В Институте подготовки иностранных граждан ВВГУ начались занятия у зарубежных слушателей, отдавших предпочтение российской системе образования. Впервые после коронавирусных ограничений все студенты будут учиться очно. В этом году ВВГУ принял на подготовительное отделение почти 70 иностранных студентов из Монголии, Республики Сенегал, Народной Республики Бангладеш, Республики Перу, Лаосской Народно-Демократической Республики. Традиционно больше всего студентов (45 человек) приехали из КНР.
20 иностранных студентов будут учиться по квоте Минобрнауки РФ, то есть за государственный счет. Самое большое количество иностранцев-бюджетников – из Лаоса (11 человек).
В течение года слушателям Подготовительного отделения предстоит изучение русского языка. Для тех, кто уже определился с дальнейшей учебой в бакалавриате ВВГУ, со 2-го семестра, в зависимости от направления, вводятся дополнительные предметы: математика, основы экономики, обществознание, литература и английский язык, информатика.
Виктория Солейник, руководитель Института подготовки иностранных граждан:
– Круг проблем у тех, кто приезжает учиться за границу, приблизительно один и тот же: языковой барьер, иные климатические условия, незнакомая кухня. Требуется порядка полугода, чтобы адаптироваться к новым условиям. Еще одна проблема – оторванность от привычного круга общения. Например, китайские семьи, несмотря на снятие ограничения рождаемости, предпочитают иметь не более одного ребенка, и он окружен тотальной заботой родителей, бабушек и дедушек. Адаптация к новой самостоятельной жизни в непривычной культурной среде даётся таким детям непросто.
Мы создаем для наших зарубежных слушателей теплую дружескую интернациональную атмосферу. Это касается и уроков – «учиться надо весело, чтоб хорошо учиться», и наши преподаватели неплохо с этим справляются. Плюс к этому, мы активно подключаем ребят, которые уже у нас учатся 3-4 года, делаем совместные уроки, чтобы познакомить их между собой. Организуем совместные активности, для того, чтобы ребята поняли, что они здесь не одни, и что после уроков есть чем заняться.
Светлана Карякина, преподаватель Подготовительного отделения для иностранных граждан:
– На занятиях мы активно используем интерактивные методы обучения, которые включают в себя ролевые и деловые игры, мозговые штурмы, видео- и аудиоматериалы, электронную обучающую систему ВВГУ и другие Интернет-платформы. Не забываем и про традиционные методы, такие как работа с лексическим и грамматическим материалом, заучивание слов и выражений, грамматические упражнения в рабочих тетрадях.
Виктор Егупов, ведущий специалист Отдела социальной и культурной адаптации:
– В прошлом году, у нас было около 40-ка культурно-массовых и внеклассных мероприятий. Это посещение музеев Владивостока, выставок, картинных галерей, Приморской сцены Мариинского театра оперы и балета.
Наши слушатели активно участвуют во всех творческих мероприятиях, которые проводит ВВГУ – это и конкурс «Я учусь в России», и Мандельштамовские чтения, и участие в общероссийских студенческих конкурсах на лучшее исполнение поэтических произведений на русском языке, тематических мероприятиях, посвященных Дню Победы и Году Русского языка. Стараемся развивать навыки межкультурной коммуникации, чтобы они не только учились, но и чувствовали себя комфортно, заводили друзей, активно участвовали в культурной и спортивной жизни университета наравне с российскими студентами.
Среди иностранных студентов, которые начали в этом году обучение в Институте подготовки иностранных граждан, мы провели блиц-опрос:
1. Почему вы выбрали ВВГУ?
2. Что больше всего удивило, или понравилось во Владивостоке?
3. Ваши планы на будущее?
Вот какие ответы были получены:
Мохамед Си, Сенегал:
1. Промониторил много университетов России, выбрал ВВГУ.
2. Город, море, прекрасные люди.
3. Хочу работать менеджером портового хозяйства.
Хуралай Алтангэрэл, Монголия:
1. До приезда во Владивосток училась на онлайн-курсах русского языка. Моим преподавателем была Инна Александровна Ишмурзина, так я и выбрала ВВГУ.
2. Самое интересное и удивительное – это море!
3. Хочу поступить на психологию и окончить ВВГУ с красным дипломом.
Ахерке Аманхан, Монголия:
1. Посоветовала моя подруга Хуралай (см. выше).
2. Очень хороший климат, природа. Тихий океан – это прекрасно!
3. Тут мы с подругой единодушны – выучиться на психолога с красным дипломом. Эта профессия очень востребована в моей стране в настоящее время.
Паниса Кеттавонг, Лаос:
1. ВВГУ имеет великолепную репутацию в Лаосе.
2. Море, большой город, в отличие от Лаоса, где преобладает сельская местность. Погода прохладнее, чем в Лаосе, мне это нравится. Люди здесь очень серьезные, мало улыбаются, но если обратиться с вопросом, всегда готовы помочь.
3. Хочу работать в сфере туризма
Юэ Цязнькунь, КНР:
1. Посоветовал друг, теперь я сам увидел, что ВВГУ – очень хороший университет.
2. Красивый город, добрые люди.
3. Хочу поступить на лингвистику и стать учителем русского языка.
В ходе командировки во Внутреннюю Монголию (этот автономный район на севере КНР – давний партнер ВВГУ) в первой половине сентября руководство Института подготовки иностранных граждан посетило школы, в которых преподается русский язык, в шести городах. Налажено сотрудничество с этими школами на будущий учебный год, чтобы принимать выпускников на программы подготовительного отделения ВВГУ. Для тех же, кто хорошо владеет русским языком, будет предоставляться возможность после сдачи тестов сразу поступать на 1 курс обучения по программам высшего образования.
Также обсуждалась программа повышения квалификации для школьных преподавателей русского языка из городов Ордос и Линьхэ.
В летний период планируется возобновить работу с китайскими школьниками, которые посещают Владивосток в рамках образовательных туров – проживание в кампусе ВВГУ, экскурсии по университету – с тем, чтобы привлечь этих детей к дальнейшей учебе в Институте подготовки иностранных граждан и в бакалавриате ВВГУ.
В планах Института на этот учебный год – организация онлайн-обучения русскому языку для слушателей из КНР (15-20) человек. В прошлом году подобная программа дистанционного обучения была успешно реализована с учащимися из Монголии и КНР.