Интервью с ректором ВГУЭС, доктором экономических наук, профессором Татьяной Терентьевой вышло в эфир телеканала «Россия 24. Приморье». В беседе с ведущим программы «Вести Приморье. Интервью» Сергеем Землянским Татьяна Валерьевна рассказала о самых значимых событиях из жизни университета.
Буквально на днях во ВГУЭС завершились выборы ректора, университет принял новую стратегию развития, наряду со всеми вузами страны переживает период трансформации и готовится к приему абитуриентов. О том, какое будущее ждет всё университетское сообщество в связи с этими событиями, смотрите в полной версии интервью на сайте программы «Вести: Приморье», в эфире телеканала «Россия 24» и на нашем сайте.
- Татьяна Валерьевна, хочу начать с очень важного события, которое случилось буквально на днях: во ВГУЭС состоялись выборы ректора. Безусловным большинством голосов Вы избраны на новый срок. Мы Вас поздравляем с этим важным событием и вашей жизни, и в жизни университета.
- Прежде всего, я бы, конечно, хотела сказать огромное спасибо коллективу университета за поддержку, всем тем людям, с которыми мы пять лет шли вместе. Это были непростые пять лет, потому что в 2015 году мы вошли в период реформирования системы высшего образования, за этот период сменилось 4 министра, сейчас мы вступили в пору трансформации российских университетов, и все время у нас какой-то процесс перестройки. Но, несмотря на все эти потрясения во внешней среде, наш университет активно и очень уверенно идет вперед. Конечно, благодаря людям, невероятной целеустремленности и трудоспособности всех работников и преподавателей нашего университета и за это им огромное спасибо.
- Насколько я помню, программа развития университета, которую вы представили на выборах, называется «Университет нового поколения». Пять лет вы действительно все время менялись, двигались.. Хочется спросить: когда остановитесь? Предполагает ли эта программа какую-то остановку или это снова движение вперед и поиски все новых способов менять реальность?
- Мы всегда будем двигаться вперед! А почему «Университет нового поколения», объясню. Когда мы нашу программу актуализировали, встал вопрос о коллективе, который будет заниматься реализацией. Как мы будем жить завтра, должна решать наша молодежь, потому что им в завтрашнем дне жить. Мы сформировали команду молодых, активных и перспективных наших сотрудников – преподавателей и они, под руководством наставников, стратегию развития сформировали. Очень амбициозная программа, которая будет идентифицировать нас в образовательном пространстве Дальнего Востока и России! Об этой программе (стратегии) не столько шла речь в процедуре выборов, сколько до этого. Мы дали возможность ознакомиться с ней всем сотрудникам и преподавателям и высказать свои критические замечания.
- В связи с этим очень важный вопрос: с Вашей точки зрения, выпускники школ нынешней системы образования, которая готовит ребят к поступлению в вузы, они потянут тот уровень требований и притязаний, которые заложены в этой стратегии?
- Я надеюсь, конечно, потянут, потому что всё у нас сейчас сконцентрировано вокруг цифровизации, информатизации. Это – наша концепция. Те выпускники, которые к нам сегодня придут в университет, полгода прожили в режиме онлайн и уже имеют опыт этой работы. Конечно, мы в первую очередь должны быть готовы, чтобы качественно представить то содержание, которое в нашем университете есть. Мы надеемся, что интеграция сегодняшних выпускников и нашего университета будет очень эффективной.
- А можно несколько принципиальных позиций этой программы? Чем она отличается от программ других университетов, как она «внедрятся» в позитивное развитие региона и России в целом?
- На сегодняшний день наш университет выполняет все показатели мониторингов, мы находимся в топах всех рейтингов, но этим уже никого не удивишь, и этим мы уже не уникальны. Мы реализуем практико-интегрированное и проектное обучение, но этим уже занимаются все. Для того, чтобы выделится на образовательном пространстве, нам нужно нечто свое. И вот – большие проекты, которые будут запускать процесс трансформации нашего университета: «Цифровая школа» и «Междисциплинарный центр аналитики данных». С точки зрения образовательного процесса- это будет новая модель наших образовательных программ, касающихся информационных систем и технологий. Мы уже начали разрабатывать подходы к внедрению сквозной компетенции «Наука о данных». Конечно, это расширит компетенции наших студентов и усилит конкурентоспособность наших выпускников. И дальше запустится такой синергетический эффект, который в научных направлениях позволит нам быть во фронтире всего того, что происходит в мире. Мы будем создавать научные коллаборации, и уже начали работу вместе с ведущими учеными нашего университета, Дальневосточного федерального университета, Российской академии наук, Высшей школы экономики. Совместно мы двигаем проект, касающийся больших данных и аналитики данных.
- Вы привлекали к разработке этой концепции своих партнеров? Я имею в виду крупные предприятия, для которых Вы готовите выпускников, партнеров из внешней среды, иностранных партнеров, с которыми у ВГУЭС очень плотные отношения? Их точка зрения учитывалась? Изменялись ли в связи с этим подходы к созданию программы?
- Мы проделали огромную работу, и акцент в ней пришелся как раз на наших молодых коллег, которые как раз в это время учились в «Школе ректоров» Московской школы управления Сколково. У них задача была – разработать стратегию на следующие 5 лет - программу «Университет будущего», и им ничего не оставалось делать, как войти в реальный сектор экономики, взаимодействовать с нашими иностранными партнерами. И эта программа – как раз продукт этого взаимодействия. Прежде, чем программа развития ВГУЭС на 2020-2025 года была защищена перед экспертами нашего университета, она была защищена в шести итерациях в Сколково - там достаточно мощный совет экспертов, которые занимают «топовые» позиции и в Сколково, и в образовательном пространстве России и Дальнего Востока.
- А предполагает ли эта программ появление каких-то новых специальностей, о которых мы последние год-два ещё и не знали? Появляется ли какая-то уникальная площадка в образовательной среде России, которая будет реализована только во ВГУЭС?
- Относительно ВГУЭС, я, наверное, не буду брать такие повышенные обязательства. Но мы понимаем проблемы завтрашнего дня. Мы понимаем, что многие направления подготовки, которые сегодня мы реализуем в соответствии со стандартами (и они являются базовыми), не будут уникальными в следующем году и, наверное, детям уже нужно будет несколько другое. На мой взгляд, здесь есть некоторый конфликт интересов, потому что есть потребность рынка, а есть стандарты, которые достаточно сложно сейчас повернуть в сторону завтрашнего дня. Но мы сегодня уже открываем и магистерские программы, и бакалаврские, и программы специалитета с точной ориентацией на будущее – всё, что касается информационной безопасности, аналитики данных, математики. У нас сейчас невероятный проект со Сбербанком – «Прикладная математика». Это будет очень прикладное направление подготовки, и мы надеемся, оно будет очень хорошо воспринято внешней средой.
- Татьяна Валерьевна, вы сказали, ваши сотрудники прошли обучение в «Школе ректоров» в Сколково. Почему ВГУЭС пошел на это затратное дело?
- Цель одна – развитие. Для того, чтобы развиваться, нужно вкладывать. И, прежде всего, нужно вкладывать в людей, потому что это - главный ресурс нашего университета, и в перспективу. Перспективными являются наши молодые люди, которые лояльны к университету. Степень лояльности я измеряю количеством лет, проработанных в университете. Если человек закончил бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, потом защитился, и вот ему 36 лет, и он работает в университете… Я считаю, что это тот человек, в которого можно уже вкладывать деньги. Поэтому мы подобрали команду таких молодых людей, отправили их в Сколково. И мы видим ценность этого обучения, приращение компетенций у молодежи тоже заметна.
- Татьяна Валерьевна, мы с вами говорим так, как будто стране ничего не происходит, все идет нормально, университет развивается, планирует будущее… Но самое-то главное: ВГУЭС и ограничительные меры, которые во всех субъектах Российской Федерации возникли в связи с эпидемией коронавирусной инфекции. Как вы оказались готовы к этой ситуации, чему она вас научила и повлияла ли она на реализацию этих планов?
- Вот, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы лет, наверное, пять говорили о том, что нужно переходить на новые образовательные технологии, и переходили. А теперь, войдя в эту колею, мы увидели все перспективы. Надо внедрять, и мы внедряем смешанные формы обучения. Нужно какую-то часть дисциплин переводить в онлайн, и мы порядка 30 % переведём в онлайн. Но самое основное – мы понимаем: есть перспективы взаимодействия с другими университетами и ведущими преподавателями России. Мы сейчас ведем переговоры с Высшей школой экономики, для того чтобы усилить преподавателями экономическое направление подготовки, с Московским техническим университетом, чтобы усилить технические направления. И наша инфраструктура была к этому готова. Как показатель: у нас в основном обучаются студенты на коммерческой основе, и у них не было желание уйти и отозвать деньги. Это говорит о том, что мы с задачей справились.
- Сейчас наступает пора защиты дипломов, сдача госэкзаменов. Наверное, выпускникам очень необычно будет показывать результаты своего пятилетнего обучение в режиме онлайн?
- Все защиты студентов очной формы обучения мы будем проводить в режиме онлайн. Мы уже все апробировали на защитах студентов заочной и дистанционной форм обучения, все прошло достаточно гладко. Есть, конечно, нюансы, но качество, независимо от формы, остается. Поэтому в процесс защит выпускных квалификационных работ в режиме онлайн мы входим спокойно.
- Главное событие этого временного отрезка – приемная кампания. Как она строится, какие есть особенности, на что обращать внимание родителям, выпускникам школ? Как готов коллектив ВГУЭС к работе в новых условиях?
- Особенность одна – режим онлайн. И мы, опять же, инфраструктурно готовы. Для каждого абитуриента открываем «Личный кабинет», через который происходят все консультации, загружаются документы. Родителям не нужно волноваться о вступительных испытаниях – их не будет. Мы будем принимать студентов по качеству портфолио. Абитуриенты должны обратить внимание на расширенный спектр образовательных программ. В университете у нас работают консультанты, если нужно, вы можете прийти и узнать обо всем лично. Доступ в университет есть с соблюдением всех санитарных норм..
- Татьяна Валерьевна, одна из отличительных особенностей ВГУЭС – условия жизни студентов в общежитиях кампуса университета, который находится в центре города. Здесь будут какие-то изменения в связи с санитарными требованиями?
- Учебный процесс у нас начнется с 14 сентября. Мы сейчас ждем разъяснений от Министерства науки и высшего образования о том, как он будет начат. Всё будет очень четко прописано. Со своей стороны мы сделаем максимально возможное, для того, чтобы все те, кто нам приедут, и у кого нет возможности учиться онлайн, были размещены в общежитиях. Это касается первого курса – совершенно точно.
- Еще очень важный вопрос для ваших иностранных партнеров: ребята, которые оказались в изоляции за границей - ваши иностранные студенты, не оказались брошенными?
- Ни в коем случае. Для них тоже вся программа была организована в режиме онлайн. Сейчас мы ведем переговоры с иностранными партнерами, поскольку формат все-таки немножко изменится, и нам нужно понимать, какая сторона какую функцию на себя возьмет. Здесь мы ведем очень тщательную работу.
- Я бы хотел вернуться к началу нашего разговора и ещё раз напомнить зрителям, что Татьяна Валерьевна Терентьева вновь избрана ректором Владивостокского государственно университета экономики и сервиса на предстоящий пятилетний срок. И опять же, хочу вернуться к программе развития. Если говорить просто «человеческим языком», что Вас особенно согрело, впечатлило или обеспокоило во время подготовки этой программы? Остались ли какие-то сомнения или шероховатости, которые заставят Вас и коллектив ещё более мобилизовать на совместную работу по усилению качества образования во ВГУЭС?
- Меня всегда волнует академическая среда. Сейчас мы берем на себя повышенные обязательства, которые связаны с завтрашним днем. Для того, чтобы дотянуться до этой планки, много ресурсов надо направлять на повышение квалификации преподавателей. Сейчас это основная наша забота. Мы подключаем обучающие семинары, посвященные новым образовательным технологиям, системе «перевернутых классов».. Нам нужно сделать так, чтобы студентам, пришедшим в наш университет, было интересно. В академическом подходе, традиционном для всех университетов, нужно немножко менять акценты. Поэтому, основная моя забота и тревога – относительно консерватизма и академизма наших преподавателей.
- А что вызывает оптимизм?
- Вы знаете, тоже преподаватели! У нас подавляющее большинство тех, кому определяешь цель, ставишь задачи, и они не тратят время на то, чтобы обсуждать плохо это или хорошо. Понимают: есть задача, и её нужно выполнять. Очень трудоспособный, целеустремленный коллектив. Большинство любят наш университет так, как люблю его я, поэтому, на мой взгляд, получится всё. Даже в самые сложные времена мы выходили из всех непростых ситуаций и уверенно шли вперед.
- Спасибо Вам большое за интервью. Желаю успехов и процветания университету!