К 160-летию со дня основания Владивостока депутаты Законодательного Собрания Приморского края рассказали о любимых местах нашего города.
Президент ВГУЭС, Почетный гражданин г.Владивостока Геннадий Лазарев:
— Мое любимое место — это ВГУЭС — первый в Приморском крае университетский кампус, настоящий студенческий город мечты. ВГУЭС — молодой, амбициозный университет, который на равных соперничает с известными российскими вузами! Я уверен, город гордится вузом, носящим имя Владивостока.
Из книги «Достигая невозможного»
Парковый эффект
Геннадий Лазарев:
— Одно из самых моих любимых мест во ВГУЭС — наш парк. Он небольшой, но по-настоящему уникальный. Разнообразием видов деревьев и кустарников уступает только краевому Ботаническому саду. У нас растут даже такие удивительные реликты, как гинкго Билоба и корейский кедр, который несколько лет назад принес первый урожай шишек.
Создавался парк стараниями сотрудников и студентов ВГУЭС. Мы отовсюду привозили растения и высаживали их в парке. Живые изгороди из девичьего винограда начались с черенков, которые прибыли с моей дачи. Мне эта красивая, мощная лиана всегда нравилась. Она очень хорошо приживается, быстро разрастается, буквально, как сорняк. В городе, квартира, где я жил, была с видом на серую грязную подпорную стену, и мне пришла мысль украсить ее девичьим виноградом. Посадил… Много лет прошло, давно съехал с этой квартиры, а стена все так же заткана прекрасным растением.
Во ВГУЭС история повторилась: увидел, что у нас много неприглядных, не интересных подпорных стенок, нарезал на даче этого винограда, привез, посадил. Сегодня лиана служит украшением территории университета, вьется вдоль главного корпуса, дотягивается до крыши, эффектно падает вниз и снова устремляется в высоту.
Кстати, ВГУЭС одним из первых во Владивостоке применил технологию вертикального озеленения пространства, используя таких «альпинистов», как девичий виноград, плетистая роза, дальневосточная актинидия.
Тюльпаны, лимоны, пальмы в носках
Ангелина Ким, профессор кафедры международного маркетинга и торговли ВГУЭС:
— Поехали мы как-то в командировку к коллегам в Америку, и там один из профессоров пригласил нас в свой замечательный дом — два этажа, бассейн, сад, в саду лимоны растут. С лимоном Геннадий Иннокентьевич и поехал домой, сказал, посадит дома, во ВГУЭС. Рука у него, видно, легкая, вырос у нас тот лимон в большое дерево.
Потом он заболел пальмами и, разумеется, они тоже оказались у нас, хотя вывозить их из страны было нельзя. Лазарев настолько загорелся идеей, что смог пошатнуть законопослушные устои коллег-американцев. Ради русского ректора они, взмокшие от ужаса, прошли таможню с запретными пальмами … в ногах. Наши университетские партнеры были в кедах, в кедах – носки, а в них – ростки пальм. Мы благополучно доставили экзотические по тем временам растения из Сан-Франциско во Владивосток, высадили в кадки, и они до сих пор растут.
Мой муж, известный математик, всегда говорил, что Лазареву только за то, что он расчистил территорию университета, создал праздничное пространство, открытое для студентов, сотрудников и всех горожан, нужно памятник ставить.
Когда ели были маленькими
Геннадий Лазарев:
— Помню, в 90-х приехала к нам в университет делегация из Кореи. Помимо делового общения, было много неформальных встреч, и на одной из них иностранные коллеги выразили недоумение: почему в суровом климате, с долгой стылой зимой, российские города и все здания в них сплошь серого цвета? И почему так мало вечнозеленых растений? Это так просто: цветом создать эффект тепла, ощущение комфорта, придать положительных эмоций.
С тех пор вот уже лет 20 на всей территории университета мы высаживаем вечнозеленые растения, которые очень даже неплохо себя чувствуют, вопреки скептическим прогнозам, что в условиях Владивостока они не выстоят. Ели растут не только в главном университетском кампусе на ул. Гоголя, но и во всех наших студгородках — на ул. Чапаева, и даже на ул. Добровольского, где всегда очень сильные ветры.
Интересна история ели, которая растет перед главным корпусом. Поначалу мы на этом месте каждый год ставили новогоднюю елку, заказывали в лесничестве, привозили, наряжали, потом разбирали. Целое дело, прямо войсковая операция! И вот лет 10 назад я решил нарушить традицию и вместо того, чтобы рубить каждый год новые деревья, приобрести хорошую елку, посадить и пусть себе растет, сколько ей там положено — 100, 200 лет! Она и растет. Такая красавица вымахала! А высаживали мы ее сравнительно небольшой. А елочки, что в аллею выстроились, помню, были совсем маленькими, и вот как вытянулись... Рано утром, особенно в тихую погоду, запах стоит, как в хвойном лесу.