В Лаборатории комплексных исследований детства ВГУЭС в конце 2020 года завершился двухлетний проект «География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик». Заведующая научной лабораторией, доктор социологических наук Александра Филипова рассказала об итогах перспективного проекта, в котором приняли участие более трех тысяч учащихся школ 3-11 классов, о влияние жилищной мобильности на развитие детей и новых исследовательских ориентирах.
– Зарубежные исследователи сформировали свое значение термина: География детства – это область, сформировавшаяся на стыке социальной и гуманитарной географии. Она включает в себя изучение мест и пространств жизни детей, характеризуемых на основе детского опыта, политики и этики (Stuart C. Aitken). Александра Геннадьевна, в России давно изучают географию детства?
– Пространственный поворот к детству на западе пришелся на 1990-е гг. Это было связано с проблемами исчезновения детей с улиц города, набирающей обороты институционализацией и инсуляризацией детства – помещением детей в защищенные изолированные городские пространства, распространением явления глобального детства и изменением пространственных представлений детей. В российской науке и практике география детства как исследовательское направление находится в самом начале своего пути. Его актуальность определяется тенденциями развития современной географической науки – сокращением междисциплинарных разрывов, активным использованием методов других наук, оперативным реагирование на запросы общества, особенностями ее практической реализации в курсе школьного обучения. Общее мобильное состояние современного общества и мобильности современных детей переносят акценты с географии детей на географию для детей, заставляют искать новые способы подачи географического материала в школах.
– Какие методы исследования детей в разных пространствах были использованы вашим научным коллективом?
– Нами была разработана программа социологического исследования «Дети и пространства: география мобильности». Объекты исследования – учащиеся 3-11 классов и учителя географии из школ разных российских регионов. В качестве методов сбора данных были выбраны анкетирование учащихся 3-4 классов и 5-11 классов и написание географических сочинений, а также анкетирование школьных учителей географии. На данный момент в архиве исследования: 724 анкеты учащихся 3–4 классов из десяти населенных пунктов; 2353 анкеты учащихся 5–11 классов из четырнадцати населенных пунктов; 521 сочинение из шести населенных пунктов, 62 анкеты учителей географии, 27 транскриптов экспертных интервью.
– Какое влияние оказывает жилищная мобильность на детство?
– Пространственные отношения и пространственное поведение детей описано на микро- и мезосоциальных уровнях детства через категории «Перемещения», «Населенный пункт», «Окружающий мир/ География», «Функциональная грамотность», «Дорога в школу», «Путешествия».
Современные дети много путешествуют и часто переезжают с семьей, хорошо ориентируются в пространстве, в том числе, с использованием электронных устройств. При этом связь с местом проживания не всегда выражена, потому что дети, не имеют своих мест, не включены в изменения (благоустройство, освоение, преобразование) среды.
По итогам исследования можно отметить, что процесс жилищной мобильности оказывает значительное влияние на социальные аспекты детской повседневности — на первом месте для всех респондентов оказалось переживание сложностей, связанных с поиском новых друзей на новом месте жительства. Более положительно о местах своего проживания отзываются жители Центрального, Северо-Западного и Южного федеральных округов. В качестве основных принципов организации городского пространства участники называют привлекательность, дружественность и комфортность населенного пункта. Респонденты женского пола более позитивно оценивают город. Самыми комфортными населенными пунктами по ответам детей оказались крупнейшие и крупные города, а также сельские населенные пункты.
Опрашивать детей из разных регионов России, проживающих в разных населенных пунктах, – крупнейших и крупных, больших, средних и малых городах, сельских населённых пунктах было очень интересно и главное – показательно. Мы выявляли региональные отличия, но они оказались не настолько ярко выражены, как например, размер населенных пунктов, или возраст и пол респондентов. С возрастом пространства детей постоянно расширяются: они совершают больше самостоятельных маршрутов без сопровождения взрослых. Мальчики более активно осваивают пространство и немного раньше, чем девочки. Есть свои особенности у респондентов, проживающих в разных населенных пунктах. Например, в малых городах или сельской местности больше выражена свободная мобильность: дети раньше начинают самостоятельные перемещения, но с другой стороны – у них меньше возможностей.
– Расскажите о создании словаря-справочника «География детства»?
– Совместно с географической группой была построена схема связи понятий в области «География детства». Она стала основой для подготовки тематического словаря-справочника «География детства: междисциплинарный синтез исследовательских подходов и практик». Авторский коллектив включил 43 исследователя, подготовивших 101 словарную статью. Среди исследователей – архитекторы, географы, учителя, социологи, психологи, нам удалось собрать представительный авторский состав. Задача каждой статьи – начав с определения понятия, показать историю его развития, проиллюстрировать понятие примерами из практики, исследований.
Всего в словаре пять разделов. В первом разделе раскрываются сложившиеся направления исследований, представлены некоторые методы сбора и анализа данных. Второй раздел посвящен многообразию взаимодействий детей и пространств (школа, дом, музей, природные места). Третий раздел обращается к теме детей в городе, четвертый – к популяризации географических знаний, географическому образованию. В пятом разделе приведены сведения о действующих в области защиты детства международных организациях и документах, отдельных исследователях и исследовательских центрах. В подготовке тематического словаря участвовали школьники, которые наряду с экспертами в формате эссе размышляли над возможностью собственного включения в городские процессы, а также подготовили иллюстрации для обложки и к разделам словаря.
– Какие еще вышли научные публикации по итогам исследования?
– Подготовлен тематический выпуск журнала «Комплексные исследования детства» — «Дети и Пространства», выпуск № 3, 2019 г. (https://kid-journal.ru/index.php/main/issue/view/3) и тематическая рубрика «Географии детства»: множественность миров детства vs глобальное детство» для журнала «Ойкумена. Регионоведческие исследования» №3 (54), 2020 г. (https://ojkum.ru/arc/657-2020-3-54.html). Изданы коллективная монография «Дальневосточное детство: воспроизводство, миграция и мобильности. Социопространственный подход» (СПб.: Астерион, 2020. 236 с.).
В рамках исследования мы получили свидетельство о регистрации программы для ЭВМ «Модуль управления состоянием интерактивной карты и сопутствующими элементами управления на информационном ресурсе «Childhood Geography» от 08.06.2020 № 2020616024.