Выпускник ВГУЭС Виталий Супруненко: Университет стал для меня отличной стартовой площадкой.
Выпускник ВГУЭС, магистрант 2-го курса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Виталий Супруненко рассказал о возможностях, которые дала ему учеба в университете, и перспективах, которые открываются перед будущими выпускниками.
– Виталий, как Вы поступили в Высшую школу экономики?
– Еще в школе я участвовал в олимпиадах по экономической тематике. Когда поступил во ВГУЭС на товароведение, с 1-го курса занялся научной деятельностью. На 4-м курсе принял участие в олимпиаде Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» для магистрантов. Из предложенных программ меня заинтересовала «Государственное муниципальное управление в сфере здравоохранения». В тот момент я в составе исследовательской группы работал над проектом по актуализации стратегии развития для Камчатки, где собирал информацию о состоянии и развитии здравоохранения в Камчатском крае. Пришлось изучать много нормативной документации, вникать в процессы формирования сети лечебно-профилактических учреждений в регионе. Этот опыт и полученные в результате исследовательской работы знания стали для меня подготовкой к олимпиадным заданиям. В итоге я вошел в десятку лучших участников олимпиады по России и странам СНГ, и мне предложили бюджетное место в Высшей школе экономики.
– Есть ли разница между выпускниками различных вузов, которые учатся в ВШЭ?
– Всех, кто учится в моей группе, можно разделить на три группы: выпускников московских медицинских вузов, выпускников бакалавриата НИУ ВШЭ и студентов из различных региональных вузов. При этом у каждой группы есть свои особенности восприятия информации, общения в коллективе и способы достижения цели. Анализируя учебный процесс, могу сказать, что экономические и правовые дисциплины даются мне довольно легко, потому что база практических знаний, которую я получил во ВГУЭС, является достаточно сильной и актуальной. Выпускники московских вузов – скорее глобалисты, они мыслят масштабными категориями. Выпускники же региональных вузов, как ВГУЭС, более практичны, они генерируют идеи, которые проще реализовать на практике. Поэтому проекты, которые выдвигаются нами, более успешны в реализации. Мне импонирует система практико-интегрированного обучения (ПИО), внедренная во ВГУЭС – так ты выходишь уже с опытом работы по профилю специальности, разбираешься в аспектах профессии. Сейчас, чтобы быть успешным, нужно уметь решать поставленные перед тобой задачи, решать конкретные проблемы, т.е. быть практиком. Нужно понимать, что ПИО помогает выстроить траекторию своего дальнейшего профессионального развития. Это может быть работа, либо магистратура по профилю, или кардинально отличающаяся от базового образования. Когда я заканчивал ВГУЭС в 2014 году, ПИО еще не было полностью внедрено и еще не было возможности попробовать себя в профессии. Но, несмотря на это, проблем с трудоустройством я не испытывал: работу в Москве я нашел за два дня!
– Насколько сильно различается процесс обучения во ВГУЭС и НИУ ВШЭ?
– Если говорить о магистратуре, то во ВГУЭС очная магистратура начинает занятия с вечера, после 18.00. Это удобно, ведь днем нужно быть на работе. Пары в «Вышке» могут начаться в любое время дня: в 10.00, в 15.00. Получается, ты одновременно должен быть и на работе, и на учебе. Приходится корректировать учебный план, смещать работу, переносить часть встреч.
Кроме того, во ВГУЭС программа магистратуры тебе известна при поступлении, так как университет сам формирует пул дисциплин, которые ты должен изучить. В «Вышке» такого нет: ты сам выбираешь дисциплины, которые хочешь прослушать, главное - посещать пул обязательных предметов. Важно понимать, пригодятся ли тебе выбранные дисциплины в дальнейшем, в профессиональном плане. Таким образом, магистратура ВГУЭС направлена на развитие магистранта как профессионала в области выбранного направления, а в НИУ ВШЭ делает упор на персонализацию обучения, на индивидуальные предпочтения магистранта.
– С чем связана Ваша работа?
– На текущий момент реализую себя в профессиональном образовании. Основная работа – это Московский государственный образовательный комплекс, отделение «Фармация», кафедра фармации и товароведения, где я являюсь академическим руководителем направления «Товароведение». А это значит - вести документацию, составлять перспективные учебные планы, формировать учебно-методические комплексы, совместно с лаборантами следить за работой лабораторий. Параллельно меня пригласили вести лекции по маркетингу студентам бакалавриата в Российский государственный социальный университет на факультет коммуникативного менеджмента.
– Насколько образование и навыки, полученные во ВГУЭС, пригодились в Вашей работе?
– Когда сам начинаешь обучать студентов, по-новому оцениваешь полученное образование. Понимаешь, какие компетенции и навыки действительно необходимы, а что второстепенно. Становятся важны управленческие навыки, умение налаживать контакты. Во ВГУЭС, обучаясь по профилю «Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности», я получил знания по экономике, маркетингу, бухучету, логистике, бизнес-планированию. Безусловно, полученной базы в области товароведения сегодня мне достаточно, но нужно развиваться дальше – нужны еще и компетенции в области управления персоналом, классической дидактики и знаний иностранного языка, которые помогли бы мне больше раскрыть свои управленческие, преподавательские и исследовательские возможности. Поэтому я и пошел в магистратуру. Это следующая ступень развития.
– Что самое важное при работе со студентами?
– Важно показать студенту его значимость. Зачастую срабатывает стереотип, что товаровед может работать только в сфере торговли. Но это не так. Товаровед может быть аналитиком, работать в лаборатории, на таможне или в сфере криминалистики – для оценки качества товаров с точки зрения нанесенного ущерба. Товароведение – перспективное направление. Я пытаюсь донести до студентов: ваше будущее – это не сфера торговли или товарооборота. Вы можете пройти дополнительные курсы и стать специалистом в области сертификации, стандартизации, таможенного декларирования, хроматографического анализа, и так далее.
Также для меня на сегодня важно налаживание бизнес-связей для последующего трудоустройства студентов. Как ни странно, но в Москве с этим проблема – вузы не помогают в трудоустройстве студентов. А вот во ВГУЭС, наоборот, делается все, чтобы выстроить траекторию трудоустройства студентов уже с 1-го курса. Это и есть уникальность ВГУЭС – практическое обучение с 1-го курса и практико-интегрированное обучение, когда студенты на 4-м курсе проходят стажировку на предприятиях, получая опыт трудоустройства.
– Ваши планы на ближайшее будущее?
– Наверно, как у всех магистрантов. Защита магистерской диссертации. Мне предложили подать документы в аспирантуру Московского института пищевых технологий, буду заниматься вопросами функционального питания. Планирую остаться работать в системе образования, заниматься проектной деятельностью.
– Что хотите посоветовать студентам нашего вуза?
- Поступать в магистратуру. Учить иностранный язык, кстати, во ВГУЭС прекрасная программа подготовки переводчиков, мне доводилось посещать пары преподавателей Татьяны Беркович, Алексея Горина, Светланы Котенко, что помогло в изучении языка. Получайте дополнительные компетенции: читайте книги по профессии, посещайте дополнительные образовательные программы. Никто точно не знает, что будет завтра, какие навыки вам пригодятся, поэтому развивайтесь профессионально, пока есть силы, время, возможности.
Справка
Виталий Супруненко – один из успешных выпускников ВГУЭС 2014 года. Обучался по направлению бакалавриата «Коммерческая деятельность» (профиль «Товароведение и экспертиза товаров в таможенной деятельности»). В 2013 – 2014 гг., будучи студентом, работал лаборантом в Центре стратегических разработок и исследований ВГУЭС. В настоящее время – магистрант 2-го курса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва).