Воспитательная работа
Приоритетной задачей государственной политики в Российской Федерации является формирование стройной системы национальных ценностей, пронизывающей все уровни образования. Воспитательная деятельность в ФГБОУ ВО «ВВГУ» является неотъемлемой частью образовательного процесса, планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Участниками образовательных отношений в части воспитании являются педагогические работники, сотрудники, обучающиеся, родители.
Цель воспитательной работы – развитие личности, создание условий для активной жизнедеятельности обучающихся, их гражданского самоопределения, социализации, профессионального становления и индивидуально-личностной самореализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Задачи воспитательной работы:
- усвоение обучающимися знаний о нормах, духовно-нравственных ценностях, которые выработало российское общество;
- формирование и развитие осознанного позитивного отношения к ценностям, нормам и правилам поведения, принятым в российском обществе, формирование современного научного мировоззрения, мотивации к труду, непрерывному личностному и профессиональному росту;
- приобретение социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, в том числе в профессионально ориентированной деятельности;
- обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, подготовка к самостоятельной профессиональной деятельности с учетом получаемой квалификации во благо своей семьи, народа, Родины и государства;
- формирование здорового отношения к традиционным семейным ценностям и осознание важности роли семьи и воспитания детей в построении гармоничного общества;
- воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности;
- гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, формирование нравственного отношения к памяти о событиях Великой Отечественной войны;
- выявление и поддержка талантливых обучающихся, формирование организаторских навыков, творческого потенциала, вовлечение обучающихся в процессы саморазвития и самореализации;
- формирование культуры и этики профессионального общения;
- воспитание внутренней потребности личности в здоровом образе жизни, ответственного отношения к природной и социокультурной среде;
- повышение уровня культуры безопасного поведения.
С целью решения задач воспитательной работы в ВВГУ создана воспитывающая среда - это среда созидательной деятельности, общения, разнообразных событий, возникающих в них отношений, демонстрации достижений.
Необходимым условием полноценного развития личности обучающихся, в котором усваиваются нормы и правила поведения в обществе, приобретается умение жить в дружбе и согласии, сообща учиться, трудиться, достигать поставленной цели выступает Студенческое сообщество.
Студенческое самоуправление – это социальный институт, осуществляющий управленческую деятельность, в ходе которой обучающиеся принимают активное участие в подготовке, принятии и реализации решений, относящихся к жизни образовательной организации и их социально значимой деятельности. Развитие самоуправления происходит через различные виды деятельности и формы объединений обучающихся.
Цель студенческого самоуправления: создание условий для проявления способностей и талантов обучающихся, самореализации студентов через различные виды деятельности.
Видами деятельности обучающихся в воспитательной системе ФГБОУ ВО «ВВГУ» выступают: проектная деятельность как коллективное творческое дело; добровольческая (волонтерская) деятельность; просветительская деятельность; учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность; студенческое международное сотрудничество; деятельность студенческих объединений; досуговая, творческая и социально-культурная деятельность по организации и проведению значимых событий и мероприятий; профориентационная деятельность; предпринимательская деятельность; занятия внутренним молодежным и студенческим туризмом; иные виды деятельности обучающихся.
Воспитательная работа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности с учётом направлений воспитания:
гражданское — развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры через включение в общественно-гражданскую деятельность, формирование российской идентичности, чувства принадлежности к своей Родине, ее историческому и культурному наследию, многонациональному народу России, уважения к правам и свободам гражданина России; формирование активной гражданской позиции, правовых знаний и правовой культуры;
патриотическое — развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к своему народу, формирование чувства глубокой привязанности к своей малой родине, родному краю, России, своему народу и многонациональному народу России, его традициям; чувства гордости за достижения России и ее культуру, желания защищать интересы своей Родины и своего народа;
духовно-нравственное — формирование устойчивых ценностно-смысловых установок обучающихся по отношению к духовно-нравственным ценностям российского общества, к культуре народов России, готовности к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства;
культурно-творческое (эстетическое) — знакомство с материальными и нематериальными объектами человеческой культуры (искусство, художественное творчество, обычаи и традиции), выстраивание межкультурного диалога в студенческой среде, межкультурное и межконфессиональное многообразие, формирование эстетической культуры, эстетического отношения к миру, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое (формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия) — формирование осознанного отношения к здоровому и безопасному образу жизни, потребности физического самосовершенствования, неприятия вредных привычек, развитие способности к сохранению и укреплению здоровья;
профессионально-трудовое — развитие психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной профессии, формирование позитивного и добросовестного отношения к труду, культуры труда и трудовых отношений, трудолюбия, профессионально значимых качеств личности, умений и навыков; мотивации к творчеству и инновационной деятельности; осознанного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной деятельности, к профессиональной деятельности как средству реализации собственных жизненных планов;
экологическое — развитие экологического сознания и устойчивого экологического поведения, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние окружающей среды, важности рационального природопользования; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
научно-образовательное — формирование исследовательского и критического мышления, мотивации к научно-исследовательской деятельности, воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
медиа и коммуникации — развитие студенческих СМИ, повышение уровня информационной безопасности в студенческой среде.
туристическое — популяризация и развитие студенческого туризма, повышение привлекательности региона.
предпринимательское — формирование предпринимательского мышления и культуры.