28 марта в Институте педагогики и лингвистики было шумно и многолюдно. Более 60 учителей английского языка из 40 школ города приняли участие в двух значимых мероприятиях. В рамках первого мероприятия 11 школьных педагогов были задействованы в программе повышения квалификации «Технологии в преподавании языковых дисциплин», еще почти 60 человек приняли участие в выездном заседании городского методического объединения учителей английского языка.
На программе повышения квалификации учителям была предложена тема «Цифровые образовательные ресурсы и игровые технологии на уроках иностранных языков». Занятие провела старший преподаватель кафедры межкультурных коммуникаций и переводоведения Екатерина Данилина.
Доцент кафедры русского языка Татьяна Борзова и старший преподаватель Екатерина Гончарук провели тренинг «Практические навыки тренерской работы в учебном процессе: как сделать, чтобы вас не только слушали, но и слышали».
– Необходимо наладить преемственность мягких навыков в линейке «школа – вуз». В университете навыки формируют окончательно, а в школе дают начальные представления, – прокомментировала Татьяна Борзова. – Мы говорили о возможности применения мягких навыков в школьной программе. Учителя поняли различия между твёрдыми и мягкими навыками, взяли себе на заметку много заданий.
Екатерина Гончарук поделилась впечатлениями от тренинга:
– Приятно было увидеть не только молодых специалистов, но и опытных учителей, которые готовы к изменениям, применению новых технологий обучения. Мы обсуждали такие вопросы, например, как эмоциональный интеллект – умение определять свои эмоции, выражать, контролировать и считывать чужие.
Директор Института педагогики и лингвистики Юлия Коновалова представила свой мастер-класс «Использование метода проектов в преподавании филологических дисциплин» дважды – в рамках программы повышения квалификации и на заседании методического объединения учителей английского языка. Юлия Коновалова рассказала:
– На моих занятиях присутствовали 38 учителей из 24 школ. Для меня это очень важно, я видела внимание и интерес, а это значит, что мы говорили с учителями на одном языке об актуальном, но таком непростом и для наставников, и для учеников процессе – выполнении исследовательских проектов. Школа и университет – образовательные учреждения, звенья единой цепи. Я вижу, с какими трудностями сталкиваются студенты университета, и понимаю, что может вызвать похожие трудности у школьников. Именно поэтому я начала свое выступление с того, как выбрать тему проекта. Я говорила о языковой картине мира, социолингвистических исследованиях, гендерной лингвистике, ономастике, интернет-коммуникации. Главный акцент при выборе темы, сборе материала для исследования, методах работы – на посильности задачи для ученика. Исследовательские проекты школьников на уроках русского и иностранных языков – очень важный этап школьного образования, так как он помогает школьникам – будущим студентам – подготовиться к дальнейшей учебе.
Впечатлениями поделилась Татьяна Скрипченко, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 7 г.Владивостока»:
– Скажу за себя: кажется, все были очарованы гостеприимством и компетентностью Юлии Олеговны. Тема занятия весьма актуальна – школьное проектирование с точки зрения социолингвистики. В доступной форме лектор изложила проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся школ и студенты вузов при написании проектов. Подробно рассмотрели трудности с постановкой темы проекта, а также уделено внимание структурированию проекта – введению, основной части (как формулировать цель, тему, проблему), заключению; даны подсказки, как собирать, систематизировать и анализировать собранный лингвистический материал. Примеры очень интересные. Было очень полезно и познавательно. Благодарим за блестящую презентацию!
Более 30 участников из 23 школ собрал мастер-класс «Buddy up with English Pronunciation» («Подружись с английским произношением»), который провела старший преподаватель кафедры кафедры межкультурных коммуникаций и переводоведения Светлана Котенко совместно со студентами 2 курса направления «Лингвистика» Арпик Бадалян и Даниилом Коноплёвым.
В течение двух часов школьные педагоги с огромным вниманием и энтузиазмом слушали преподавателя, обсуждали различные варианты акцентов, как в студенческие годы, тренировали свое произношение и знакомились с новыми ресурсами, которые помогут сделать процесс преподавания фонетики в школе интереснее и эффективнее.
Надежда Виниченко, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением английского языка г.Владивостока» выразила свое мнение об этом занятии:
– Мне понравился фонетический мастер-класс. Преподаватель молодец! Была полезная практика, кроме того, мы узнали о новых интересных учебных ресурсах.
Руководитель городского методического объединения учителей английского языка, педагог МБОУ «СОШ № 13 с углубленным изучением английского языка г.Владивостока» Татьяна Крещенко отметила:
– Во время школьных каникул мы регулярно проводим мероприятия для учителей английского языка. Обычно такие встречи проходят на базе школ города. В этот раз заседание методического объединения учителей проводилось в необычном формате. 28 марта принимающей площадкой выступил Институт педагогики и лингвистики ВВГУ, где школьные учителя стали слушателями и участниками двух мастер-классов. Директор института Юлия Коновалова рассказала об использовании метода проектов в преподавании филологических дисциплин и о школьном проектировании с точки зрения социолингвистики. Педагоги рассмотрели трудности с определением тематики проектов, поработали над структурированием проектов.
Во второй половине дня старший преподаватель Светлана Котенко провела мастер-класс по фонетике, познакомила учителей с изменениями в современном произношении и предоставила ресурсы для использования. Оба мастер-класса актуальны, познавательны и интересны. Огромное спасибо ВВГУ за гостеприимство и возможности в сотрудничестве!
Юлия Коновалова подвела итоги:
– Эти встречи продолжают серию мероприятий ВВГУ, посвящённых Году педагога и наставника. Мы открыты и готовы к подобному взаимодействию со школой! Такое профессиональное общение важно, поскольку мы можем посмотреть на методы преподавания с другой стороны, поделиться этим наблюдением, порекомендовать, дать направляющие, которые помогут школьникам быстрее втянуться в учебный процесс вуза, не потеряться и не растеряться. Хотелось бы проводить подобные мероприятия чаще, ведь ВВГУ есть чем поделиться и что показать. До новых встреч!