Целевая функция методологической лаборатории-лектория «Научные среды» ВГУЭС не случайно определена знаменитой максимой немецкого философа Иммануила Канта: имейте мужество пользоваться собственным разумом. Созданная в 2013 году по инициативе профессора кафедры теории истории российского и зарубежного права ВГУЭС, доктора политических наук, Алексея Мамычева лаборатория-лекторий продолжает традиции гумбольдтовского университета, нацеленного на развитие у студентов способности критически осмыслять реальность, свободно мыслить и быть разумными при выборе своей этической позиции.
— Проект «Научные среды» предоставляет участникам несколько возможностей, — рассказывает координатор проекта, аспирант 1-го курса направления «Юриспруденция» ВГУЭС, Антон Уханов. — Во-первых, это знакомство с актуальной проблематикой и направлениями её осмысления, как на теоретическом, так и прикладном уровнях. Во-вторых, участники могут приобщиться к академической культуре ведения дискуссии, критического мышления и интеллектуальной свободы, которых не достает в повседневной учебной деятельности. Эти две составляющие дают хорошее подспорье для научной работы: написания статей, участия в грантовой деятельности и конференциях.
В рамках работы лектория студенты приобщаются к сокровищнице мировой культуры через просмотр и обсуждение культовых кинофильмов, знакомятся с формами осмысления реальности в парадигмах структурализма, постструктурализма, спекулятивного реализма, акторно-сетевой теории — через чтение и обсуждение программных текстов современных философов: Мишеля Фуко, Алена Бадью, Жиля Делеза, Жака Деррида, Бруно Латура, пытаются осмыслить актуальные процессы, трансформирующие реальность и мировоззрение человека: влияние дигитализации и ситуацию пандемии.
Так в цикле интерактивных лекций-семинаров «Осенняя цифровая школа» участники лектория обсуждали цифровую трансформацию общества, государства и права. А на весенних научных вебинарах с ведущими учеными России анализировали ключевые изменения в политико-правовой жизни современного российского общества, трансформацию отдельных политических, юридических и социальных институций, которые активизировал период пандемии.