Новое выставочное пространство расположено в холле третьего корпуса (ул. Гоголя, 41). Первая экспозиция – международная выставка каллиграфии «Единение» – продолжение знакомства с искусством красивого, экспрессивного письма, исполненного гармонией и работы духа. Поводом к открытию нынешней выставки стало пополнение коллекции Музейно-выставочного комплекса двумя свитками бурят-монгольской каллиграфии – дар музею ВГУЭС от Янжимы Батуевой и Даримы Дамбаевой, представляющих Центр каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг/Небесное письмо» (Улан-Удэ). Во Владивостоке этот вид каллиграфического письма известен очень мало и представляет значительный интерес, как для профессионалов, так и для широкого зрителя.
– В нашем университете интерес к каллиграфии прослеживается на протяжении долгого времени, первые каллиграфические выставки проводились более десяти лет назад ещё в первом музее ВГУЭС. Постепенно складывалась тематическая коллекция, которая постоянно пополняется и сегодня включает образцы каллиграфии из разных стран и на разных медиумах. Свитки, веера, керамика, отдельные листы, экспрессивная каллиграфия особо большого формата представляют живую традицию каллиграфического письма из России, Японии, Китая, Кореи, Лаоса, Вьетнама, – рассказывает директор Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС Надежда Сухарева.
Новое арт-пространство появилось по инициативе Департамента международной и культурной деятельности, благодаря творческим и идейным замыслам специалистов подразделения. Стараниями сотрудников Управления по содержанию помещений и территорий ВГУЭС, выдержанное в чистых и светлых тонах пространство, в считанные дни стало готовым к экспозициям.
Музейно-выставочный комплекс делает выставки более открытыми и близкими зрителю, применяя в работе разные форматы:
– Мы находимся в поиске названия для нового пространства. Конкурс на лучшее название арт-площадки Музея пройдет в социальных сетях (Instagram: @vvsu_museum, Facebook: @ museum.vvsu).
Директор Музейно-выставочного комплекса ВГУЭС Надежда Сухарева, открывая новую экспозицию для посетителей, подготовила предисловие отражающее суть и содержание выставки, где с большим интересом рассказывает о каждом авторе, об отдельных экспонатах экспозиции и о названии. Выставка продлится до 15 ноября 2021 года.
«Открывается экспозиция работами ведущего приморского каллиграфа Дмитрия Рыжова, мастера широчайшего диапазона, знатока различных стилей европейской и славянской каллиграфии. В его творчестве соединяются свободное владение каллиграфической техникой, экспрессия и исключительно свободное художественное видение, позволяющее создавать работы на стыке графики, каллиграфии, экспериментальной печати («метакаллиграфия»).
Графика Евгении Пащенко подчеркивает исторические и даже метафизические корни каллиграфии: рисунок птичьих следов на песке, прожилки листьев, линии и пятна камней, узор облаков – это и есть «красивое письмо», в котором человек читает послание природы, мира к себе, себя же от него не отделяя.
Значительный раздел экспозиции составляют работы каллиграфического общества «Дзуйун» (Япония, г. Токио). Они представляют разные стили японской каллиграфии от сравнительно формальных образцов до курсива, так называемого «травяного письма». Золотистого тона лист-сикиси, в котором иероглиф «Сердце» вписан в форму веера, – это одна из наиболее важных работ на выставке в её художественном и содержательном значении. Каллиграфия, «Путь кисти» - это безусловно ещё и «Путь сердца». В этом сила единения людей, разных народов и разных культурных традиций, разговор от сердца к сердцу, который внимательный зритель увидит и почувствует на выставке.
Единство каллиграфии и живописи в японском и, шире, восточном искусстве раскрывает свиток в стиле «горы-воды», в котором поэтический текст неотделим от изображения, а приёмы работы кистью одинаковы.
Тему восточной каллиграфии продолжают каллиграфические листы от студентов из Республики Кореи, в них классика поэзии, мудрость, выраженная в народных пословицах, отражают дух и силу корейского народа. Самые простые материалы, бумага, маркер, скромная и сдержанная манера письма, искренность в каждом знаке подкупают в работах Ли Совон, Хонг Хёнги, Ким Ерим, специально написанных к этой выставке.
Завершается экспозиция свитком, изображающим китайский иероглиф «Счастье». Эта работа соединяет каллиграфию и народное искусство вырезания из бумаги цзяньчжи. Такие свитки традиционно использовались для украшения дома, их благопожелательная символика выступала своеобразным оберегом, выражала надежды и чаяния людей. Не это ли нас всех объединяет, стремление к счастью?
В заключении несколько слов о названии выставки. Ёмкое понятие «Единение» отражает созидательную объединяющую силу искусства, силу каллиграфии, гармонию духа, укоренённость в телесном бытии, извечный дуализм человеческого существования. Мы открывается в новом пространстве осенью и осень разноцветной листвой заглядывает к нам в окна. Кстати, осень практически во всех странах – это время больших объединяющих семейных и дружеских праздников, благодарности за урожай и закладывания нового цикла работы и учёбы. Пусть чувство всеобщего единения во благо красоты и добра останется с нами на весь год и далее».