Во ВГУЭС создан новый Институт. Кафедра математики, работающая в университете почти с самого основания, получила статус Института цифровой экономики и бизнес-аналитики ВГУЭС.
Зачем университету экономики и сервиса развивать математическое направление, сколько бюджетных мест на новомодной "Цифровой экономике", как математические модели помогают лечить людей и развивать экономику, рассказывает директор Института цифровой экономики и бизнес-аналитики ВГУЭС, доктор экономических наук Лев Мазелис:
— Лев Соломонович, вас можно поздравить. Это, действительно, большое событие: кафедра выросла в институт. Хотя немного жаль, что из названия ушла математика. С чем связаны перемены?
— Это не просто структурная реорганизация, а закономерный этап развития нашей кафедры, которая с 1967 года занимается математическим образованием всего университета. Трансформация в институт подчеркивает и значение кафедры для нашего вуза, и актуальность математического и инженерно-технического образования. А математика хотя и ушла из названия, но кафедра математики и моделирования, как и кафедра информационной безопасности, осталась в составе Института, сохранив функцию фундамента, основы программ обучения в университете. И это абсолютно логично. Без математики сегодня невозможно представить цифровую экономику, математика — краеугольный камень всех аналитических процессов. Математика переживает невероятный пик популярности. Знания, которые мы даем нашим студентам, нужны в экономике, управлении, информационных технологиях и многих других областях. Профессии, связанные с математикой, невероятно интересные и очень перспективные, и не где-то в отдаленномбудущем, а буквально сейчас. Найти работу мечты и построить достойную карьеру — это реальность.
Наши выпускники буквально нарасхват, что совсем не удивительно. Еще Платон сказал, что человек, способный к математике, преуспевает во всех науках и в природе.
Перельманами не рождаются
— А своего Перельмана можете в институте выучить? И чтобы ваш гениальный выпускник решил пока не подвластную человеку задачу тысячелетия. Их осталось шесть, с одной из них справился математик Григорий Перельман.
— Скажу честно: нет, не сможем. Во-первых, гениев не так много. Во-вторых, уровень школьного математического образования на региональном уровне, на мой взгляд, оставляет желать лучшего. Последние лет двадцать представителей края нет даже в числе призеров престижных математических олимпиад — ни российского, ни тем более международного уровня. В-третьих, лучшие выпускники, окончив немногие наши школы, где сохранилась традиционно сильная подготовка математиков, уезжают из Приморья, чтобы поступить в университеты Москвы и Санкт-Петербурга.
Так что гениев, увы, на всех не хватает. Зато к нам поступает много настоящих звезд. Это ребята, которые влюблены в математику, им интересно всё, что с ней связано, — от решения задач и практических разработок до серьезных научных исследований. Многие уже во время учёбы по-новому открывают для себя математику, понимают, что она не только царствует над всеми науками, но и правит миром. Сейчас буквально всё завязано на математику.
— Одного моего знакомого, "примата" по специальности (прикладная математика), всего через пару лет после окончания местного университета пригласили на работу в компанию Касперского, потом еще на более высокую позицию в Сбере. А теперь у него уже собственный бизнес, связанный с информационными технологиями. Очень преуспевает.
— Хороший пример того, что всё, или почти всё зависит от самого человека, от его интеллекта, усилий, желания чего-то в жизни стоить. Не будет этого, можно отучиться в самом крутом столичном вузе и ничего не достичь. По большому счету, везде учат одинаково. Есть Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, есть аккредитованные государством вузы и есть программы обучения, которые должны соответствовать обязательными для всех требованиям.
Плюс 25 бюджетных мест
— Я очень рад, что в новом учебном году государство, оценив заслуги кафедры в подготовке специалистов в области математики, бизнес-информатики, выделило нам сразу 25 бюджетных мест на обучение по программе "Цифровая экономика". Значит, у нас прибавится толковых, умных, талантливых ребят. Мы открыли эту специальность лишь год назад и попали в самую точку. Государство взяло курс на цифровую экономику, экономике нужны кадры, причем не просто профессионалы, а универсалы, обладающие широким кругом знаний в области математики, экономики, анализа данных, информационных систем и информационно-коммуникационных технологий управления.
— Кем могут работать такие супер-специалисты?
— Выбор достаточно большой: от системного аналитика до руководителя проектов практически в любых сферах, от аналитика больших данных (Big Data Analyst, без которых уже сейчас не обходится большинство мировых кампаний) до разработчика моделей big data. Это профессии будущего, которое, как видно, уже наступило.
Мы недавно изучили региональный рынок труда. Оказалось, что зарплата выпускника программы "цифровая экономика" в первый год составляет 55 000 рублей. Но это, конечно, как средняя температура по больнице. Может быть и намного выше.
Отличная практика, достойная работа
— Уникальная программа практико-интегрированного обучения, которая действует во ВГУЭС, влияет на личную капитализацию ваших выпускников?
— Безусловно. На четвертом курсе студенты нашего Института также, как весь университет, отправляются на длительную практику в ведущие компании региона: Сбербанк, ВТБ, ДНС, Ростелеком, Доброфлот, Мазда Соллерс и многие другие. Опыт показывает, что работодатель предпочитает брать на работу тех, кто зарекомендовал себя на практике. У хороших выпускников проблем с трудоустройством нет.
— А хорошие студенты вашего Института, они какие? Есть в них что-то особенное?
— Разве что склонность к аналитике выше, чем у других. Пытливый ум, желание докопаться, почему эти процессы протекают так, а не иначе — это про наших студентов.
— В списке престижных профессий бизнес-информатики, аналитики и BigDataAnalyst заставили потесниться юристов и экономистов, но многие считают, что эти новые профессии для России пока не актуальны, а знания оторваны от реальной жизни.
— Экономике не обойтись без математики, математического моделирования, создания комплексных систем управления - в бизнесе, власти, социальной сфере. Это подтверждает востребованность преподавателей, студентов, выпускников нашего Института. Вот только недавние примеры. В прошлом году"Ростелеком" взял на вооружение исследование выпускника магистратуры по направлению "Бизнес-информатика" Ивана Захарчука, который на основе методов машинного обучения разработал алгоритмы, позволяющие удержать абонентов компании.
ТЭЦ, диабет и математика
— Коллектив нашего Института выиграл федеральный грант, и в течение трех лет мы занимались сбором и анализом данных о развитии человеческого капитала в российских регионах. Задача заключалась в том, чтобы определить, как при наличии стандартного набора ресурсов выстроить оптимальную структуру инвестирования в развитие человеческого капитала, от которого во многом зависит экономический рост территории. Мы со своей работой справились. Теперь дело за властями, как скоро они применят на практике.
Еще один интересный проект, который мы недавно выполнили вместе коллегами из Москвы и Санкт-Петербурга, связан с медициной. Мы проанализировали схемы лечения около 1000 больных сахарным диабетом: какие процедуры они принимали, какие обследования проходили. Там огромный список всего, больше сотни разных видов врачебных манипуляций.
— Неужели математикой можно и людей лечить?
— Можно помочь в создании эффективной модели лечения, максимально полезной для пациента и экономически выгодной для медицинского учреждения. Что мы и сделали. Руководство стационара отметило, что результаты впечатляют, обязательно будут использоваться в работе.
— Можно порадоваться за ваших студентов: хорошую специальность они выбрали. Математика, оказывается, не так скучна, как кажется.
— Это я вам еще не рассказал про интереснейший проект повышения КПД владивостокской ТЭЦ-2 - без проведения дорогостоящих обследований оборудования, на одних математических расчетах... И про модели машинного обучения, с помощью которых наши студенты, будущие крутые бизнес-информатики Артем Тюбаев и Георгий Завалин проанализировать рейтинги более 2500 кинофильмов. И про теорию игр, которую я планирую читать по-новому...
Приходи и учись
— Но можно успеть напомнить абитуриентам, как стать первыми в истории студентами Института цифровой экономики и бизнес-аналитики ВГУЭС.
— По направлению бизнес-информатика (профиль бизнес-аналитика) вступительные испытания включают русский язык, профильную математику и обществознание или историю. Для поступающих на цифровую экономику — русский язык, профильная математика и физика или информатика и информационно-коммуникационные технологии.
Ждем умных, продвинутых, увлеченных.
Интервью с директором Института цифровой экономики и бизнес-аналитики читайте на сайте ИА PrimaMedia