В этом году во ВГУЭС вводится более десяти новых образовательных программ. Одна из них - юридическая магистерская программа - будет реализована в Институте права.
О нововведениях и особенностях юридического образования во ВГУЭС рассказывает директор Института права, кандидат юридических наук, доцент Виктор Варавенко:
- В 2018 году мы открываем первый набор в юридическую магистратуру. Это знаменательное событие не только для нас, но и для профессионального сообщества края. Компетенции наших выпускников и до сих пор качественно отличались, но теперь у ребят появится возможность выше подниматься по карьерной лестнице после окончания университета, а мы получим возможность удовлетворить большее количество профессиональных запросов потенциальных работодателей.
- Какой будет юридическая магистратура во ВГУЭС?
Помимо тех направлений, которые уже существуют, в этом году мы начинаем набор на юридическую магистратуру по двум профилям.
На первом профиле - «Сравнительное правоведение и государствоведение» - будут обучаться молодые люди, которым интересно заниматься научно-образовательной деятельностью.
Второй профиль - «Теория и практика правоприменения». Программа необходима тем, кто видит себя в юридической практике на высоких позициях.
- А до введения магистерских программ профессиональный рост молодых специалистов был ограничен?
- Начнем с того, что в 2009 году специалитет в России «переформатировали» под европейские стандарты - ввели двухуровневую систему высшего образования: бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Большинство государственных ведомств, таких как: прокуратура, судебные органы заявили, что претендовать на руководящие, стратегические должности могут специалисты со степенью не ниже магистерской. Это люди, которые умеют не просто выполнять поставленные задачи, но и обладают способностью целеполагания, вырабатывать стратегию, направлять исполнителей на решение определенных задач. Бакалавры же могут быть только «рабочими лошадками» - служащими, выполняющими порой сложные, но все же тактические профессиональные задачи. На должность, например, судьи или прокурора бакалавры претендовать не могут. Есть еще одно отличие. Магистратура в большей степени ориентирована на науку. Даже выпускная квалификационная работа магистра называется «магистерская диссертация», а у специалистов, бакалавров – «дипломная работа». В рамках магистратуры обязательно есть научная составляющая.
- Виктор Евгеньевич, как вы считаете, много ли юристов свяжут свою жизнь с наукой? Кормит, все-таки, практика.
- Сложно сказать. Есть молодые люди, которые смотрят на 5-10 лет вперед и уже практически спланировали своё будущее в правоприменительной сфере, но некоторые проявляют интерес к научно-теоретической образовательной деятельности.
- Где смогут трудоустроиться те, кто решил заниматься наукой?
- Во-первых, молодые талантливые ребята могут оставаться у нас в университете. Зарплата у преподавателей очень достойная. Но, как ни удивительно, у людей есть мотивация не только денежная! Есть стремление к славе, саморазвитию. Во-вторых, юридическая практика не однородна. Правотворчество, а также высокоуровневая правоприменительная практика требуют обладания не только профессиональной, но и научно-теоретической подготовкой. Например, мне в свое время довелось работать в проектной группе, которая реализовывала инвестиционный проект, участники которого находились под юрисдикцией России и десятка зарубежных государств. Для того, чтобы качественно вести юридическое сопровождение работы российских участников проекта, необходимо было знакомиться и вникать в содержание зарубежного законодательства, решать профессиональные задачи в связке с иностранными юристами. Вот в той ситуации очень пригодились и хорошая научно-теоретическая подготовка, и сравнительное правоведение с иностранным языком.
А вообще, когда я встречаюсь с абитуриентами, совершенно откровенно говорю: ребята, прежде, чем идти на юриспруденцию, хорошенько подумайте, это - очень тяжелое дело. Вы выбираете работу. А поскольку взрослый человек проводит большую часть своего времени на работе, это значит, что вы выбираете жизнь. Работа должна удовлетворять не только материально, но радовать, греть душу. От юриста зависит очень многое: материальное положение предприятия, если человек работает юрисконсультом; свобода, судьба, а иногда и жизнь людей находятся в руках адвоката... Кроме того, есть такие юридические профессии, которые в принципе не могут радовать человека ежедневно. Например – работа следователя. Он делает правильное, важное, необходимое и ответственное дело для общества, но сам по себе рабочий процесс, когда исследуются обстоятельства преступления, иной раз очень тяжело переносить. А вынесение приговора о применение мер уголовной ответственности в виде лишения свободы? Мне сложно представить, что у кого-то этот результат работы может вызывать радость и душевное удовольствие.
- Ну как же? Негодяй за решеткой, виновные наказаны, справедливость торжествует.
- Все так, безусловно, и люди с этими мыслями работают, но радости, думаю, этот факт не доставляет. Именно поэтому об издержках профессии я всегда честно рассказываю, чтобы ребята приняли обдуманное решение. Если оно будет положительным, мы всегда будем очень рады их видеть. Ведь плюсы тоже есть. Высшее юридическое образование – это всегда престижно. Это гарантия трудоустройства и карьерного роста.
- В чем заключаются особенности юридического образования во ВГУЭС?
- Прежде всего, и новые магистерские направления, и уже существующие программы магистратуры и бакалавриата отличаются точно выверенными учебными планами. Студенты ВГУЭС получают знания по тем дисциплинам, которые необходимы им для работы у наших ключевых работодателей – прокуратуры, органов судебной системы, адвокатуры, юридических служб коммерческих организаций. Во-вторых, у нас очень короткая дистанция между преподавателями, руководителями структурных подразделений института и студентами. Преподаватели знают практически каждого студента «в лицо и по имени», а не только студенты – преподавателей. С любыми вопросами, связанными с обучением, студенты могут обращаться как во время учебных консультаций, так и во вне учебное время. У нас нет барьеров для общения и решения студенческих проблем.
В-третьих, мы применяем современные формы обучения, позволяющие вырабатывать профессиональные навыки. Это и моделирование профессиональных ситуаций, и деловые игры.
Преподавание дисциплин основано на практико-ориентированных методиках. Уже на первом курсе наши студенты начинают знакомиться с людьми, которые работают в соответствующей сфере: систематически на занятия приглашаются представители прокуратуры, судебных органов, полиции, таможни и других органов и организаций; студенты изучают «юридическую географию» города – узнают, где находятся органы, учреждения и организации, осуществляющие юрисдикционные функции, посещают их с экскурсиями.
Начиная со второго курса, когда студенты приступают к изучению отраслевых юридических дисциплин, преподаватели начинают прививать студентам практические навыки. Занятия проводятся в тренинговых формах. Например, моделирование профессиональных ситуаций. Выглядит это следующим образом: семинарская группа делится на несколько групп поменьше. Студенты получают исходные данные, документы и основную задачу. В течение ограниченного времени им необходимо проанализировать ситуацию, наметить варианты решения заданной проблемы, и обосновать наиболее оптимальный вариант. Чаще всего работа в таком формате завершается подготовкой соответствующего документа – проекта претензии, дополнительного соглашения к договору, и т.д., в зависимости от фабулы.
Кроме того, в Институте права ВГУЭС уникальный учебный комплекс – зал судебных заседаний, единственный на Дальнем Востоке. Он построен и оснащен в соответствии со специальными требованиями к зданиям судов общей юрисдикции. Мы изначально планировали, что в этом зале будут проходить не только учебные занятия, но и реальные судебные процессы. И действительно, несколько раз в семестр в этом зале проводятся настоящие судебные заседания, где присутствуют студенты. Ребята смотрят, как работают: судья, адвокаты, прокурор и на их примере учатся вести себя в процессе.
Учебные занятия в формате судебного заседания - очень интересная форма, любимая как студентами, так и наставниками. Ребята распределяются между собой по ролям – кто будет истцом, кто ответчиком, кто судьей, кто адвокатом, а затем каждая группа получает свою задачу. Как и в моделировании ситуаций, участники процесса должны выработать позиции и стратегии. Затем мы собираемся в рабочей зоне и разыгрываем мини судебное заседание. В такие учебные процессы студенты «играют» по 3 раза в неделю. У большинства практикующих юристов такой интенсивности посещения судов на практике не бывает. Благодаря таким формам обучения наши студенты приобретают не только знания в области права за 4 года бакалавриата, но практически сформированные профессиональные навыки. А значит, они лучше подготовлены и являются более конкурентоспособными на рынке труда.
- Виктор Евгеньевич, в обществе распространено мнение, что рынок перенасыщен юристами. Открытие новых направлений на этом фоне выглядит несколько странно.
- Несмотря на это мнение, юридические направления подготовки неизменно пользуются большой популярностью. У нас ежегодно количество абитуриентов зашкаливает, поскольку специальность входит в топ 10 самых востребованных. Вопрос лишь в том, как будут трудоустроены молодые юристы. Благодаря качеству обучения в Институте права ВГУЭС наши выпускники всегда нужны работодателям.