(из интервью Геннадия Лазарева радиостанции Mediametrics)
- У приморцев есть такая шутка, что сейчас главным достижением считается уехать с Дальнего Востока.
- Сейчас уезжать недальновидно. Я считаю наше государство очень мудро поступает, что делает ставку на Восток, на Юго-Восточную Азию. А здесь мимо Владивостока никак не проехать. Сейчас в радиусе 2-х часовой доступности от Владивостока живет около полутора миллиардов человек. У нас в стране нет другого такого региона, и не пользоваться этим недальновидно для нас.
- Как вы определяете, какую специальность нужно открыть, какую, может быть, закрыть?
- Иногда чутье, а чаще анализ рынка, анализ ситуации по стране, анализ ситуации в европейских, в азиатских университетах.
- Сейчас основная проблема рынка в том, что он очень быстро меняется.
- Это не проблема. Это, я считаю, закономерность и это хорошая закономерность – нельзя стоять на месте. Просто этой закономерностью не надо пренебрегать. Надо, чтобы мы адекватно воспринимали действительность, видели будущее и выстраивали свои планы.
- Многие работодатели говорят о том, что студент, приходя из вуза, не имеет никаких практических знаний. И сейчас образование не нацелено на привлечение работающих специалистов к преподаванию. Это проблема или это так и должно быть?
- Я считаю, что это большая проблема для университетов. В процессе обучения в университете студенту «вбивается» в голову, что он самый лучший, и после окончания университета у него должна быть зарплата определенного уровня. Этот выпускник приходит на работу и четко понимает то, чему его научили по поводу стоимости своего труда. А у работодателя возникает вопрос к студенту и университету, а чему такому его научили, чтобы претендовать на требуемые деньги. И здесь все становится на свои места.
И я считаю, что это один из уроков, который мы получили. И мы над этим активно работаем. В нашем университете мы по всем направлениям перешли на практико-интегрированное обучение. И суть его в том, что мы, уйдя от сессий, (совершенно ненужная затея в современных университетах при современных технологиях), даем нашим студентам теорию полноценно в рамках госстандарта за 3 года, и практически весь 4-й год наши студенты работают на практике. Это стратегический подход, который мы реализуем, и который дает хорошие результаты.
Но и на этом пути есть проблемы. И одна из главных проблем заключается в том, что нам приходится работать с теми преподавателями, которые есть. А проблема университетских преподавателей, проблема преподавателей в средне-специальной школе в том, что студентов учат не тому, что хотел бы работодатель, а тому, что знает преподаватель. А преподаватель жизнь знает чаще всего по книгам. И поэтому сейчас мы занимаемся приобщением и обучением преподавателей-практиков.
- То есть вы еще и преподавателей начали обучать?
- А без этого сколько ни говори о том, что ты будешь готовить качественных выпускников, ничего не получится. Кто будет их готовить? Преподаватели. И преподаватели должны быть современными. Вот как сегодня студентами воспринимается ситуация, когда преподаватель выходит к студентам и, читая по компьютеру, заставляет студентов записывать лекцию в конспект? Студенты просто не воспринимают это и правильно делают.
- Это, кстати, развивает память.
- Да какая же здесь память. Это не память, это каллиграфия. Здесь надо успевать писать за преподавателем. Но я привожу это просто в качестве примера имеющихся проблем. И, мне кажется, нас выгодно отличает то, что мы видим эти проблемы, и, самое главное, работаем над тем, чтобы достичь результата.
- А специалисты-практики идут преподавать?
- Безусловно, преподаватели – это особая категория людей. Очень часто это люди, не имеющие предпринимательской жилки. Но в нашем университете средняя заработная плата преподавателей составляет 60 тыс. рублей. Это практически двойная заработная плата от средней по региону. И, по моему пониманию, нам надо просто работать над тем, чтобы быть требовательными к преподавателям, создавать им условия, чтобы они более качественно работали, больше получали, и на такие деньги мы всегда найдем людей, которые будут работать добросовестно.
- Специалистов-практиков из действующего бизнеса вам удается приглашать?
- Над этим мы тоже работаем. Например, у нас есть проект «Приглашенный спикер». И, я считаю, это здорово, что многие наши ведущие бизнесмены, обеспеченные и не нуждающиеся в дополнительном заработке, на энтузиазме приходят в аудиторию и работают со студентами. И, мне кажется, что это прекрасно. И люди получают от этого, с одной стороны, удовольствие, а с другой стороны, будучи успешными бизнесменами, они, работая со студентами, вынуждены готовиться к выступлениям, и это им помогает тоже.
Интервью полностью можно посмотреть тут: https://youtu.be/CGj96_crsjg