Проектная деятельность — относительно новый предмет, введенный в образовательную программу для студентов ВГУЭС, начиная со второго курса. В течение всего учебного года проектные команды, состоящие из студентов разных направлений подготовки, работают над реализацией проектов, отрабатывая на практике знания, полученные из теоретического курса. Третья финальная защита проектов, прошедшая онлайн с 16 по 23 июня, показала: форма проектного обучения, на которые сделало ставку руководство университета, — это не просто мировая тенденция, но и эффективная образовательная модель подготовки специалистов, которые будут востребованы на рынке труда.
— По траектории внедрения проектной деятельности в процесс обучения студентов мы идем уже второй учебный год, третий семестр идут полноценные защиты проектов: весна и осень 2019 года, весна 2020 года, — отмечает заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Юлия Разумова. — За это время проекты проходят полный цикл подготовки, то есть студенты защищаются, представляя готовые продуктовые результаты. Проектная деятельность позволяет достичь профориентационных целей, так как студенты за время обучения могут поучаствовать в работе над несколькими проектами и выбрать для себя дальнейшую траекторию развития: бизнес и коммерция или управление и администрирование, и работать над своим выбором более прицельно в рамках выпускной квалификационной работы. У студентов есть возможность реализовать свою идею профессионального роста уже на 2-м курсе. Вторая важная задача — интеграция науки и бизнеса, которая даст качественный результат этого сотрудничества в виде интеллектуального продукта, в котором бизнес заинтересован. А мы, как научная организация, в тех задачах, которые перед нами ставит бизнес, сможем найти определенные точки роста в области научных исследований.
Ежегодно количество проектов увеличивается. Если весной 2019 года к защите был представлен 41 проект, то к осени 2019 года количество проектов увеличилось до 154. В 2019 году участвовало девять направлений подготовки, в 2020 — 15 направлений подготовки и семь кафедр. На следующий год в планах реализовать проектное обучение для 19 направлений подготовки при участии восьми кафедр. В 2019 году участвовало 240 человек, в 2019 — 2020 — 1025 человек, весна 2020 года — 1246 человек. Руководили студенческими проектными командами 102 ведущих преподавателя ВГУЭС. Более половины студенческих проектов (89 из 151) выполнены по внешним заявкам, то есть от представителей краевого и регионального бизнеса, банковской сферы, административных органов.
Так, например, студенты 2-го курса направления подготовки «Экономика» под руководством доцента кафедры экономики и управления, кандидата экономических наук Татьяны Бубновской и доцента кафедры экономики и управления, кандидата экономических наук, Натальи Самариной работали в течение года над внешним проектом «Маркетинговое исследование проекта строительства многофункционального рекреационного комплекса «Истерн Аква Парадайз» на острове Русский, Приморский край: анализ рынка аквапарков» и собирали информацию для раздела бизнес-плана по строительству аквапарка на острове Русский.
— Степень вовлеченности студентов в проект была очень высокая, — отмечает Татьяна Бубновская. — За год работы студенты успели сделать очень многое: разработать анкеты, опросить респондентов, обработать аналитическую информацию, подготовить письменные отчеты и научиться грамотно их оформлять, научились взаимодействовать друг с другом. В этом проекте принимали участие студенты из КНР, и они оказали значительную помощь проекту, собрав статистическую информацию по странам Восточной Азии. Заказчик — ООО «Ваш Бизнес Эксперт» — высоко оценил качество подготовленного отчета и принял работу проектной команды, акт выполненных работ подписан.
Сами студенты — участники проекта — делают акцент на приобретенных навыках и возможности решения реальных задач для бизнеса.
— Такая форма работы особенно не отличалась от работы в обычном режиме: я и моя команда по проекту в течение недели работали дома, созваниваясь в Google Meet, и раз в неделю сдавали результаты руководителю проекту, — рассказала студентка 2-го курса направления подготовки «Экономика» Анастасия Просвирина. — Из приобретенных навыков я выделю частичное разрушение языкового барьера, так как в нашем проекте участвовали студенты из КНР, и с ними нужно было коммуницировать. Наш проект связан со строительством аквапарка, поэтому очень важно было выйти на стадию его реализации.
Коллега Анастасии по проекту студентка направления подготовки «Экономика» Камилла Магомедова подчеркнула важность приобретенного навыка командной работы:
— За время проектной деятельности я научилась выслушивать и уважать мнение каждого из участников команды, относиться более спокойно к замечаниям. Также я начала смотреть на корректировку как на возможность сделать проект лучше. Именно эти умения, вкупе с профессиональными качествами каждого участника, помогли достигнуть одной общей цели — успешной разработки и защиты проекта.
Команда студентов 2-го курса направления подготовки «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом», под руководством доцента кафедры экономики и управления, кандидата экономических наук, Марины Арнаут разрабатывали систему мониторинга трудовой нагрузки специалистов отдела назначения и распределения пенсий ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Ленинскому району г. Владивостока.
— Предмет «Проектная деятельность» — это уникальная возможность для студентов познакомиться с реальными бизнес-проблемами, — рассказала Марина Арнаут. — В процессе реализации проекта студенты учатся работать в коллективе, принимать порой нестандартные решения, мыслить широко, ведь готовых ответов в учебниках нет, и нести за принятые решения ответственность, защищать свою точку зрения. Все это, несомненно, поможет студентам в будущем, когда они выйдут на рынок труда, ведь специалисты, которые могут из любой ситуации найти выход, применить свои знания на практике и адаптироваться к изменяющимся условиям — это высококвалифицированные специалисты, которых и готовит наш университет.
Студенты, участвовавшие в реализации проекта, отмечали уникальную возможность выхода за пределы узкой образовательной среды и наработке профессионального портфолио.
— Для меня предмет «Проектная деятельность» — один из самых любимых в университете, потому что он выходит за рамки университетского образовательного стандарта, — поделилась впечатлениями студентка 2-го курса направления подготовки «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом» Анастасия Кисарова. — Это не лекции и не семинары, а настоящий профессиональный проект. Ты впервые имеешь дело с заказчиками, сроками, конкретными задачами, которые нужно решить в ограниченные сроки, и это очень стимулирует. Как и у любой команды, выполняющей проект, у нас были свои сложности в связи с самоорганизацией и переходом на дистанционное взаимодействие в связи с пандемией. Очень радует, что вуз быстро адаптировался к онлайн-формату и дистанционный режим не повлиял ни на качество подготовки проекта, ни на качество защиты. Главные навыки, которые мы приобрели, — это стрессоустойчивость и многозадачность, и так как мы учимся на профиле «Управление малым бизнесом», то эти навыки нам будут максимально нужны в дальнейшей профессиональной деятельности.
Студентка 2-го курса направления подготовки «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом», Вероника Титкова отметила расширение профессионального инструментария, наработку навыков самоорганизации и тайм-менеджмента:
— Работа над проектом была очень ответственная и интересная. Мы понимали, что этот заказ необходимо продумать до самых мелочей, ведь он будет реализован в жизнь. Мы выполнили цель, которую поставил перед нами заказчик, и смогли хорошо зарекомендовать себя. На протяжении подготовки проекта мы работали в формате онлайн, и удаленная работа способствовала выработке самостоятельности и рациональному использованию времени. Сам проект заключался в создании удобной платформы для эффективного перераспределения работы, поэтому мы изучали очень много программ, работали в них, усовершенствовали свои знания и получили новые.
Студентка 2-го курса направления подготовки «Менеджмент», профиль «Управление малым бизнесом», Полина Жукова сделала акцент в анализе проведенной работы на приобретении нового ценного опыта:
— Я приобрела навык коммуникации с командой и экспертной комиссией по видеоконференцсвязи. В рамках реализации проекта научилась использовать статистические материалы для поиска необходимых данных за разные промежутки времени. Работа над проектом была интересной, особенно порадовала сплоченность команды и поддержка руководителя. Так как этот проект был у нас первым, затруднения вызвали некоторые инструменты, но в процессе работы мы их освоили.
Помимо экспертов из числа профессорско-преподавательского состава, , защиты студенческих проектов оценивали и заказчики, представители бизнеса и властных структур, задавая актуальные для своих сфер вопросы, высказывая экспертные оценки и комментарии. Среди представителей заказчиков особое место заняли эксперты Ассоциации «Бизнес клуб «Авангард» во главе с президентом Ассоциации Валерием Калюжным.
— В марте этого года Ассоциация «Бизнес клуб «Авангард» и ВГУЭС провели бизнес-завтрак, где договорились о взаимовыгодном сотрудничестве в направлении подготовки профессиональных кадров и увеличения практикоориентированности образовательного процесса, — подчеркнул Валерий Калюжный, подводя итоги студенческих защит. — Для нас, как представителей социально ответственного бизнеса, очень важно участвовать в качестве менторов для подрастающего поколения и заранее отсматривать кадры для формирования кадрового резерва, привлекать будущих профессионалов для составления бизнес-планов, продумывания маркетинговых стратегий. Поэтому когда ВГУЭС выступил с предложением принять участие в защитах студенческих работ по предмету «Проектная деятельность» в качестве сторонних экспертов, откликнулись семеро членов нашей Ассоциации. Я также присутствовал на защитах, выбрав проекты по наиболее интересным для меня темам. И хотя, в связи с пандемией, мероприятие было организовано в дистанционном формате, защиты прошли практически без сбоев. Мы выражаем благодарность руководству университета за возможность непосредственно участвовать в подготовке наших будущих сотрудников, развивая в них те компетенции, которые особенно будут востребованы региональной бизнес-средой. И такие возможности совместной продуктивной и созидательной работы с гуманистическими целями особенны ценны сейчас, когда из-за ограничительных мер бизнес переживает очень непростые времена.
Руководитель отдела аналитической поддержки каналов продаж АО КБ «Ситибанк» Мария Ивченко отметила не только высокую степень проработки проектов, но и профессиональный подход к презентации:
— Защита реальных проектов студентами — это очень важный и полезный опыт, который ребята смогут оценить уже во взрослой жизни. Студенты учатся общаться с заказчиком, понимать его и применять теоретические знания в реальной жизни. Сейчас большинство компаний ценит специалистов, которые умеют простыми словами объяснить сложные вещи (программирование/статистика). Общение с компаниями и реальные кейсы дают возможность учиться соединять два «языка»: бизнес и математику. Большинство проектов, которые представили студенты, актуальны и интересны. Хотелось бы увидеть продолжение реализации задуманных идей. Так же хочу отметить высокий уровень презентаций : выступающие держались уверено и отвечали на все вопросы со знанием темы.
— Очень жаль, что в рамках статьи нет возможности отметить все успешные работы, — подводит итоги заместитель проректора по учебно-воспитательной и научно-исследовательской работе ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Юлия Разумова. — На высоком уровне готовят проекты на кафедрах туризма и экологии, информационных технологий и систем, математики и моделирования, дизайна и технологий, международного маркетинга и торговли, транспортных процессов и технологий. На каждой кафедре есть научный подход к выполнению проектов, сформировавшиеся традиции выполнения исследований и решения прикладных задач. Руководители проектов передают этот опыт студентам. А внешние заказчики актуализируют повестку и активно участвуют в оценке продуктовых результатов. На защитах в июне 2020 г. присутствовали 23 внешних эксперта. Мы выражаем благодарность всем, кто откликнулся на нашу просьбу, работал вместе с нами в течении восьми дней, задавал актуальные, прикладные вопросы, оценивал команды и их результаты работы!
С полным перечнем выполненных проектов и оценками можно ознакомиться здесь.
Обращаем внимание наших деловых партнёров на возможность размещать заявки для проектной деятельности во ВГУЭС по тел. 8(4232) 240-40-07.