Где находится «золотая кафедра» ВГУЭС, почему студентов ВГУЭС ждут суды и адвокатура, зачем университету зал судебных заседаний, как стать прокурором – об этом в интервью со Светланой Литвиновой, директором Института права ВГУЭС.
Светлана Литвинова, директор Института права ВГУЭС, кандидат юридических наук. Окончила Дальневосточный государственный университет по специальности правоведение. В 2001 году стала первым директором Института права ВГУЭС. Успешно совмещает управленческую, преподавательскую и практическую работу. Сфера профессиональных предпочтений - международное частное право.
- Светлана Федоровна, прежде всего хочется поздравить вас и ваш коллектив с недавними событиями в жизни Института права ВГУЭС: это награждение вас почетной грамотой Приморского регионального отделения Ассоциации юристов России, награждение дипломом «Золотая кафедра России» кафедры теории и истории российского и зарубежного права, а также включение преподавателей института права в состав Общественного совета при прокуроре Приморского края.
- Спасибо. Это действительно знаковые, очень важные и очень приятные для нас события. Они означают, что работа Института права высоко оценена профессиональным сообществом. Бесспорно, оценка нашего института основана на востребованности и качестве наших выпускников. И смею заметить, что для коллектива Института такое признание не является неожиданным. С момента образования юридического факультет профессорско-преподавательский состав уделяет первостепенное значение качеству обучения будущих юристов.
У нас в институте сейчас очень сильный коллектив. Только юристов 43 человека, причем все практики, и, что немаловажно, неравнодушные, искренне переживающие за имидж института, за качество обучения, за успех студентов. Причем, это не только наши старожилы, из тех, кто работает во ВГУЭС еще с конца 90-х, но и наши молодые коллеги, прибывшие из других регионов России. Они как-то сразу проникаются доброжелательной, располагающей атмосферой института и всего университета.
В том, что нас признало профессиональное сообщество, заслуга каждого преподавателя Института права. Мы каждый день доказываем свою квалификацию, свои конкурентные преимущества. Вот почему институт пользуется авторитетом среди абитуриентов и выпускников. Мы из года в год делаем неплохие наборы, к нам приходят умные, толковые ребята, причем, в последнее время все больше абитуриентов из Владивостока, из хороших школ, с хорошим баллом ЕГЭ.
- Светлана Федоровна, а помните времена, когда юристов с дипломом ВГУЭС не брали на работу?
- В 2001 году, когда я стала директором института, по городу ходили слухи, что работодатели якобы косо смотрят на юристов с дипломом нашего университета. Но сейчас это все не важно. Наши студенты после окончания вуза востребованы и имеют неплохие конкурентные преимущества.
- Некоторые считают бакалавриат чем-то вроде ПТУ, не дотягивающим до высшего. Хватает ли четырех университетских лет, чтобы выучиться «на юриста»?
- Сравнение с ПТУ, мягко сказать, неправильное. Бакалавриат – это, вне всяких сомнений, высшее образование, которое дает возможность в соответствии с государственными стандартами получить фундаментальные теоретические знания и практические навыки. Другое дело, что четырех лет, действительно, мало для подготовки юристов, поскольку юридическое образование – фундаментальное, а не только подготовка специалиста по определенной профессии.
- В чем преимущества юридического образования во ВГУЭС в сравнении с другими вузами?
- Не буду говорить про других. Мы не лучше и не хуже. Мы - другие. В первую очередь, из-за особого отношения преподавателей к студентам. Большинство наших преподавателей стремятся сформировать у студентов те компетенции, которыми обладают сами, и для этого осваивают новые технологии преподавания, собственным примером вовлекают студентов в научную деятельность.
Еще одно преимущество обучения в нашем институте – это возможность за время обучения получить дополнительные знания и умения на дополнительных программах для студентов. К примеру, в этом году мы впервые открыли программу «Практическая психология для юристов», которая сразу оказалась востребованной, интересной студентам. Сейчас мы начинаем набор на дополнительную программу, рассчитанную на изучение принципа действия «детектора лжи».
И, безусловно, важный момент, это тесная связь теоретического обучения с прохождением практики, начиная с первого курса учебы в вузе. Наши основные партнеры - судебные и правоохранительные органы. Конечно, для младшекурсников это еще не профессиональная, но крайне необходимая практика, связанная с формированием общекультурных компетенций.
- Когда-то студенты и мечтать не могли, что в университете может действовать юридическая клиника, зал судебных заседаний, криминалистическая лаборатория.
- Криминалистические лаборатории существовали еще в советских вузах. И я, будучи студенткой, снимала и отпечатки пальцев, и отпечатки следов, в составе «оперативной» группы проводила осмотр места происшествия…
В настоящее время практические навыки наших студентов оттачиваются не только в криминалистической лаборатории, но и в учебном зале судебных заседаний ВГУЭС, устройство которого полностью соответствует нормативам, установленным Судебным департаментом при Верховном суде РФ для реальных залов судебных заседаний. Смею заметить, что наш зал судебных заседаний – один из лучших в России учебных лабораторий, где проводятся не только учебные занятия, но и настоящие процессы. Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники не испытывали страх работы в судебном заседании.
Практические навыки, необходимые юристу, студенты получают также в юридической клинике – студенческой консультации. Клиникой во ВГУЭС руководит опытнейший юрист, возглавлявший один из судебных органов. Частые гости в клинике - адвокаты, которые с удовольствием делятся со студентами основами своего мастерства.
- Профессиональные юристы всегда востребованы. А вот где найти себя молодым специалистам? Да еще в условиях тотального, как все вокруг твердят, переизбытка юристов.
- Нет никакого переизбытка юристов, и спрос на юристов никогда не иссякнет! Я в этом абсолютно убеждена. Юрист – это больше, чем профессия. Это, если хотите, один из видов работ, которые может выполнять человек с юридическим образованием. И юридическое образование - это не профессиональное, а фундаментальное высшее образование, которое усиливается специфическим профессиональным мышлением, особым правовым менталитетом. Человек с дипломом юриста всегда будет рассуждать, как юрист, и даже на экономику будет смотреть глазами юриста.
Юристы могут работать и на тех должностях, которые требуют специального юридического образования, и на иных, например в государственных и муниципальных органах. Могут руководить бизнесом. Юристы могут быть и Президентом РФ, и главой Правительства РФ!
Это миф, что много юристов! Правда в том, что много вакансий для юристов. Вот с Сахалина звонят коллеги: помогите, настоящий кадровый голод, с острым дефицитом юристов столкнулись суды, прокуратура, судебные приставы…
- Светлана Федоровна, а где работает ваша дочь, выпускница Института права ВГУЭС?
- Дочь работает в Пекине юристом в очень крупной китайской авиакомпании. Это право она получила после окончания магистратуры по международному праву в одном из авторитетных университетов Китая, поступила в который после окончания Института права ВГУЭС. По большому счету, успехи моей дочери – это также показатель качества юридического образования, которое сегодня дает ВГУЭС.
Спасибо за беседу, Светлана Федоровна.