Мы продолжаем серию интервью с участниками топ-20 рейтинга профессорско-преподавательского состава ВГУЭС. Предлагаем вашему вниманию интервью с Алексеем Мамычевым, заведующим Кафедры теории и истории российского и зарубежного права ВГУЭС, доктором политических наук, победителем конкурса «Преподаватель глазами студентов».
Почему вы выбрали в качестве места работы ВГУЭС?
Трудно ответить кто кого выбрал. Я ВГУЭС или ВГУЭС меня. Когда в свое время я был на этапе поиска новых вызовов и принимал решение о смене места работы, то ВГУЭС предложил не только достойные условия, возможность и перспективы развития, но и поддержку моим научным проектам. Именно во ВГУЭС я защитил докторскую диссертацию, реализовал 4 научно-исследовательских гранта. В настоящее время на нашей кафедре мы реализуем два фундаментальных научно-исследовательских проекта, поддержанных фондом Президента РФ и Российским Фондом Фундаментальных Исследований, а также в рамках сотрудничества университета с китайскими вузами, участвуем в реализации зарубежных научно-исследовательских проектов.
Что вы думаете о ВГУЭС?
ВГУЭС динамичный и мобильный вуз, что позволяет ему быстро меняться, адаптироваться к потребностям внешней среды, изменениям в образовательной и иной правовой политики государства. И это - главное во ВГУЭС! Ведь по сути все в нашей жизни зависит от действия, от движения. Есть движение - есть развитие. Невозможно изменить форму и содержание без движения.
Причём ВГУЭС, хотя и имеет уже солидную историю (в этом году ВГУЭС отмечает 50-й юбилей), все же это молодой и стремительно развивающийся вуз. В его стратегию, деятельность, мировосприятие «вшито» движение и инновационное изменение. Любой, кто попадает в эту среду, будь то студент, аспирант, преподаватель или иной сотрудник незаметно для себя вовлекается в движение вперед, к новым целям, задачам, мечтам. А что может быть важнее движения к чему-то значимому?
Поэтому, я искренне завидую студентам, которые обучаются во ВГУЭС. Здесь есть все условия для развития – интеллектуальные, творческие, спортивные и прочие. Такие условия мало где гарантируются.
В чем, с вашей точки зрения, преимущество ВГУЭС для абитуриентов?
К тем преимуществам, о которых я говорил выше, могу еще добавить, что если вы хотите индивидуального отношения к себе, иметь возможность не просто обучаться, а строить с первых дней университетской жизни свою карьеру, нарабатывать профессиональные связи и умения, то ваш выбор – это ВГУЭС.
Причем современного абитуриента должны привлекать многообразие форм профессионального и личностного роста. Так, кроме традиционных академических групп, аудиторных занятий, есть еще важные и значимые формы – профессиональные мастерские, проходящие под руководством наиболее успешных выпускников; практико-ориентированные программы; творческие мастерские; научные школы под руководством ведущих ученых и практиков. Отдельно отмечу различные конкурсы (научные, творческие и т.п.), которые систематически проводятся во ВГУЭС.
В общем скучно здесь не будет! А возможности и перспективы, предоставляемые университетом достаточно широки.
Не менее важно, что во ВГУЭС вы в центре – в центре города, в центре событий, в центре интеллектуальных и прикладных достижений, в центре современных трендов, в центре самой жизни!
Простой пример: вы обучаетесь на международника во ВГУЭС и получаете существенный бонус в форме различных мероприятий, дополнительных программ, университетских мероприятий, творческих мастерских, клубов и т.п.
Благодаря последним вы будете в курсе современной международно-правовой и геополитической ситуации в мире, современных дизайнерских и стилевых трендов, направлений развития IT-технологий и других инновационных форм интерактивной коммуникации, приобретете опыт зарубежного общения и сотрудничества.
В общем ВГУЭС позволяет не только получить достойную профессиональную подготовку и сформировать необходимые для будущей карьеры общие и специальные (прикладные) навыки и умения, но научиться «делать из себя бренд», в широком смысле этого слова.
Что помогло вам добиться таких высокий рейтинговых результатов?
Все очень просто – мотивация: внутренняя и та, которая создается руководством университета. Не менее важный фактор – это люди, коллеги, друзья, в общении с которыми открываешь для себя новые возможности и новые направления развития.
Гуманитарная наука – это общение, оно дает нам практически все. Я часто вспоминаю наш первый набор студентов в научно-исследовательский клуб «Научные среды». В этом году они выпускаются. Четыре года совместного общения стимулировали наш совместный рост. Помню, как мы, обсуждая какую-либо проблематику, расходились около десяти часов вечера и то, потому что университет уже переходил в закрытый режим. Или как мы вместе на протяжении многих часов обрабатывали полученные данные, спорили и обсуждали. Вспоминаю наши круглые столы с интерактивным подключением с ведущими отечественными и зарубежными учеными, которые, кстати, сами студенты и организовывали… Ради таких моментов, наверное, мы работаем и живем. Они и мотивируют нас к работе, к совместным достижениям. А энергия наших молодых коллег не дает нам ни права, ни возможности заскучать и расслабиться!
Расскажите, пожалуйста, немного о сфере ваших научных интересов и о том, насколько комфортно вам реализовывать себя, как ученого, во ВГУЭС.
Все мои научные интересы и проблематики, которые ставятся и решаются в рамках научно-исследовательских проектов, вращаются вокруг стержневой идеи, которая достаточно проста: как возможно то, что мы называем обществом, почему тысячелетия воспроизводятся государственно-правовые и цивилизационные формы организации, что ждет последние в будущем.
Очевидно, что все меняется, но формы «сборки социальности», самих изменений и реакции на них практически неизменны. И это очень интересно и захватывающе! Замечу, что сказанное относится не к конкретному содержанию, а к общим формам или еще точнее к общим направленностям. А уже в отдельных проектах мы вместе с преподавателями, студентами и аспирантами рассматриваем эти направленности в политическом, юридическом, социально-культурном и иных контекстах.
Условия для реализации научного потенциала в университете достаточны. Руководством разработана развитая система стимулирования научно-исследовательской деятельности студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава. Причем отмечу, например, что студенты и аспиранты, активно участвующие в научно-исследовательской деятельности, не только получают повышенные стипендии, но и исследовательскую зарплату в рамках гранта, а также по результатам достижений выигрывают правительственные и президентские награды.
Например, я очень горжусь нашим студентом-выпускником Антоном Ухановым, который за время обучения выиграл, наверное, все, что возможно: получал повышенную стипендию за научные достижения, занимал первые места на самых престижных научных форумах (МГУ имени М.В. Ломоносова, ВШЭ и др.), выигрывал именные стипендии, участвовал в реализации трех федеральных грантов и т.д. Сейчас его пригласили в магистратуру НИИ Высшая школа экономики. Думаю, его ждет блестящее будущее, главное не сбавлять ритм.
Другой пример, аспирантка нашей кафедры Мария Филиппова, на сегодняшний день имеет такой список публикаций различного уровня и исследовательских разработок, которым позавидовал бы и я в ее возрасте. Мария - стипендиат Президента РФ, участвует во всех научно-исследовательских проектах, организатор социологических (полевых) исследований, которые мы ежегодно проводим совместно с политологической школой Ростова-на-Дону и МГУ имени М.В. Ломоносова.
Что бы вы могли посоветовать абитуриентам-2017?
Во-первых, главный совет – присоединяйтесь к нам, становитесь частью ВГУЭС! Во-вторых, помните, что университетская жизнь - это лучшие годы вашей жизни, это период, когда вы закладываете профессиональный и личностный фундамент.
Если объединить первое и второе, то совет будет прост: хотите увлекательного интеллектуального приключения, которое изменит вашу жизнь – двери ВГУЭС для вас открыты!
Примечание:
В Национальном рейтинге университетов ИА «Интерфакс» 2016 года, участниками которого являются 238 лучших российских вузов, ВГУЭС входит в первую сотню отечественных университетов. Оценка проводится по многим частным параметрам, в том числе, по показателю «Оценка научной продуктивности НПР университета по данным РИНЦ в 2011-2015 гг.» – 63 место, «Оценка цитируемости статей НПР университета, опубликованных в реферируемых системой Scopus в 2011-2015 гг.» – 69 место.
Анализ результатов рейтинга профессорско-преподавательского состава ВГУЭС демонстрирует положительную динамику публикационной активности преподавателей, а также возросший импакт-фактор журналов. Показатели по журналам РИНЦ выросли в три раза, заметно прибавилось и число публикаций в журналах Scopus и WOS. Причем, растёт не только число публикаций, но и индекс цитирования.
Согласно показателям рейтинговой системы эффективности работы преподавателей, составляется список лучших преподавателей ВГУЭС. Рейтинговая оценка деятельности профессорско-преподавательского состава создаёт сильные мотивационные стимулы для людей, усиливает конкурентные преимущества вуза.