В МГУ имени М.В.Ломоносова состоялся съезд Российского союза ректоров, в работе которого приняла участие ректор ВВГУ доктор экономических наук, профессор Татьяна Терентьева.
На крупнейшем за последние годы форуме лидеров научно-образовательного сообщества страны обсуждались вопросы национальной системы образования и ее роли в научно-техническом суверенитете страны. Делегатами съезда стали 617 ректоров и президентов вузов России.
Помощник Президента России Андрей Фурсенко зачитал приветствие Владимира Путина:
«Российский союз ректоров по праву считается крупной, авторитетной общественной организацией, объединяющей более 700 руководителей ведущих высших учебных учреждений страны. За прошедшие годы он внёс значимый вклад в сбережение и развитие лучших традиций отечественной высшей школы, многое сделал для эффективной реализации государственной научно-образовательной политики».
По словам президента, высшие учебные заведения должны становиться местом проведения фундаментальных и прикладных исследований, разработки прорывных технологий, настоящими интеллектуальными локомотивами для стратегических отраслей экономики.
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко отметил, что одной из главных задач для отечественной системы высшего образования является устранение дефицита квалифицированных кадров в экономике и социальной сфере.
«В соответствии с новым указом Президента о национальных целях развития высшая школа должна быть нацелена на реализацию потенциала каждого человека. Особенно важно помогать молодёжи строить карьеру в области науки, технологий и технологического предпринимательства. Эта задача закреплена в обновлённой Стратегии научно-технологического развития России», – сказал Дмитрий Чернышенко.
Зампред Правительства сообщил, что за последние три года профессия инженера вошла в тройку самых востребованных на российском рынке труда. Доля трудоустройства выпускников инженерных специальностей достигла 97%. В структуре каждого национального проекта технологического лидерства будет предусмотрена подготовка квалифицированных специалистов.
Рабочая часть съезда открылась докладом президента Российского Союза ректоров академика Виктора Садовничего. Президент РСР высоко оценил роль ректорского корпуса в решении задач преодоления последствий пандемии коронавируса, сохранении стабильности учебного процесса, адаптации к вызовам форсированной цифровизации. Ректор МГУ напомнил о пересмотре системы университетского образования в части болонских принципов, которая уже давно не удовлетворяет запросам национального развития страны, а также в связи с выходом России и Белоруссии в апреле 2022 года из Болонской системы.
В этой связи ректор обратил особое внимание коллег на президентский указ «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», на основе которого был запущен пилотный проект: в 2023–2026 годах в шести вузах реализуется переход на новую систему высшего образования. Обсуждение его промежуточных итогов – одна из задач съезда.
Среди других ключевых задач большого ректорского форума – анализ изменений системы высшего образования в рамках внедрения следующих принципов:
1) фундаментальность образования, особенно математического, в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу и нацеленностью на прикладной результат;
2) междисциплинарность;
3) подготовка профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта;
4) расширение цифровых компетенций для непрофильных специальностей;
5) развитие фундаментального инженерного образования.
В качестве одного из первых практических шагов в этом направлении Виктор Садовничий отметил федеральный проект «Передовые инженерные школы», который тоже обсуждался ректорами. В настоящее время на базе российских университетов работают 50 передовых инженерных школ: 30 были открыты в 2022 году, ещё 20 – в ходе второй волны отбора в декабре 2023 года. ПИШ – эффективный инструмент подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоёмких секторов экономики, фактически речь идет о формировании новой междисциплинарной области знания – фундаментальной инженерии.
Далее в своем докладе глава ректорского корпуса обратился к задаче развития важнейшего элемента подготовки научных и педагогических кадров – аспирантуры, предложив совершенствовать систему финансовой поддержки аспирантов, а также нормативно закрепить льготы для участников СВО при поступлении в аспирантуру. Также необходимо, чтобы образовательные квалификации лучше соотносились с профессиональными. Это тоже предмет особого внимания Союза ректоров. О важнейшем значении подготовки высокопрофессиональных кадров для экономики и социальной сферы страны, по мнению Виктора Садовничего, говорит и тот факт, что с 2025 года заработает новый национальный проект «Кадры».
Особое значение имеет и работа РСР, направленная на повышение объективности оценки деятельность университетов посредством рейтингов. По поручению главы государства создан Московский международный рейтинг «Три миссии университета», за шесть выпусков успевший снискать признание и в России, и за рубежом. Сегодня это наиболее представительный рейтинг в мире и в нашей стране (1800 университетов из 103 стран, 457 вузов из 81 региона России). Также Союзом ректоров разработаны предложения о международном рейтинге университетов стран БРИКС. Эта инициатива поддержана президентом, российским академическим сообществом, профильными комитетами парламента. Идея и методология нового рейтинга одобрена министрами образования стран БРИКС на встрече в Казани 11 июня. Результаты первого рейтинга университетов стран БРИКС будут представлены на Форуме ректоров университетов стран БРИКС, который пройдёт 17-18 октября в Московском университете.
Президент Российского союза ректоров рассказал об итогах всероссийского исследования удовлетворённости студентов обучением и образовательными возможностями вузов страны, проведенного в 2021-2024 годах на исчерпывающе масштабном социологическом материале – более двухсот пятидесяти тысяч студентов из университетов всех федеральных округов, всех направлений подготовки и всех курсов обучения. По его итогам, подавляющее большинство опрошенных студентов (83%) удовлетворены качеством образования в российских вузах. С 2021 года этот показатель вырос на 6%.
Еще одна из тем доклада – международное сотрудничество. По инициативе Российского союза ректоров создано более 20 международных межвузовских ассоциаций – двусторонних и многосторонних – среди которых Евразийская Ассоциация университетов, Ассоциация ведущих университетов России и Ирана, Ассоциация университетов России и Индии, Федерация университетов Российской Федерации и стран арабского мира, 13 профильных ассоциаций между вузами России и Китая. С их деятельностью связано проведение форумов ректоров университетов России и зарубежных стран. Начиная с 2000 года прошло более 80 таких форумов, в которых приняли участие более 6000 руководителей университетов разных стран мира.
Подробно президент Российского союза ректоров остановился и на анализе деятельности советов ректоров, активно работающих во всех федеральных округах и макрорегионах. Начиная с этого года, их работа, как и усилия Союза ректоров в целом должны ориентироваться на максимальное содействие реализации Указа Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а также Указа Президента «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий».
Виктор Садовничий назвал особые точки внимания в деятельности университетского сообщества. Это и совершенствование организации фундаментальных научных исследований, в том числе повышение роли госзадания, разработка новой системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций, достижение к 2030 году «цифровой зрелости» системы российского образования, задача увеличения численности иностранных студентов до пятисот тысяч человек.
«Это амбициозная задача. В 2000 году в России обучалось около пятидесяти четырёх тысяч, в 2010 году – 154 тысячи, в 2023 году – 355 тысяч иностранных граждан. Повышение конкурентоспособности российского образования на мировом рынке требует активной образовательной дипломатии. Российский союз ректоров готов принять в этом активное участие, учитывая широкую сеть контактов между российскими вузами и вузами дружественных стран», – сказал об этом Виктор Садовничий.
Он заверил участников и гостей съезда, что не менее актуальными для РСР будут и такие традиционно важные задачи, как поддержка талантливой молодежи и развитие российского олимпиадного движения школьников, вопросы, связанные с созданием условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной, социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей.
На съезде ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик Виктор Садовничий был переизбран президентом Российского союза ректоров. «За» единогласно проголосовали все делегаты съезда РСР.
Для справки:
Российский союз ректоров — общероссийская общественная организация, объединяющая более 700 ректоров (руководителей) образовательных организаций высшего образования России. СРС был создан в 1992 году по инициативе высших учебных заведений на основе Распоряжения Президента Российской Федерации № 723-рп от 25 ноября 1992 года.
Фото пресс-службы Минобразования РФ