Всем известна пословица «где родился, там и пригодился». Ассистент кафедры дизайна и технологий Юлия Макиевская полностью с ней согласна. Юлия мечтала о работе в гражданской авиации и переезде в Санкт-Петербург, но стала преподавателем в родном Владивостоке и ни о чем не сожалеет.
Сейчас Юлия Макиевская совмещает должности ассистента кафедры в Институте креативных индустрий, преподавателя и заместителя директора в Колледже индустрии моды и красоты, участвует в конкурсах и форумах, а в оставшееся время пишет кандидатскую. В интервью она рассказала, как наладить отношения со студентами, что главное в работе молодого преподавателя и где искать силы, если напряжение только растет.
- Начало пути
Юлия, вы входили в первый выпуск тогда еще новой образовательной программы в ВВГУ - «Сервис в авиации». Почему выбрали это направление?
- Выбор был случайным. После школы, как и множество абитуриентов, я еще не знала, кем хочу быть. Подала документы сюда и в ДВФУ, а вообще хотела уехать в Питер в институт гражданской авиации (Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, - прим. ред). Но в первой волне я там не прошла, а вторую рискованно было ждать.
У меня было достаточно много баллов, я легко проходила во ВГУЭС (ВВГУ), и директор Института креативных индустрий Инна Леонидовна Клочко тогда позвонила моей маме и предложила принести оригиналы документов. Так мы и сделали. Хотя я прошла и в Питере во вторую волну, и в ДВФУ.
Не жалели, что так сложилось?
- Нет. Но, если честно, было не очень понятно, что нас ждет в учебе. К тому же первый курс – это общая база знаний, и только потом нас разбили на направления. Я пошла в «Авиацию». Группа была у нас классная, сплоченная. И кафедра дизайна и технологий - это как семья. Все всегда готовы помочь. Думаю, так все и должно было сложиться.
Когда вы для себя решили, что не пойдете по профессии, а будете преподавать?
- Когда я оканчивала вуз, мои нынешние коллеги, а тогда еще наставники и преподаватели, пригласили меня работать на кафедре, а я снова хотела поехать в Питер, но уже в магистратуру.
Но я стала мамой и пока проходила этот пусть, отучилась в магистратуре ДВФУ на психолого-педагогическом. Когда ребенку год исполнился, я вспомнила, что меня звали на кафедру. Поначалу пришла на крошечную долю ставки, а уже через два месяца Инна Леонидовна взяла меня своим замом в Колледж индустрии моды и красоты. Так я и осталась.
Как-то все это закрутилось. Я в 2014 году в ВВГУ пришла и вот до сих пор тут, с небольшим перерывом.
Вы говорите, что кафедра как семья. Как вас в эту семью приняли уже в качестве преподавателя?
- Они как будто знали, что я все-таки вернусь, и спокойно к этому отнеслись. К тебе относятся на равных, с твоим мнением считаются. Хотя на кафедре работают и доктора наук, и профессоры. Все эти люди, включая Инну Леонидовну, готовы креативить 24/7, и какая бы задача перед ними не стояла, они с ней справятся.
При помощи таких преподавателей как Ирина Александровна Шеромова, Ирина Анатольевна Слесарчук, Инна Леонидовна Клочко, я и открыла для себя, что существует наука и можно в этом направлении развиваться еще и зарабатывать деньги.
Небо манит до сих пор?
- А я же пыталась пройти отбор в гражданскую авиацию, но не получилось по состоянию здоровья. Возможно, я бы хотела на земле работать в сфере, связанной с авиацией, например, обучать бортпроводников этикету, сервису. Но сейчас я понимаю, что преподавательская или даже административная сфера мне гораздо ближе.
- «Учу студентов говорить»
Помните, как впервые пришли в аудиторию?
- Да. Я готовилась максимально щепетильно, у меня прописана была каждая минута занятия. Помню, не знала, есть ли в аудитории техника, принесла свой ноутбук, скинула все на несколько флешек. Причем дисциплина была не совсем близкая мне, я не знала, получится ли. Но вроде как получилось.
Как находите общий язык со студентами?
- Мне легко общаться с ними. У нас не такой большой разрыв в возрасте, поэтому я понимаю, чем они сейчас живут. И спасает то, что у меня есть кураторские группы, они идут на диалог проще, когда видят, что перед ними человек, с которым ты можешь говорить на равных.
А вообще многие студенты говорят, что я произвожу первое впечатление строгого преподавателя, сурового. Но, когда они начинают входить со мной в диалог, оказывается по-другому. Просто в самом начале я озвучиваю правила игры и потом требую их соблюдения.
На занятиях, какая бы разница в возрасте не была, если ты не сдал мне задание, то я не поставлю оценку. Я очень щепетильна в этом вопросе. И некоторые студенты даже говорят: «такая молодая, а сложно сдать».
Главные составляющие интересного занятия?
- Я поняла, что, когда ты ведешь диалог со студентами и даже сухую информацию пытаешься подать, используя новые формы взаимодействия, то им это интересно. Если это что-то творческое, то они включаются в работу. А «достаем листочки, пишем лекции» - уже не работает.
Конечно, я не совсем творческий человек, но пытаюсь заинтересовать молодежь. Еще учу их говорить. Объясняю, что люди - не телепаты, и иногда то, о чем вы думаете, для них недоступно. Особенно важно это для профессий, в которых вы работаете с людьми.
Три совета молодому преподавателю?
- Делать в любом случае. Даже не думать, а просто делать. Говорить. И быть компетентным, а для этого постоянно развиваться. Быть готовым к тому, что тебя не будут тянуть, не будут предлагать пройти обучение, тебе самому нужно искать, обучаться, составить рабочую программу, чтобы к студентам прийти готовыми.
- Успеть все
Наука – это интересно?
- Да, когда ты понимаешь, что делаешь. После магистратуры у меня был год перерыва, я не училась, только работала. И тогда мне выпал шанс поступить в аспирантуру в ВВГУ, причем на бюджет. Я, не раздумывая, пошла.
Моя кандидатская связана с аэропортами и будет продолжать мои бакалаврскую и магистерскую работы. Сейчас я учусь на экономике и пишу под руководством Александра Павловича Латкина. Надеюсь, мое исследование найдет практическое применение.
Сложно ли совмещать преподавательскую деятельность и написание кандидатской?
- Сложно, когда ты понимаешь, что в сутках всего 24 часа, а тебя еще ждет семья, ребенок. Плюс у меня еще дипломники, которые заканчивают в этом году. То есть ты живешь в этом режиме многозадачности.
Важно переключаться. Я для себя открыла природу: ходить в горы, в походы. Там я заряжаюсь и потом с новыми силами работаю. Потому что, если постоянно в таком режиме жить, ты просто быстро выгоришь.
Стараетесь развиваться в профессиональном плане?
- У меня никогда не было столько курсов, сколько я прошла за время работы в ВВГУ. Из глобальных – обучение от Сколково и в Сенеже. Этим летом летала на форум «Территория смыслов», после прошла несколько онлайн-курсов и в одном выиграла «Больше, чем путешествие».
На самом деле, когда ты в этой сфере крутишься, тебе постоянно что-то предлагают. У меня уже большая стопка сертификатов. И есть форумы, на которые еще хочу попасть. Например, «Линейка» - это форум педагогов, где можно очень крутой опыт получить.
Зачем абитуриентам поступать в университет?
- Я думаю, что учиться всегда важно. Но, хотя сейчас множество онлайн-курсов, которые можно осваивать самостоятельно, не у всех хватает самодисциплины и контроля. А в университете есть человек, который может для тебя стать наставником или куратором. К тому же ВВГУ в центре города – это очень удобно.
Что планируете на будущее?
- Защитить кандидатскую. Буду переизбираться на кафедру, хотелось бы стать старшим преподавателем. А вообще хочется развиваться в административной работе.
Напомним, 2023 год Президент России Владимир Путин объявил годом педагога и наставника.