В канун 55-летия ВГУЭС публикуем страницы истории нашего университета. Как в 90-х российские государственные вузы оказались под началом частной компании, как ДВТИ выиграл суд у хитрых акционеров, пристроившихся к бюджетным деньгам, рассказывает президент ВГУЭС доктор экономических наук, профессор Геннадий Лазарев. В то время его только недавно избрали ректором ДВТИ – Дальневосточного технологического института бытового обслуживания.
Первым пал Минбыт
- В 91-м Россия стала самостоятельным государством, пошла невиданная реорганизация государственных структур, многие их них были упразднены. В числе первых пало наше министерство бытового обслуживания. Но, как водится, свято место пусто не бывает, и на базе Минбыта очень скоро было организовано акционерное общество открытого типа «Росбытсоюз». Ситуация, скажу вам, сложилась уникальная. Представьте, в составе министерства было 38 учебных заведений, в том числе, четыре вуза, включая ДВТИ. И все эти государственные образовательные организации после ликвидации Минбыта остались на гособеспечении. Парадокс в том, что государственное финансирование шло через частную контору – «Росбытсоюз». Ребята, засевшие в кабинетах бывшего министерства, были родом из СССР, зарабатывать деньги они не умели, а вот распределять их получалось хорошо, как у тех уполномоченных по рогам и копытам из известного романа.
Они что делали? Деньги, выделенные им для всех образовательных заведений, пускали под проценты, получали приличный навар, и уже потом, через несколько месяцев, через полгода передавали изначальную сумму вверенной им системе образовательных учреждений. А инфляция в стране тогда была бешеная: 200–300% в год! Так что, когда через полгода к нам наконец поступали деньги, инфляция, считай, все их «съела». А надо было как-то жить, платить зарплату, рассчитываться за электричество, коммуналку. Проблемы острейшие. В сложившейся ситуации я не видел другого выхода, как подать в суд на наших учредителей из «Рогкопыта», то есть «Росбытсоюза».
Суд да дело
Шел 93-й год. Мы с коллегами из вузов и техникумов, входивших в эту удивительную контору, собрались в Москве и стали искать ответ на извечный русский вопрос «Что делать?». Я предложил обратиться в суд, но меня никто не поддержал, всех пугали последствия. А я боялся одного: что рассыплется наш институт, люди лишатся работы и пусть небольшого, но постоянного заработка. Я очень не хотел, чтобы профессура, наши классные преподаватели, серьезные ученые только и думали, где добыть кусок хлеба.
Тогда ведь вся страна не жила, а выживала. Предприятия – банкроты, зарплату выдают сахаром, водкой, вениками. Безработица, дефицит самых необходимых товаров, талоны на продукты, персональные карточки покупателя. Деньги обесценились, а цены выросли в 10–15–30 раз!
Какие могут быть последствия, когда жизнь и без того дальше некуда, а на кону – судьба института и всего коллектива?!
Победа и наказание
В общем, бросили меня на амбразуру. Подали мы в суд на вышестоящее начальство – в связи с невыполнением своих обязанностей, вызвали ужасный гнев руководителей конторы, но победа была за нами! Выиграли суд первой инстанции, потом Верховный суд, и «Росбытсоюз» обязали вернуть нам все долги.
«Конторские» начали очень аккуратно рассчитываться с нами, но, как и следовало ожидать, не упустили случая наказать ДВТИ, поскольку наш нахальный демарш стал для правительства сигналом вывести государственные образовательные организации из-под власти частных АО и передать их в Министерство образования.
Вместе со всеми под крыло Минобра перешел и наш институт и оказался единственным вузом, которому просто катастрофически срезали контрольные цифры приема – с 400 до 120 бюджетных мест. Для нас снова наступило время чудес и мучительного поиска выхода из чрезвычайной ситуации.
Наздратенко нам в помощь
Пришлось освоить роль ходоков. Мы с коллегами буквально не вылезали из Москвы, обивали пороги, убеждали, доказывали, просили. Очень поддержали в тот момент администрация Приморского края и губернатор Евгений Наздратенко. К слову, Евгений Иванович – выпускник ВГУЭС, и мы очень гордимся этим фактом.
Все вместе мы сделали невозможное: в Министерстве образования нас услышали! Люди, от которых зависело принятие решений, пошли навстречу институту: государственное финансирование было увеличено.
Коммуникации решают всё
Иной раз любознательные товарищи интересуются, типа, как ты, Лазарев, министерство на свою сторону переманил? Наверное, балыки, икру возил?. А я всегда отвечаю: ребята, это не тот уровень. Морскими деликатесами здесь не возьмешь, чемоданами денег не обяжешь.
Ничего такого к царскому столу я не доставлял. Хотя, что скрывать, оригинальные способы «вербовки» братьев по разуму все-таки использовались. Но в большей степени пригодилось умение найти общий язык с людьми, убедить их, что наш институт необходимо поддержать. На бесконечных встречах в министерстве мы приводили весомые доводы и наглядные свидетельства того, что государственные деньги не уйдут в песок, а расходуются строго по назначению, что Дальневосточный технологический институт строится, развивается, готовит достойных специалистов. И убедили!
К слову, мы в университете приняли решение ввести в программу обучения бакалавров сквозной курс коммуникаций. Задача – научить студентов не только простым навыкам человеческого общения, но и умению работать в команде, налаживать профессиональные и деловые контакты. Скрепив хорошую теорию и сильную практику с искусством социальной коммуникации, мы открываем еще больше возможностей