Региональный рейтинг «Три миссии университета» по Дальневосточному федеральному округу был разработан агентством RAEX по поручению Российского Союза ректоров в преддверии объявления конкурса «Приоритет-2030» адресно для дальневосточных университетов. В связи с этим, результаты и методика составления рейтинга имеют особую значимость и привлекают большое внимание со стороны вузовского сообщества.
В рейтинге Дальневосточного федерального округа (далее – ДФО) за 2021 год ВГУЭС занял шестое место, обойдя все государственные университеты региона с классической структурой подготовки. Первые пять мест в рейтинге заняли медицинские вузы и университет со значительной долей медицинских направлений подготовки.
В рейтинге оценены 25 вузов ДФО (в том числе пять вузов Приморского края), со сравнимыми характеристиками контингента очной формы обучения по программам высшего образования. Исключены вузы с доминирующей специализацией в области культуры, искусства, спорта, религии, подготовки сотрудников силовых структур. Следует отметить, что ВГУЭС выглядит достойно в представленном рейтинге, не имея возможности конкурировать с медицинским университетами. Так, университеты со схожей направленностью подготовки занимают места 16 (Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления) и 22 (Хабаровский государственный университет экономики и права). Остальные приморские вузы также имеют более далекие позиции в рейтинге по сравнению с ВГУЭС.
Место |
Наименование вуза |
Регион |
Образование (ранг) |
Наука (ранг) |
Общество (ранг) |
1 |
Дальневосточный государственный медицинский университет |
Хабаровский край |
1 |
4 |
6 |
2 |
Читинская государственная медицинская академия |
Забайкальский край |
3 |
1 |
2 |
3 |
Тихоокеанский государственный медицинский университет |
Приморский край |
2 |
6 |
5 |
4 |
Амурская государственная медицинская академия |
Амурская область |
4 |
7 |
4 |
5 |
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова |
Бурятия (Республика) |
9 |
2 |
1 |
6 |
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса |
Приморский край |
6 |
5 |
8 |
7 |
Дальневосточный государственный университет путей сообщения |
Хабаровский край |
10 |
15 |
3 |
8 |
Амурский государственный университет |
Амурская область |
5 |
9 |
13 |
9 |
Комсомольский-на-Амуре государственный университет |
Хабаровский край |
12 |
3 |
12 |
10 |
Сахалинский государственный университет |
Сахалинская область |
8 |
23 |
7 |
11 |
Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема |
Еврейская автономная область |
7 |
17 |
10 |
12 |
Забайкальский государственный университет |
Забайкальский край |
14 |
11 |
9 |
13 |
Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского |
Приморский край |
11 |
22 |
11 |
16 |
Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления |
Бурятия (Республика) |
15 |
21 |
24 |
22 |
Хабаровский государственный университет экономики и права |
Хабаровский край |
22 |
24 |
17 |
23 |
Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет |
Приморский край |
24 |
18 |
19 |
25 |
Приморская государственная сельскохозяйственная академия |
Приморский край |
25 |
19 |
25 |
В региональные рейтинги не включены федеральные университеты, так как они оцениваются в рейтингах показателями значимости национального и международного уровней, а локальный рейтинг фокусируется на оценке вузов с точки зрения реализации их образовательного и научного потенциала, влияния на социальную среду региона, то есть подготовки качественных кадров и региональной значимости.
Особенностью использованной методики оценки также явился учет трех рейтинговых факторов: «Образование» (вес 45%), «Наука» (вес 25%) и «Общество» (вес 30%). Таким образом снижена значимость критериев, традиционно важных для глобальных рейтингов – научные публикации и их цитирование, показатели международной интеграции.
Лидерство университетов с доминирующей специализацией в области медицины (первые пять мест) обеспечено набором критериев рейтинга и безусловным влиянием на их значения особенностей медицинского направления подготовки, таких как: высокий конкурс при поступлении, обеспечивающий высокий средний балл ЕГЭ абитуриентов; существенная доля поступающих на целевое обучение; значительная доля обучающихся по программам дополнительного профессионального образования; обязательное прохождение длительного практического обучения по программам ординатуры / интернатуры, высокая численность ППС в расчете на 100 студентов, и другие особенности медицинского профиля обучения.
Еще одной особенностью составления локальных рейтингов является использование данных исключительно из независимых источников. В случае с локальными рейтингами не применялись традиционно используемые в ходе составления национальных рейтингов (агентств Интерфакс и RAEX) процедуры анкетирования вузов и онлайн-опросов респондентов.
Особенности составления и результатов пилотной версии регионального рейтинга «Три миссии университета» свидетельствуют о необходимости доработки его методики. Российский Союз ректоров, учитывая значимость нового рейтинга для вузовского сообщества, уже инициировал обсуждение, и ВГУЭС принял активное участие в подготовке предложений по совершенствованию алгоритма комплексной оценки деятельности вузов.