Во Владивостокском государственном университет прошли открытые лекции «Фронтиры мировой науки» для студентов в рамках реализации гранта на развитие Студенческого научного общества при поддержке Минобрнауки России на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ.
Экономический прогресс любой страны в современном мире определяется развитием в ней науки и технологий. Разработки в наиболее значимых областях науки обеспечивают способность страны эффективно отвечать на большие вызовы, дают возможность конкурировать на рынке современных разработок, идти на шаг впереди других государств.
Передний край современной науки и технологий образуют 837 фронтиров (по данным Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ «Высшая школа экономики») – перспективных вектора исследования и разработок, которые могут сориентировать молодых ученых именно в наиболее значимую область изучения тематик для академического сообщества и перспективна для бизнеса. О фронтирах мировой науки, связанных с техническими прорывными направлениями, рассказал кандидат технических наук, заведующий научной лабораторией автоматики и робототехники Александр Зуев.
- Автоматизация и робототехника - самые передовые области инженерии на сегодняшний день. В настоящее время важной задачей является создание и использование полностью автономных и высокопроизводительных роботов в различных сферах человеческой деятельности. В рамках лекции рассмотрен комплекс программно-аппаратных решений для создания принципиально новых универсальных цифровых интеллектуальных информационно-измерительных и управляющих систем для роботов различного вида и назначения. Эти масштабируемые системы нового поколения, имея модульную и открытую архитектуру для введения любых новых элементов и связей между всеми подсистемами и блоками, призваны обеспечить кратное повышение эффективности безлюдного выполнения многих технологических и логистических операций в различных областях человеческой деятельности и крайне необходимы на Дальнем Востоке России с учетом острой нехватки трудовых ресурсов, - рассказал Александр Зуев.
Созданными интеллектуальными технологиями могут быть оснащены: 1) различные мобильные роботы (беспилотные летательные аппараты, сервисные роботы); 2) различные подводные роботы, в том числе и оснащенные многозвенными манипуляторами; 3) мобильные и стационарные промышленные роботы, имеющие различные конструктивные исполнения; 4) специальные мобильные тросовые роботы высокой грузоподъемности, способные при малой массе самих роботов перемещаться в подводном и надводном пространстве вдоль протяженных объектов, точно выполняя силовые рабочие операции в большой рабочей зоне.
О фронтирах в общественных и социально-гуманитарных направлениях рассказала заведующая научной лабораторией комплексных исследований детства, доктор социологических наук, профессор Александра Филипова.
- Фронтиры научной повестки социально-гуманитарных науках охватывают широкий спектр тем, некоторые из них: цифровизация общества (изучение влияния цифровых технологий на социальные взаимодействия, коммуникацию и политические процессы), глобализация и культурные идентичности, роль человека в цифровом мире (исследования о влиянии технологий на человеческое поведение, здоровье и психологию), анализ социальных и политических изменений, например, изучение демократии, прав человека, социальной справедливости и политических институтов, - отметила Александра Филипова.
Это лишь несколько примеров фронтов научной повестки в социально-гуманитарных науках, которые находятся в фокусе исследовательской работы и обсуждаются в академических кругах.
Мероприятие проводится в рамках гранта Минобрнауки России на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ.