может быть обеспечена только при «живом» общении учителя и ученика:
– На первом круглом столе обсуждались вопросы будущего образования, перспективы использования новых технологий в образовательном процессе, виртуализация университетов, соотношения знаниевого и компетентностного подходов в воспитании и т.д. Была затронута проблема конкуренции высших учебных заведений с неакадемическими интеллектуальными пространствами и коммуникативными площадками. Так, экспертами были сделаны резкие заявления о полной трансформации образования, его технологизации и виртуализации, которые будут сопровождаться «отмиранием» некоторых профессий в связи с развитием искусственного интеллекта. Однако прозвучали мнения, что все технологические новшества и изменения, а также альтернативные вузам системы обучения не смогут затронуть и изменить фундаментальной сути высшего образования в силу консервативной природы человека, но при этом чрезмерное увлечение технологической стороной способно, наоборот, нанести вред делу воспитания.
На лекциях «Открытого университета» позиция лекторов в целом сводилась к необходимости укоренения в качестве ценностей идеалов правового государства, гражданского общества, верховенства законности западноевропейского образца. Например, было отмечено, что капитализм в России по-прежнему остаётся «диким» и его становлению в цивилизованной форме зачастую мешают «традиционные» ценности.
Антон Уханов поделился впечатлениями о продуктивности летней научной командировки:
– Сама перспектива работы в сокровищнице научной мысли служит мощным мотиватором. Несмотря на лето, атмосфера библиотеки располагает к умственной работе и генерации идей и при этом даёт, в первую очередь, возможность познакомиться c редкими научными трудами, ранее затрагивающими тот или иной аспект исследования. Санкт-Петербург – красивый город, оправдывающий статус культурной столицы. Библиотека, которую мы посещали, не просто собрание книг, но своеобразный «интеллектуальный храм», где для нашего и последующих поколений хранится история человеческой мысли. Я приобщился к особой культуре работы с книгами и другими письменными источниками, что считаю неоценимым опытом. Такие поездки наталкивают на множество идей, работа в библиотеке даёт богатый материал для разработки.
Также считаю полезным участие в питерском научно-образовательном мероприятии, проходившем с участием представителей ведущих российских вузов. Поскольку это не только возможность почерпнуть новые знания, но и шанс сравнить наш проект «Научные среды», который в содержательном плане, на мой взгляд, ни в чем не уступает. К тому же такое знакомство даёт мощный стимул к развитию нашего сообщества в плане публичности, охвата аудитории, уровня мероприятий и т.п.
Полученный опыт как возможность познакомиться с иными способами осмысления настоящего и прошлого российского общества и государства пришелся очень кстати для грантового исследования, которое направленно не только на выявление публично-властных архетипов, но и на прогнозирование таких идеалов и проектов развития российского государства, которые не будут противоречить укоренившимся, прошедшим проверку во времени ценностям и убеждениям,– считают участники научной группы ВГУЭС.