рейтинг востребованности вузов
Агентство "Социальный навигатор" при участии Центра исследования рынка труда 15 декабря впервые представило "Рейтинг востребованности вузов в РФ 2015", в который вошли все вузы страны вне зависимости от формы собственности.
Оценка вузов проводилась по таким показателям, как "доля выпускников, получивших направление на трудоустройство, после завершения профессиональной подготовки по очной формы обучения", "доля доходов от НИР, образовательных услуг сторонним организациям в общих доходах образовательной организации", "индекс цитирования трудов сотрудников организации".
В рейтинг вошли 463 государственных, ведомственных, муниципальных и частных вуза из 80 субъектов Российской Федерации, осуществлявшие подготовку кадров по основным и дополнительным программам высшего образования в 2014 году. Среди них 87 классических университетов, 140 инженерных вузов (технических университетов), 56 сельскохозяйственных вузов, 61 вуз из сферы управления, 72 гуманитарных вузов и 47 медицинских вузов.
«Наш новый рейтинг показывает реальные результаты работы высших учебных заведений и спрос на них со стороны рынка труда. В то же время он позволяет абитуриенту увидеть вузы, где можно получить востребованную предприятиями профессию», — рассказала руководитель проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" Наталья Тюрина.
Лидерами рейтинга среди классических университетов стали Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Новосибирский национальный исследовательский государственный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет.
В рейтинге вузов сферы управления ВГУЭС занял 21 место из 61 участника. Как отмечают эксперты, это очень высокий показатель для сравнительно небольшого и не столичного вуза. Более 73 процентов выпускников ВГУЭС получили направление на работу, доля бюджета от коммерциализации научных разработок составила 5,5 процентов, индекс цитируемости - 8.
Стоит отметить, что некоторые вузы указывают стопроцентную трудоустроенность выпускников, а некоторые, напротив, нулевую. Например, Высшая школа экономики указывает, что лишь 0,4 процента её выпускников получили направление на работу, индекс цитируемости сотрудников - 21, зато "вышка" заработала более 25 процентов своего бюджета наукой, что и выдвинуло её в число лидеров - на третье место.
Как отмечается разработчиками рейтинга, деятельность организаций высшего образования призвана содействовать развитию территорий и отраслей экономики за счет производства и капитализации квалифицированных кадров и интеллектуального продукта –научных исследований и разработок, консалтинга, технологического обеспечения организаций и производств в различных секторах экономики, поддержании актуального состояния действующего персонала предприятий и организаций.
Если вуз ориентирован в своей деятельности на реализацию и капитализацию своего интеллектуального потенциала, он формирует свои ресурсы в соответствие с запросами рынков производимого продукта, а значит, с необходимостью, организует подготовку кадров на основе реальной деятельности в сфере реальной экономики. Тем самым обеспечивается быстрая адаптация выпускника программ высшего образования к условиям реального производства, рост производительности труда и его доходов. Эти качества составляют основу реальной конкурентоспособности вуза на рынках, где присутствует вуз, а конкурентные качества выпускников формируются на конкурентных преимуществах самого вуза.
Понятно, что конкурентные факторы могут быть самого разного толка –кадровый потенциал, материально-техническое обеспечение и прочие условия деятельности. Мы положили в основу оценки вуза востребованность производимого им продукта, полагая, что условия деятельности всегда таковы, чтобы обеспечить демонстрируемые результаты. Это интегральная, итоговая оценка, опосредованно учитывающая традиционные факторы устройства и оснащенности организации.
Таким образом, предлагаемый в рамках данного рейтинга вузов подход учитывает три характеристики их деятельности: 1) востребованность выпускников (образовательного продукта) реальным сектором экономики, 2) спрос на проектное, разработческое и консалтинговое обеспечение экономики, 3) академическую продуктивность научно-исследовательской деятельности.
Рейтинги можно посмотреть здесь.