Как университет выстраивает взаимодействие между менеджментом и академической средой, в чем секрет эффективности вуза и какие управленческие практики позволяют добиться лучших результатов — об этом ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева рассказала в интервью для федерального журнала «Аккредитация в образовании» в рамках спецпроекта, посвященного женщинам-ректорам ведущих российских вузов.
Читайте интервью в журнале «Аккредитация в образовании», проект «Первые леди российского образования». № 7 (131). 2021.
Татьяна Валерьевна Терентьева, ректор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса: Секрет эффективности университета — синергия менеджмента и академической среды
— Основной тренд в управлении университетом — взаимодействие менеджмента и академической среды. Какие решения для выстраивания оптимальной модели взаимодействия вы используете в своей практике?
— В нашем университете нет противоречий между менеджментом и академической средой. Мы одна команда, у нас общие задачи, направленные на обеспечение эффективности всех видов деятельности университета и повышение качества образования.
ВГУЭС — вуз предпринимательский. Мы строим свою деятельность в формате бизнеса, все процессы оцениваются с точки зрения экономики, и это умеют делать не только профессиональные управленцы, но и наши преподаватели, учёные. Результативность такого подхода подтверждается одной и, пожалуй, самой главной цифрой: 80% доходов наш университет получает от внебюджетной деятельности. Для многих вузов, особенно избалованных значительным государственным финансированием, это покажется невероятным. С моей точки зрения, в этом нет ничего удивительного.
Секрет эффективности ВГУЭС — в синергии менеджмента и профессорско-преподавательского состава. Наши сотрудники — первоклассные специалисты, и у меня высокий уровень доверия к каждому из них. Руководители подразделений принимают решения и в полной мере ответственны за результат. Задача ректора как центрального звена в этой управленческой иерархии — подчинить все решения, идеи, инициативы общей стратегии развития. На мой взгляд, это лучшая модель управления коллективом: сильная команда — сильный руководитель. Как очень точно сказал Исаак Ньютон: «Я видел дальше других лишь потому, что стоял на плечах гигантов».
Еще одним позитивным фактором, влияющим на отношения менеджеров и «академиков», является KPI. Ключевые показатели эффективности позволяют оценить результативность каждого, сконцентрировать усилия коллектива на решении приоритетных задач.
Мы все в этой системе — от руководителя кафедры, директора института, проректора до президента и ректора ВГУЭС. Абсолютно убеждена, что во многом благодаря разумному и грамотному использованию инструментов KPI наш университет сегодня входит в сотню лучших вузов страны. В национальном рейтинге «Интерфакс-2021» ВГУЭС занимает 79 позицию в списке из более чем 700 отечественных вузов, а по качеству финансового менеджмента — в десятке лидеров.
Я далека от того, чтобы считать идеальной принятую в нашем вузе систему взаимодействия различных структур. Но она реально работает, дает ощутимые результаты. Причем не только в финансово-экономической и профессиональной области, но, в первую очередь, в сфере межличностных коммуникаций. Лучший наш результат в том, что люди ощущают себя частью коллектива.