В 2013-2014 учебном году было опрошено 1237 школьников, из них 944 анкеты заполнено школьниками г. Владивостока, 293 анкеты – школьниками Приморского края (Таблица 1).
Таблица 1 - Количество школьников 7-ых – 11-ых классов школ г. Владивостока, Приморского края и других регионов России, заполнивших анкеты
Место жительство |
11 класс |
10 класс |
7 – 9 класс |
не указали класс |
Количество опрошенных |
|
Владивосток |
396 |
93 |
433 |
22 |
944 |
76,31% |
Приморский край |
78 |
42 |
171 |
2 |
293 |
23,69% |
Другие регионы России |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0% |
Итого |
474 |
135 |
604 |
24 |
1237 |
100% |
1. Пути продолжения образования выпускников школ
Изучение образовательных планов школьников показало, что подавляющее большинство респондентов средних школ считают для себя необходимым продолжить свое обучение в высшем учебном заведении. Основная масса учащихся, оканчивающих школу в 2014 году, независимо от места жительства (Владивосток / другие районы Приморского края / другие районы России), планирует продолжить свое обучение в вузе - 769 школьника, из них 409 обучающихся 11-х классов и 244 – 9-х классов. По сравнению с 2011 годом повысился процент ребят, желающих учиться в техникуме, колледже и училище, с 8% (2011г.) до 15% (2014г.). В целом процент ребят, желающих продолжить свое образование в высшем учебном заведении, по сравнению с 2011 годом снизился с 80% до 58%.
Снижение числа школьников на 22%, планирующих поступать в вуз, обусловлено тем, что повышается популярность профессий среднего/начального профессионального образования, к 2014 году процент ребят желающих поступить в колледж/техникум/училище возрос на 7%.
Так же стоит отметить, что на 1,7% увеличилось число школьников после окончания обучения желающих пойти служить в армию.
Можно отметить, что в динамике с 2011 года, в 2014 году повысилось количество ребят желающих работать по окончанию школы с 0,4% (2011г.) до 2% (2014г.). Это связано с осознанием выпускников школ потребности навыков и опыта работы для конкурентоспособными на рынке труда и возрастающими требованиями работодателей к молодым специалистам.
2. Предпочтения школьников в выборе учебного заведения
Приоритеты в выборе учебного заведения распределились следующим образом (Диаграмма 1).
По данным диаграммы 1 видно, что наиболее популярными вузами Приморского края в 2014 году являются:
- ДВФУ – 507 ответов, что составляет 28,6% от общего количества ответов;
- ВГУЭС – 377 ответов, что составляет 21,3% от общего количества ответов;
- ТГМУ – 112 ответов, что составляет 6,3% от общего количества ответов.
Диаграмма 1. Рейтинг популярности вузов среди учащихся школ, чел.
Большее количество школьников выбрали вариант ответа «Другой вуз» - 288 человек (16,3%). Среди них вузы Приморского края, в которых бы хотели обучаться школьники, наибольшее количество ответов набрали: Школа милиции – 63 ответа, Колледж сервиса и дизайна ВГУЭС – 33 и Академический колледж ВГУЭС – 23 ответа.
После объединения в 2012 году вузов: ТЭГУ, ДВГУ, ДВГТУ, УГПИ в ДВФУ популярность федерального университета не упала и в 2014 году 28,6% школьников после выпуска желают обучаться в нем. Популярность ВГУЭС к 2014 году тоже выросла с 18,3% (2011г.) до 21,3%.
По сравнению с 2011 годом снова возросла популярность ВФ РТА. Количество школьников выбравших ВФ РТА увеличилось с 1,3% (2011г.) до 5,5% (2014г.)
3. Факторы, определяющие предпочтения школьников в выборе учебного заведения
Факторы, влияющие на выбор школьниками вуза, представлены в Диаграмме 1.
Диаграмма 1. Факторы, определяющие выбор вуза, %
Иерархия наиболее значимых факторов, обуславливающих выбор учащимися вуза для поступления, выглядит следующим образом:
- Наличие желаемого направления подготовки – 18,2% (1040 ответов);
- Качественное обучение – 17,6% (977 ответов);
- Престиж образовательного учреждения – 11,9% (687 ответов);
- Наличие бюджетных мест – 8,6% (515 ответов);
- Возможность заниматься спортом, творчеством – 7,7%.
В 2014 году появились новые факторы выбора вуза: наличие практико-ориентированных программ и место расположения учебного заведения. В тоже время утратили свою актуальность такие факторы как: комфортные условия учебы и проживания, государственный статус вуза, высокий уровень современных (информационных и пр.) технологий обучения, безопасность территории вуза и высококвалифицированный (качественный) преподавательский состав.
Стоит отметить, что возросли показатели некоторых факторов выбора вузов школьниками. Так фактор наличие желаемого направления подготовки с 16,1% (2011г.) возрос до 18,6% (2014г.). Фактор престижа выбираемого вуза остался на уровне 2011 года – 11,9%, но в динамике рассматриваемых годов снизился с 15,7% (2009-2010гг.). Увеличилось число школьников, которые отмечают наличие бюджетных мест в вузе как один из факторов их выбора учебного заведения, так с 2009 года влияние этого фактора возросло на 3% (2009г. – 5,6%, 2014г. – 8,6%).
Определяющими факторами выбора школьниками ДВФУ в 2014 году стали:
- Наличие желаемого направления подготовки (18,6% опрошенных);
- Качество обучения (17,1%);
- Престиж учебного заведения (13,7%).
Определяющими факторами выбора школьниками ВГУЭС в 2014 году стали:
- Качество обучения (16,9%);
- Наличие желаемого направления подготовки (16,8%);
- Престиж учебного заведения (12,1%).
4. Рейтинг популярности ГИА И ЕГЭ
Среди школьников сдающих ЕГЭ и ГИА наибольшей популярностью пользуются русский язык и математика, эти варианты ответов выбрали 15,3% и 15% респондентов соответственно. Выбор этих предметом обусловлен тем, что при поступлении в вуз практически по всем направления обучения необходимо предоставление результатов экзаменов по русскому языку и математике. Третье место по популярности сдачи экзаменов занимает обществознание (9,1%). Обществознание необходимо при поступлении на все гуманитарные направления обучения, что и вызывает популярность этого предмета на сдаче ГИА и ЕГЭ. Популярность предметов между школьниками 11-х, 9-х классов сдающих ЕГЭ/ГИА не различается.
5. Предпочтительные сферы деятельности (профессии)
Выбирая профессию, выпускники школ часто руководствуются групповым мнением о перспективности направления обучения среди сверстников, мнением учителей и родственников. В рейтинге популярности направлений обучения среди школьников в лидирующую пятерку входят следующие специальности ВГУЭС (Диаграмма 2):
- Экономика - 307 ответов респондентов;
- Юриспруденция – 224 ответа;
- Психология - 219 ответа;
- Управление персоналом – 207;
- Международные отношения – 199.
Диаграмма 2. Приоритетные направления обучения, чел.
Среди других сфер деятельности, в которых хотели бы себя проявить школьники, выделяются: «Медицина» - 28,2% (от общего количества других указанных сфер деятельности); «Маркетинг» - 12,3%; «Телекоммуникации» - 5,6%; «Строительство, архитектура» - 5,1%.
6. Рейтинг привлекательности дополнительных образовательных программ и мероприятий, реализуемых центром «Абитуриент» ВГУЭС
На вопрос анкеты: «В каких дополнительных образовательных программах и мероприятиях, организуемых центром "Абитуриент" ВГУЭС, ты хотел/а бы принять участие?» было получено 1906 ответов, из них 188 человек не ответили на данный вопрос, что составляет 9,9% от общего количества ответов.
Наиболее популярной дополнительной программой является «Репетиция ГИА/ЕГЭ» 33,9% школьников хотели бы принять участие в ней. На втором месте – «Профориентатор», по данным опроса 15,4% респондентов приняли бы участие в этом мероприятии.
Далее по популярности дополнительных программ идут «Подготовительные курсы» - 203 ответа, что составляет 10,7% от общего числа школьников.
Среди других дополнительных образовательных программ, на которые хотели бы пойти школьники, можно выделить наиболее популярные:
- Ступени карьеры – 40,5%;
- Школа туризма – 37,8%;
- Психологические тренинги – 13,5% ответов.
Популярность данных дополнительных образовательных программ можно объяснить тем, что ранее эти программы реализовывались Центром «Абитуриент».
Заключение
В 2014 году сотрудниками Центра «Абитуриент» было опрошено 1237 учащихся школ г. Владивостока, других районов Приморского края, их них 474 человека – учащиеся 11-х классов, 135 – учащиеся 10-х классов и 604 – учащихся 7-9 классов.
Как показали результаты исследования, большинство учащихся после окончания школы планируют получить высшее образование (58% опрошенных). В этом году также увеличилось количество желающих поступить в колледж или техникум (15% опрошенных).
В рейтинге вузов Приморского края лидирующие позиции занимают три из них: ДВФУ, ВГУЭС и ТГМУ.
К основным факторам, определяющим выбор учебного заведения школьники, относят следующие: наличие желаемого направления подготовки, качество обучения, престиж образовательного учреждения, наличие бюджетных мест и содействие в трудоустройстве выпускников.
ДВФУ выбирают за наличие желаемого направления обучения, престиж и качественную подготовку по специальности. ВГУЭС так же выделяют за наличие желаемого направления обучения, престиж и качественную подготовку по специальности. Что касается остальных вузов, то картина не меняется и приоритетными факторами выбора вуза для школьников в 2014 году является наличие желаемого направления обучения, качественную подготовку по специальности и престиж.
Относительно выбора школьниками ЕГЭ и ГАИ, то лидирующими предметами являются русский язык, математика и обществознание, что обусловлено необходимостью предоставления результатов этих предметов для поступления в вуз.
В этом году лидирующую позицию занимает направление подготовки – «Экономика». Так же популярными направлениями остаются: «Юриспруденция», «Психология», «Управление персоналом» и «Международные отношения».
Большой популярностью среди школьников пользуются дополнительные образовательные программы, организуемые ВГУЭС. В большинстве случаев ребята выбирают программы, которые смогут подготовить их к ЕГЭ и ГАИ, помочь в определении будущей профессии. На второй план уходят программы направленные на развитие увлечений и наклонностей.