Ольга Ворожбит: «Международные коммуникации – тренд ВГУЭС»

27 августа 2016
Ольга Ворожбит: «Международные коммуникации – тренд ВГУЭС»

Одним из мероприятий Восточно-экономического форума стала  5-я международная конференция АТЭС, посвященная стратегии развития высшего образования и перспективам межгосударственного сотрудничества в этой сфере. В числе организаторов конференции – Министерство образования и науки РФ, Минвостокразвития РФ, рабочая группа форума АТЭС. Экспертным мнением на тему формирования единого образовательного пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, конкурентоспособности и признании российских дипломов поделилась участник мероприятия, первый проректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Ольга Ворожбит.

– Вопросы, которые мы обсуждали на конференции АТЭС, крайне актуальны сегодня. Гармонизация образовательных стандартов,  создание единого образовательного пространства в АТР – процессы неизбежные и необратимые, которые не только делают более эффективными международные коммуникации  университетов, но и в конечном итоге повышают потенциал региональных экономик. В этом свете особенно важно, что итоги состоявшейся плодотворной дискуссии с участием представителей образовательных организаций стран АТР будут положены в основу предстоящей в октябре в Перу встречи  министров образования и науки АТЭС.

Приморье и Владивосток, которые сегодня позиционируются как ворота России в АТР,  безусловно,  должны стать неотъемлемой составляющей частью образовательной среды Азиатско-Тихоокеанского региона, используя в качестве платформы для встраивания в высококонкурентный мировой рынок интеллектуальный потенциал и международный репутационный рейтинг наших ведущих университетов.

Задачи, которые, соответственно, ставятся перед вузами, понятны для каждого: выпускники высших учебных заведений АТР должны быть востребованными на рынке труда  любой страны, входящей в АТЭС, а  дипломы – нострифицированными, то есть, признанными.

Собственно, во ВГУЭС эти процессы уже активно идут последние несколько лет. Мы реализуем ряд совместных международных программ, например, в партнерстве с Университетом Аляски (Анкоридж) и Международной школой бизнеса Солбридж (Южная Корея).  Наши студенты два года обучаются во ВГУЭС, затем мы готовим им академические справки о зачетных предметах, с которыми они отправляются на учебу   в университеты-партнеры.  То есть, объем знаний, сформированный на базе нашего университета, полностью признается зарубежным вузом, где они продолжают обучение на третьем курсе.

В рамках этих программ выпускники ВГУЭС получают одновременно российский диплом по специальности «бакалавр менеджмента» и американский, или корейский, с присвоением степени «Bachelor of Business Administration» (ВВА)».

Ольга Ворожбит особо отметила необходимость максимально упростить процедуру признания знаний и дипломов для граждан из всех стран АТЭС. 

– Проблема давно уже требует скорейшего решения, – сказала первый проректор ВГУЭС. – Но для этого нужны международные конвенции, нормативные документы, которые подписали бы все заинтересованные стороны. Эти важные  вопросы планируется обсуждать в Перу на совещании министров АТЭС, что вселяет определенные надежды на развитие ситуации, имеющей значение не только для России, ведь не одни мы отправляем молодежь учиться в зарубежных вузах. Интернационализация образования – глобальная история. Поэтому нам нужно сделать все, чтобы дипломированные специалисты из России, приезжая, скажем, в Гонконг, или в Сингапур, а иностранные граждане – в нашу страну, могли без всяких проволочек пройти процедуру нострификации, то есть, признания документов о высшем образовании иностранных государств. Безусловно, это задача, которая решается на уровне правительств, соответствующих межправительственных соглашений. Вместе с тем, значительное влияние на эти процессы оказывают те, кто стоит, что называется, у самых истоков: университеты, которые непосредственно  реализуют международные образовательные программы и проекты.

По мнению Ольги Ворожбит, сегодняшний уровень международных коммуникаций приморских вузов позволяет с большой долей уверенности говорить о реальных перспективах формирования единого образовательного пространства АТЭС.

Напомним, у ВГУЭС более 60 зарубежных организаций-партнеров в 15 странах мира. Действуют международные обменные программы в рамках соглашений с 23 вузами-партнерами из Китая, Южной Кореи, США, Вьетнама, Японии. В рамках обменной программы студенты бесплатно в течение одного-двух семестров проходят обучение в зарубежном партнерском университете, совершенствуют знания иностранного языка, изучают предметы в рамках своей основной образовательной программы, знакомятся с культурой страны пребывания. Каждый год более 60 студентов ВГУЭС участвуют в таких обменных программах.

Кроме того, студенты ВГУЭС могут стать участниками учебно-ознакомительных и языковых стажировок, летних школ зарубежных вузов-партнеров, войти в грантовые и стипендиальные программы правительств, международных фондов и организаций зарубежных стран,  а также программы культурного обмена по линии консульств, администраций Приморского края и Владивостока.

Персоны