Итоги практико-интегрированного обучения-2015 во ВГУЭС: взгляд работодателей.
29 октября во ВГУЭС прошёл круглый стол на тему «Итоги практики 2015. Практико-интегрированное обучение: взгляд работодателей», организованный сотрудниками Регионального центра «Старт-Карьера». В обсуждении итогов практики приняли участие представители 15 компаний: ОАО «Восточная верфь», ОАО «Ростелеком», Альянс-телеком, «Империя мебели», Бинбанк, Русфинансбанк, Сбербанк, ООО «Гармония», «Маленький Моцарт», «ВладРемонт», завод «Дальприбор», «Рондо», Азиатско-Тихоокеанский банк и другие.
Елена Викторовна Вохмина, заместитель генерального директора по кадровой политике ОАО «Восточная верфь», рассказала об опыте участия завода в практико-интегрированном обучении:
– У завода есть отличный многолетний опыт брать на практику выпускников учреждений среднего профессионального образования. Потому что здесь все предельно понятно – завод получает ученика, который может себя проявить или не проявить, придя в цех и работая под руководством наставника. Результаты работы легко измерить и оценить. И в конце практики обе стороны принимают для себя решение о дальнейшем сотрудничестве (хотя переход на дуальное обучение – увеличение времени прохождения практики – нас очень порадовал, больше шансов получить готового профессионального рабочего).
В случае практики студентов-выпускников ВГУЭС дело обстоит иначе. Если цель преддипломной практики – научить и научиться, то неизбежно возрастает нагрузка на руководителей практики и появляется необходимость объединить потребности завода, выпускника и ВГУЭС. Для этого нужно с целями и задачами всем определиться, и ожидаемый результат описать, и ввести критерии оценки этого результата. Конечно, в случае эффективного прохождения практики студентами польза для всех очевидна: завод может получить подготовленного, обученного, адаптированного работника, а выпускники получают бесценный опыт, который помогает им сделать правильный выбор своего предприятия после защиты диплома. Ведь практика столь длительная – это же «тест» для всех: и для работодателя, и для выпускника. После прохождения этого «теста» результаты заставляют задуматься над новыми целями и задачами обе стороны. И вот она – первая задача, которая возникла перед руководителями завода: готовы ли мы к тому, чтобы не просто принять выпускника, а еще и стать ему наставником, коучем. Уделять достаточно времени каждый день, ставить цели и задачи на период практики, помочь сформулировать тему выпускной дипломной работы, в которой будут освещаться проблемы завода и пути их решения. Конечно, мы не были к этому готовы.
Многие руководители сразу же отказались от студентов. Но решение попробовать заводу принять участие в данном проекте было принято. И вот в ноябре 2014 года к нам на завод на преддипломную практику вышли 24 студента, среди них - и экологи, и экономисты, и финансисты, и пиарщики, и рекрутеры, и юристы и других направлений обучения. На первой встрече со студентами мы продекларировали условия практики: неоплачиваемая практика (оплата в конце по результатам практики за весь период, полный рабочий день, строгая заводская дисциплина и т.д.). Провели все инструктажи, 3-часовую экскурсию по заводу, на которой ребята познакомились с производством и с историей завода. На следующий день вышло … 12 человек. Не все были готовы принять эти условия, и это было предсказуемо. Не скрою, что были и те, кому нужно было лишь заключение о прохождении практики. Прошла неделя - и у нас на заводе осталось шесть человек. Тем не менее, забегая вперёд, могу сказать, что всех шестерых студентов мы готовы были оставить в штате завода, но ни один из них не стал нашим сотрудником. Среди причин, по которым так произошло, большая часть объективных: уход в армию троих студентов, создание семьи и декретный отпуск одной из выпускниц.
Хочется обратиться к коллегам и посоветовать компаниям, которые собираются принимать студентов на практику: реально оцените свои возможности по организации рабочего места, по возможности закрепления наставника, объёму функционала и проектной деятельности, необходимости подключения сотрудников к проектной работе и прочее. Лично мне очень помогало то, что в начале недели я проводила встречи со всеми стажёрами, оценивала ведение дневника практики, беседовала с ними о задачах, трудностях, участии в проектах и так далее.
Руководитель отдела персонала компании «Империя мебели» Артем Егоров рассказал о том, как студенты-стажёры не только стали сотрудниками компании, но и осуществили за несколько месяцев карьерный взлёт:
– В сети мебельных салонов «Империя мебели» практику прошли несколько студентов ВГУЭС: Юлия Губина, Алена Аксенова, Ольга Иванова, Василина Куликова, Дарья Стрельникова, Александр Тимченко. Александр, благодаря своему трудолюбию, активности и творческому подходу к знаниям, полученным в университете, практически через месяц стал заместителем руководителя коммерческого отдела.
Остальные студенты за время практики также успели показать себя с положительной стороны, ко всем удалось присмотреться, сделаны определенные выводы, и практически всем поступили предложения занять постоянные должности после прохождения практики. Одного студента мы включили в кадровый резерв предприятия, и как только будет возможность, мы сделаем ему предложение о работе.
Практико-интегрированную модель мы считаем очень верным и своевременным решением руководителей университета, есть много положительных моментов в такой длительной практике и для компании, и для самих студентов.
Подводя итоги круглого стола, были резюмированы предложения работодателей:
1. Всем студентам, кроме направления на практику и дневника практики, желательно прикладывать расписание занятий и консультаций, чтобы была возможность коррелировать рабочее время стажёра и убедиться в том, что он реально должен быть в университете на учёбе или консультации.
2. Заранее поставить в известность компанию о том, какие виды отчётности должен предоставить студент (отчёты по практике, дневники практики, отзывы, фотоотчёты и пр.).
3. Для получения обратной связи от работодателей – переслать всем работодателям анкеты по итогам практики.
4. Желательно обсуждать выполнение проектной работы с руководителем практики или заведующим кафедрой, а не перекладывать эту миссию на студента.
5. Проводить мониторинг присутствия студентов на практике, узнавать о процессе прохождения практики.
6. Не настаивать на определённом времени прохождения практики в течение дня, т.к. наставник или руководитель отдела может постепенно включать стажёра в работу отдела/компании, проводить ротацию.
7. Желательно тему выпускной квалификационной работы руководителю практики или научному руководителю формулировать совместно с руководителем с отдела/наставником.