Открытая лекция о противостоянии газеты и Интернета профессора Высшей школы телевидения ВГУЭС, доктора филологических наук, Павла Ушанова состоялась по инициативе студентов первого курса Высшей школы телевидения ВГУЭС. Как объяснила студентка Татьяна Чуйко:
— Мы организовали цикл лекций, чтобы привлечь внимание потенциальных абитуриентов к университету и конкретно Высшей школе телевидения.
Открывая лекцию, профессор Павел Ушанов отметил, что идея противопоставить Интернет и газету принадлежит студентам:
— Формулировка темы предполагает некий конфликт, определенную дискуссионность, об этом много говорили, особенно десять лет назад, разделяя аудиторию по способу получения информации. Однако объект для сравнения выбран не очень корректно: как мы прекрасно знаем, Интернет давно поглотил газету и газета прекрасно существует в рамках его пространства. Но, когда я начал глубже погружаться в предложенную тему, понял, что здесь есть над чем подумать и что обсудить.
В лекции профессор Ушанов напомнил основные этапы развития Интернет: от первых попыток объединить компьютеры, которые предпринимались в научно-исследовательских центрах СССР и США, до появления универсального протокола кодирования передачи данных, и последующем технологическом прорыве, когда за четыре года: с 1989-го до 1993-го количество пользователей увеличилось до 2 млн. Появление в 1993-м году первого интернет-браузера обеспечило простоту выхода в Интернет, и на всемирную паутину наконец обратили внимание СМИ.
Парадигматический сдвиг случился в 2005 году с введением методики «Web 2.0», при которой пользователи контента стали одновременно и его создателями. В 2009 году только в России насчитывалось 6,5 млн блогеров, каждый из которых пытался претендовать на отдельное СМИ.
— Реализовалась золотая мечта капитализма: люди стали работать бесплатно и получать от этого удовольствие, — пошутил спикер.
Как подчеркнул Павел Ушанов, Интернет-СМИ не стали новым коммуникационным феноменом, но объединили в себе все существующие: радио, ТВ, принт, и здесь уже можно говорить о конфликте способа восприятия информации: линейном или визуальном.
— Каждый из вас знает, что видео — это продукт монтажа, то есть интерпретация фактов и расставленные в желаемом порядке акценты, — обратился профессор к студентам ВШТ. — То есть, ТВ, по факту, обладает максимально манипулятивным эффектом, однако именно видео воспринимается зрителями максимально некритично, так как максима «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» зашита в бессознательное.
С визуальным поворотом в культуре — доминированием видео и фотографий как главного способа получения информации из окружающего мира — Павел Ушанов связал и общее падение IQ всего человечества, которое регистрируется учеными в последнее десятилетие.
— Общая ситуация в мире — некритичное отношение к информации. Понятие «аудитории» заменило понятие «траффика», если СМИ не знает свою аудиторию, значит нет и ответственности перед ней, поэтому основная задача — завлекать и манипулировать, — поставил неутешительный диагноз современным медиа профессор ВШТ в завершении выступления.