Геннадий Иннокентьевич, в последнее время в сфере высшего образования происходит много перемен. Что необходимо сделать, чтобы наши вузы вновь стали в уровень лучших в мире?
Очень просто, нужно внимательнее смотреть на то, какие новации происходят в мировой системе образования и перенимать опыт передовых университетов мира.
Сейчас наконец-то происходит переосмысление очень важного вопроса: какую роль вузы должны играть в жизни страны, чтобы Россия развивалась активно и динамично. В последнее время требования, которые предъявляет Министерство образования и науки к университетам, к системе образования в целом, сильно меняются. С прошлого года введена система мониторинга университетов по вполне конкретным показателям. И наш университет по этим рейтингам выглядит неплохо. По результатам мониторинга из 502 вузов страны ВГУЭС занимает 63 место в России и первое место среди вузов ДФО. Наш университет выиграл конкурс программ развития и вошел в число вузов, на которые страна делает ставку. И мы получаем дополнительные средства - 100 млн рублей в год.
В нашем вузе очень неплохо выглядит всё то, что касается информатизации и внедрения новых технологий в обучение. В международном рейтинге сайтов Вебометрикс мы занимаем 42 место среди российских вузов, и по этому же рейтингу наш университет лучший среди вузов Дальнего Востока по сайтам. Я считаю, что признание вуза во внешней среде имеет принципиальное значение. Наши результаты в значительной степени достигнуты благодаря тому, что мы начали работать над этими целями и показателями, которые сегодня подняты государством, значительно раньше других вузов.
ВГУЭС за последнее время стремительно развивается, что Вам помогает достичь таких впечатляющих результатов?
Если вспомнить, что было 20 лет назад, то, конечно, наш университет не выглядел таким прогрессивным. Очень важно, что мы хорошо понимаем, что нужно сделать в университете, чтобы выйти на еще более, передовой уровень. Я с уверенностью могу сказать, что при следующей оценке Министерства мы имеем все шансы войти в первые 50 вузов страны, причём мы можем это сделать с серьезным заделом.
Какой университет может считать себя успешным? Не стоит мудрить – университет – организация, которая выпускает продукцию. Но в отличии от производственных организаций, мы выпускаем интеллектуальный продукт. И наша главная задача – готовить выпускников. Никто в мире не придумал более объективной оценки результативности вуза: какую работу, какие должности получает наш выпускник, как растет его зарплата.
Мы стремимся к тому, чтобы выпускников нашего университета при приёме на работу не надо было переучивать, чтобы у них не было завышенной самооценки, чтобы они с первого дня успешно работали на работодателя и активно продвигались по карьерной лестнице.
Можно собрать сколько угодно талантливых студентов, сформировать штат из лучших преподавателей, построить кампус, но без должного управления – это всё не даст толчка для развития. Никогда мы не достигнем высокого уровня выпускников, пока не будем иметь соответствующих преподавателей. Правда такова, что зачастую мы в своих аудиториях учим студентов не тому, что нужно для достижения наших карьерных целей, а тому, что знаем сами. А наши знания не всегда соответствуют современным требованиям. Но это не вина преподавателей, это проблема образования.
Как изменить ситуацию, как стимулировать преподавателей, чтобы их работа была эффективнее?
Во-первых, нужно платить достойную зарплату. Могу сказать, что у нас средняя зарплата преподавателя составила 46 тысяч рублей в месяц, а до конца года должна еще возрасти.
Возьмем простой, казалось бы, вопрос: оценку труда преподавателя. В некоторых вузах применяются чрезвычайно подробные и громоздкие системы показателей, общее число которых больше сотни. Нужно отчитываться за каждое даже не движение, а шевеление: получил грамоту, посидел на конференции, отправил тезисы... Но, при этом в стороне остается реальная оценка работы преподавателя со студентом. Мы уходим от большого числа показателей, максимально их будет 10. Предлагается, чтобы каждый преподаватель выбрал одну из трёх траекторий в своей работе, а может и их совокупность.
Министерство образования требует, чтобы наши вузы развивали науку, создавали новые образовательные технологии и ещё зарабатывали деньги. Если преподаватель 70—80% своего времени будет тратить на подготовку к занятиям, написание методичек и отчетов, ведение семинаров и лекций, то мы никогда не достигнем тех показателей, к которым стремимся. Если преподаватель не имеет склонности и желания заниматься научной деятельностью или выполнять методическую работу, есть третий путь – надо выпускать вместе со студентами практические работы, те, которые купит работодатель. Логика в том, что, в среднем, преподаватель ВГУЭС в год получает около пятисот тысяч рублей, и за этот год он должен выполнить полезной работы на сто тысяч рублей.
Но сейчас вузовский преподаватель в России имеет учебную нагрузку, которая в два-три раза выше, чем в зарубежных вузах. Откуда он возьмет время и силы на науку и практику?
Да, и чтобы эту нагрузку сократить, необходимо переходить на другие образовательные технологии. Во ВГУЭС сейчас практически каждая аудитория оборудована специальной техникой: проекторами и экранами, каждому студенту и преподавателю выданы ноутбуки. Но лекции проводятся, как в античной академии, где Ксенократ слушал лекцию Платона. А в мире сегодня строят образовательный процесс по-другому. Если раньше знаниями владели лишь немногие, то теперь они - общедоступны, в них нужно только помочь сориентироваться. Аудиторная нагрузка сводится к минимуму. Учебники на лекциях не пересказываются, но студенты работают при постоянном надзоре преподавателя по максимуму.
Вообще, если идти тривиальным путём, то университет сможет развиваться лишь на 3-4 % в год, если мы хотим получать 15-20 %, нам нужно идти новыми, необычными путями.
Вы признаете, что преподаватель перегружен, но ведь со студентами та же история. Где взять время на реальное обучение профессии?
Мы должны перейти на инновационную модель организации образовательного процесса (практико- и науко-ориентированное обучение), оптимизировать организацию учебного процесса (сокращение аудиторной нагрузки, перевод части дисциплин в режим электронного обучения) и развивать сетевые формы организации учебного процесса с увеличением доли практик.
Сейчас студенты ВГУЭС проходят практику после каждого семестра, после теоретических курсов, в конце года и т.д. Но, если посмотреть правде в глаза, то за эти две-три недели студенты мало чему учатся и мало извлекают из практики. Поэтому ВГУЭС должен прийти к системе, подкупающей своей новизной. Первое – уйти от сессии. Не стоит тратить шесть недель в году на экзамены, если существует текущая оценка знаний. Уйдя от сессии, мы можем эти шесть недель использовать для обучения. Таким образом, мы дадим возможность студентам проходить практику на четвёртом курсе почти весь год с дальнейшим выходом на выпускную квалификационную работу. Подобное нововведение не просто сделает переход из студенческой жизни во взрослую плавным, но и поможет студентам ВГУЭС получать постоянную работу по специальности еще во время учёбы.
Нам следует готовить выпускников так, чтобы они сразу могли претендовать на хорошую зарплату. Выпускник хочет сразу получать 30-40 тысяч рублей, но работодатель не готов платить недавнему студенту. Почему? Потому что за годы в университете студент научился учиться, а чтобы ему поручить самостоятельную работу, его уже на предприятии или в компании нужно заново готовить. И мы взяли решительный курс на то, чтобы наши выпускники были сразу готовы к работе. Недавно на территории ВГУЭС открылся офис банка «Приморье» с учебной аудиторией. Разговаривая с банкирами, я выяснил, что они готовы платить достойное жалование своему работнику, пусть молодому, но для этого он должен демонстрировать достойные результаты.
И если мы учтём эти моменты, то во ВГУЭС будут преподаватели, знающие требования внешней среды, выпускники, отвечающие этим требованиям, и сам университет будет выдавать результаты, полезные для края и страны.