Ректор ВГУЭС Татьяна Терентьева ответила на вопросы приморских радиослушателей и ведущих программы «Первая пара» на радиостанции «Лемма». В преддверии выпускных экзаменов и самого важного периода будущих абитуриентов – вступительных экзаменов в вузы, тема выбора учебного заведения особенно актуальна. Часовой разговор в прямом эфире шел о качестве подготовки детей в школах и высших учебных заведениях, тенденциях в образовательных стандартах, о том, как и чему учат во ВГУЭС.
Алена Шестакова, ведущая программы «Первая пара»:
- Учительница с 25-летним стажем работы написала открытое письмо Владимиру Путину следующего содержания: «…В нашу жизнь пришел ЕГЭ – великий и ужасный. Очень скоро высшее образование превратилось в документ о нем. Целью "обучения" стал диплом ВУЗа, а целью существования системы образования - прибыль и заработок. Филиалы "столичных" университетов наплодились по всей стране, как грибы после дождя, выдавали дипломы всем подряд. Бизнес на репетиторстве, сайты и конторы по написанию дипломов и курсовых - все это работало на новую цель…. А сейчас всем, и даже современным подросткам стал очевиден катастрофический эффект от неучей на рабочих местах. Разрыв между зарплатными амбициями молодого "специалиста" - обладателя диплома ВУЗа и его реальной способности выполнять даже самую простую работу стал таким, что работодатели взвыли. Уже буквально на бытовом уровне наметилась перспектива того, что очень скоро в этой стране попросту некому будет лечить, учить или управлять электрическими сетями в домах». Татьяна Валерьевна, как Вы прокомментируете это мнение?
Татьяна Терентьева, профессор, доктор экономических наук, ректор ВГУЭС:
- Я бы не драматизировала ситуацию. На мой взгляд, ЕГЭ объективно отражает тот уровень знаний и интеллекта, которому соответствует выпускник. К тому же, тестирование - сегодня самая распространенная форма аттестации. В условиях, когда рейтинг школы зависит от среднего балла ЕГЭ, учителя вынуждены «натаскивать» детей и готовить хороших решателей тестов.
Не берусь судить об учителях и врачах, но относительно экономистов и менеджеров готова поручиться за качество подготовки в нашем университете.
К нам в Приморский край зашли два крупных чемпионата по менеджменту: «Управляй!» - мероприятие национального уровня, инициированное администрацией президента совместно с Российской академией народного хозяйства, и крупнейшее в мире первенство по стратегическому менеджменту - Global Management Challenge. В них принимают участие и студенческие команды, и команды профессионалов.
Каждая команда – это условное предприятие, а его участники – управленцы, которые должны буквально за 5-6 часов решить конкретные задачи на несколько кварталов вперёд: проанализировать стартовую ситуацию, разработать стратегию по продвижению компании, принять управленческие решения, обработать их на симуляторе и построить ситуацию на рынке, которая зависит от всех конкурентов в группе.
Эти соревнования учат наших студентов работать в неопределенной ситуации и принимать решения, брать на себя риски. Победить могут только очень профессиональные команды. И побеждают студенты! Студенты ВГУЭС показывают очень высокий уровень. На мой взгляд, это лучшее подтверждение качества высшего образования.
Вообще, вопрос качества в нашем университете – основной. Мы занимаемся этим ежедневно.
- Татьяна Валерьевна, а из школ, как заявил сейчас наш слушатель, к вам приходят неучи?
- К нам приходят студенты разные и акцент мы, конечно, делаем на тех, кто хочет в жизни чего-то добиться. Я, как практикующий преподаватель, могу сказать, что получаю огромное удовольствие от работы в аудитории. Я довольна нашими студентами, очень их люблю. Мне кажется, что они – лучшие.
- Правда ли, что среди студентов первых курсов существует огромная конкуренция? Дети понимают, что, став профессионалами, должны будут конкурировать в очень жестких условиях? И уже сейчас они заряжены этим настроем?
- В образовательный процесс сейчас введены соревновательные технологии. И, конечно, соревнования подстегивают к определенным достижениям. Преодоление барьеров воспитывает характер. И если даже ребенок сам не учится первый год, он видит, что его однокурсники продвинулись вперед, уже имеют определенные достижения. Его это заставляет двигаться.
Павел Унучек, ведущий программы «Первая пара»:
- Пришло сообщение от педагога: «Дети не неучами выходят, ситуация гораздо страшнее. Дети очень информированы, знают много, но не способны эти знания соотносить и применять в комплексе. Происходит дезориентация. Школа должна учить мыслить, а информацию можно получить в интернете».
Татьяна Терентьева, профессор, доктор экономических наук, ректор ВГУЭС:
- Наверное, правильно. Поэтому мы сегодня в университете перестраиваем весь учебный процесс и переходим на проектное обучение. Мы понимаем, что все задачи, которые в жизни будут решать наши выпускники, им придётся решать в команде. И мы должны их этому научить. Начиная со 2 курса, студенты участвуют в проектах, инициированных органами государственной власти, представителями бизнеса и банковской сферы. Проекты в области налогообложения, эквайринга, моделирования бизнес-процессов, создания карт навигации, электронных приложений для мобильных устройств, в области познавательного и экологического туризма, кадрового аудита и во многих как узкоспециализированных, так и кросс- дисциплинарных областях выполняются силами студентов разных направлений подготовки.
Кроме того, мы очень много средств тратим на модернизацию и развитие материально – технической базы и покупаем бизнес-симуляторы – программы, в которых студенты группами могут решать различные реальные задачи.
Алена Шестакова, ведущая программы «Первая пара»:
- И все-таки, одно дело – трудиться над проектом вместе с однокурсниками и под контролем преподавателя, но совсем другое – оказаться одному на производстве, как Вы считаете?
Татьяна Терентьева, профессор, доктор экономических наук, ректор ВГУЭС:
- Небольшая деталь: мы приходили с институтской скамьи, где получили теоретические знания, на предприятие, куда нас распределили с целью получения практических навыков. И нам говорили: «забудьте все, чему вас учили в ваших учебных заведениях, будем учить вас реалиям жизни». Сегодня работодателю нужен специалист, с первого для способный решать поставленные задачи профессионально. И это вопрос к университетам. И у нас на все четыре года. Так вот, чтобы нам не задавали вопросы работодатели, мы внедрили в учебный процесс проектный подход, о нем я уже подробно говорила. Но ещё раньше, в 2013 году, в нашем университете приняли новую концепцию образования – практико-интегрированную. На тот момент мы были единственными в стране, полностью перевернувшими весь учебный процесс и интегрировали образовательный процесс и практику. Образовательные стандарты требуют наличия у выпускника знаний, умений, навыков. Мы именно так и выстроили учебный процесс. Первый и второй курс студенты изучают блок гуманитарных дисциплин в аудитории - это приобщение к широкому кругу знаний. На первых курсах мы даем возможность студенту думать и обоснованно задавать вопросы. Пятый и шестой семестр мы подключаем мощный блок спец. дисциплин. Используем новые образовательные технологии, электронные ресурсы, работаем по системе «перевернутый класс». Формируем умения. А седьмой и восьмой семестр - стажировка на предприятии. Здесь уже формируются навыки, которые востребованы рынком труда. По моему мнению, напихивать студента знаниями - это вчерашний день. Студент должен понимать, какие знания ему нужны и где их можно получить.
Павел Унучек, ведущий программы «Первая пара»:
- Это правда, что ВГУЭС будет проходить профессиональную аккредитацию? Насколько я знаю, это мероприятие сугубо добровольное и надо быть очень уверенным в своих компетенциях, чтобы не опасаться, как говорят японцы «потерять лицо», или я что-то неправильно понимаю?
- Наш университет проходит аккредитацию всех образовательных программ в 2020 году, но мы решили заручиться экспертным мнением профессионального сообщества и подтвердить качество образования во ВГУЭС международной общественной аккредитацией. К аккредитации представлены 14 образовательных программ по пяти направлениям подготовки: "Информационные системы и технологии", "Экономика", "Менеджмент", "Бизнес-информатика" и "Туризм".
Мы не боимся «потерять лицо», поскольку мнение о качестве образования во ВГУЭС нас интересует каждый день. Мы уже третий год заявляемся на прохождение демонстрационных экзаменов по стандартам World Skills. Волнуются все: и студенты, и преподаватели, решившие представить свой предмет к «демонстрации» уровня преподавания. И в 2018 году студенты нашего университета показали самый высокий уровень знания в России: при среднем уровне сдачи демонстрационных экзаменов 42%, уровень сдачи экзаменов нашими студентами был 70%.
- Хочу ещё остановиться на одном из слухов, которые в свое время бытовали о ВГУЭС. Говорят, что раньше во ВГУЭС раздавали студентам ноутбуки. Это правда?
- Да, это правда. Сейчас вы говорите о том времени, когда мы в нашем университете занимались информатизацией всех бизнес процессов, с целью сократить количество времени на поиск информации. Мы хотели поставить всех студентов в одинаковые условия, выдали всем ноутбуки. Но через 5 лет поняли, что гаджеты есть у всех студентов и реализация этого проекта потеряла для нас значение. Сегодня ВГУЭС идет в ногу со временем, и мы занимается уже цифровизацией бизнес процессов. Наша цель - снижение всех видов затрат: финансовых, материальных, трудовых, и мы стимулируем и студентов, и преподавателей самостоятельно работать в «цифре». На наш взгляд, необязательно типовую лекцию слушать в аудитории. Мы переводим лекцию в цифровую образовательную среду, записываем видеокурсы или берем их в других ведущих университетах страны. И это тоже повышает качество образовательного процесса.
Алена Шестакова, ведущая программы «Первая пара»:
- Я думаю, что многие школьники и родители, послушав наш эфир, захотели увидеть все, о чем Вы говорили, собственными глазами. Как это можно сделать?
- Мы регулярно проводим Дни открытых дверей, где показываем содержание нашего университета не только с точки зрения инфраструктуры. Учиться в безопасности, комфорте – это, конечно, для нас важно, но не это главное на Дне открытых дверей. Здесь наша задача – содержательно показать, как мы учим наших детей, какие преподаватели занимаются с нашими детьми, показываем наши лаборатории, для того, чтобы было понятно, что происходит внутри нашего университета. Показываем общежития, потому что это важно родителям, которые хотят знать, что их детям комфортно….
Полная версия программы доступна по ссылке.