Как стать доктором наук, где черпать силы, что есть счастье – об этом в канун 8 Марта рассказали женщины, чьи имена хорошо знают и в нашем университете, и за его стенами. Своим трудом, научными достижениями, управленческими решениями они легко разбивают гендерные стереотипы, вызывая огромное уважение коллег и близких. Они очень разные, но объединяет их любовь – к науке, университету, к жизни.
Карина Шахгельдян, доктор технических наук, директор Института информационных технологий ВГУЭС: «Интересно работать, нескучно жить!»
Когда я пришла на встречу с Кариной Иосифовной, она вела очень эмоциональную беседу по телефону. Это была особая музыка слов и профессиональных терминов. «Вам нужно научиться формализовать знания о прогнозных моделях. Это более сложный концепт, чем сейчас хранится на платформе. Нужно формализовать и хранить предикторы, и интерпретацию результата. Сделаем выгрузку нейросети, возможно, и ее будем хранить на платформе». И еще про SCORE, EuroScore-2, Вэйбулл-регрессию и всё то, что интересует доктора технических наук Шахгельдян.
– Карина Иосифовна, и всё-таки я поняла: вы говорили о своем научно-исследовательском проекте?
– Да, это наша наука. Вот уже несколько лет наш коллектив Института информационных технологий занимается разработкой технологий, методов и алгоритмов хранения, обработки и анализа данных клинической медицины.
– Научная работа носит прикладной характер и сможет помочь и медицине, и пациентам?
– Мне кажется, что делить науку на фундаментальную и прикладную уже несовременно, хотя подобный подход имеет право быть. Тем не менее мы надеемся в будущем выйти на коммерциализацию проекта, но пока это исключительно наука. Практические результаты есть и сейчас, но для их внедрения требуются время и дополнительные ресурсы.
– Карина Иосифовна, раскройте секрет, как стать доктором технических наук? Не только у нас в стране, но и во всем мире очень небольшой процент женщин, преуспевших в этой области знания.
– Любопытство и желание понимать причину. Именно этим меня всегда привлекала наука. К этому располагала и окружающая обстановка. Я из семьи научно-технической интеллигенции. Родители занимались наукой. Поступила в ДВГУ, на прикладную математику.
– Девушек, наверное, немного было на этом направлении?
– В те времена девушек на прикладной математике училось больше, чем юношей.
– А какие сейчас тенденции в Институте информационных технологий?
– Можно сказать, что наш институт – мужской. Но девушек достаточно много, процентов 30.
– Почему девушек меньше? Математическое мышление – это все-таки привилегия мужчин?
– Не соглашусь. Склонность к математике не зависит от пола. Но вот что интересно: девушки реже бросают учебу. Причина в том, что мальчики иногда выбирали профессию не по призванию, а по наставлению родителей, которые уверены: нет профессии лучше айтишника. Девочки, поступающие в наш институт, обычно хорошо мотивированы, самостоятельны в своих решениях.
– Вам не приходилось сталкиваться с гендерной несправедливостью, доказывать, что женщина очень даже себе может быть доктором наук?
– Ни разу таких случаев не было. Надо было доказывать, что ты как ученый достоин быть кандидатом, а потом доктором наук, что ты достоин получить грант и сможешь его выполнить, что твоя статья достойна этого журнала, но я не сталкивалась с гендерным неравенством в науке. А вот феминизмов типа "преподавательница" я очень не люблю. Это снижает ценность звания. Есть любопытная история на эту тему. Когда я защищала докторскую в Москве, зампредседателя диссертационного совета у нас была д.п.н. Ирэна Роберт. Это очень известная личность, доктор наук, профессор, умнейшая женщина. И вот она рассказала, как в свое время, защитив диссертацию, прибежала, счастливая домой: – Мама, поздравь меня с докторской! – И как тебя теперь называть? Докторша, что ли? – спросила старенькая мама. – Нет, мама. Докторша – это жена доктора. Докторица – девушка доктора. А я доктор! – гордо сказала Ирэна Веньяминовна. Я с ней полностью солидарна.
– Карина Иосифовна, расскажите о ваших планах?
– Моя цель – получать новые знания методами, которые мне близки (искусственный интеллект и машинное обучение), в области, которая вызывает у меня бесконечное уважение – медицина. Реализовать эти знания на практике. Еще я очень надеюсь, что то, что мы делаем сегодня, будет подхвачено – здесь или в другом месте. Любые знания в науке не могут возникнуть на пустом месте. Гений всегда вытаскивает из общей интеллектуальной копилки самое важное, соединяет особым образом, обогащает то, что было создано ранее, другими умами. Ученые всего мира создают такую общую интеллектуальную копилку, и, конечно, значимая часть этой копилки создана женщинами.
– И немного про 8 Марта. Вы любите этот праздник?
– Честно сказать, я его как-то не замечаю. Я вообще не очень жалую праздники. Люди ведь живут тем, что им интересно. Мне интересно работать. Мне нескучно жить.
– Как вы отдыхаете?
– У меня есть место силы. Это невероятно красивый мыс Шульца в Хасанском районе. Только там я могу забыть о работе. Но последние два года, к сожалению, не получалось выбраться. Мечтаю снова оказаться в этом месте и забыть на неделю о работе.
Валентина Чернявская, профессор кафедры философии и юридической психологии, доктор педагогических наук: «В согласии с собой».
– Валентина Станиславовна, в вашей профессиональной деятельности много исследовательских линий, в том числе, экзистенциальный анализ, который затрагивает тему счастья. Можете раскрыть тайну, как стать счастливым?
– Счастье – это очень индивидуально. У каждого свои представления о счастье. На мой взгляд, и в полном соответствии с экзистенциальным анализом, это умении жить в согласии с самим с собой. Жить с самоотдачей, ощущать себя нужным и востребованным. Находить смыслы. Искать смыслы – в отношениях, в работе, в семье, в людях.
– Вы доктор наук, единственный в Приморском крае ваковский профессор по кафедре психологии, у вас восемь фундаментальных научно-исследовательских проектов, десятки научных публикаций, статей в российских и зарубежных изданиях. Посмотришь список ваших достижений и кажется, что и нет его, «эффекта Матильды» – известного стереотипа, связанного с отрицанием вклада женщин в науку.
– И пусть он есть, этот эффект. Зато у женщин гораздо больше возможностей самореализации, которые дают нам ощущение счастья и уберегают от критических поступков в жизни.
– Очень увлекательная наука – психология. Наверное, молодежь идет в психологи, чтобы не только мир понять, но и себя в этом мире?
– Психология, действительно, удивительно интересная наука. У нас на кафедре философии и юридической психологии Института права много ярких молодых исследователей, которые находят себя в научном творчестве.
– Смотрю на вас, слушаю вас, Валентина Станиславовна и, кажется, что от вас исходит ощущение счастья.
– Просто мне очень нравится жить. У меня много исследовательских и жизненных планов. Хочу продолжать учиться экзистенциальному анализу. Недавно прошла семинар по интегративной голосовой терапии, буду реализовывать. У меня студенты, аспиранты. У меня муж, двое сыновей, трое внуков. И скоро праздник.
– Вы любите 8 Марта?
– Очень люблю. Всегда жду, как ждут весны и тепла.
Татьяна Терентьева, ректор ВГУЭС, доктор экономических наук, профессор: «Стеклянный потолок?» Ну и что!»
– Татьяна Валерьевна, в преддверии женского праздника только и говорить, что о гендерном неравенстве. Вам не обидно, что среди российских ректоров только 25 процентов – женщины?
– На мой взгляд, это очень неплохо. Представьте, каждый четвертый ректор - женщина! И с каждым годом эта цифра растет. В целом, в стране наметилась тенденция к росту числа женщин – руководителей высшего звена. Здесь нам есть, чем гордиться – в 4,5 раза опережаем среднемировые показатели. Во главе каждой пятой российской компании – женщины. Эта тенденция характерна не только для образовательной и социальной сферы, где на ключевых постах традиционно много женщин. Все больше женских лиц появляется в политике.
Смотрите, у нас в крае, пожалуй, впервые за всю его историю в числе претендентов на кресло мэра Владивостока обсуждается кандидатура женщины. Раньше такое невозможно было представить даже на уровне разговоров. Стереотип был один: мэр – только хозяйственник, только мужчина. Сейчас другая жизнь, иные правила. И нет больше «стеклянных потолков», ограничивающих женщину в движении наверх.
– Так можно вообще на святое посягнуть: выбрать женщину президентом!
– А почему нет? У нас много талантливых, прекрасно образованных женщин, успешных в политике и бизнесе, занимающих высокие позиции в разных сферах деятельности. В мире достаточно много стран, где первые лица – женщины, которые прекрасно справляются с обязанностями главы государства. В истории России тоже есть поучительные примеры.
– Что лучше всего должен знать и уметь ректор?
– Безусловно, нужно быть профессионалом в своей сфере. Но этого мало. Можно разобраться в предметной сфере, можно пригласить хороших специалистов, но самое главное – ректор, как, впрочем, любой руководитель высшего звена, должен уметь организовать все процессы, запустить их так, чтобы они работали, как единый механизм. Все делать вовремя, последовательно, обоснованно – планировать, мотивировать, стимулировать.
Я каждый день запрашиваю информацию, отчеты, разбираюсь во всех этих цифрах. За каждой цифрой я вижу результат, и, соответственно, эффективность процессов. Задача руководителя – делать все, чтобы цифры соответствовали нашим прогнозам.
– Вы представляли себя на посту ректора университета?
– Никогда даже не думала об этом. Моя первая руководящая позиция –заведующая кафедрой. Мне казалось, что большего и не надо. Единственное, что я хотела, – это защитить докторскую, и чтобы на двери была табличка: Терентьева Татьяна Валерьевна, заведующая кафедрой, доктор экономических наук, профессор.
– Вот уже пять лет другой табличке, с надписью «ректор». Помните свои первые ощущения в новой должности?
– Было страшно, потому что я вышла из зоны комфорта, из своего уютного, понятного пространства кафедры. Было чувство огромной ответственности, которое я буквально физически чувствовала. Первые годы получились очень трудными. Жуткий период стагнации, совпавший с реорганизацией всей образовательной отрасли. Университет фактически лишили финансирования. От двухмиллиардного бюджета нам оставили ровно половину, и с этим нужно было как-то жить и думать, что делать дальше, как все это сшить. Было невероятно сложно. Но мы справились. На это понадобилось три года. Только в 2019 году мы вздохнули свободно. Мы научились зарабатывать, и научились разумно тратить. У нас у всех открылись новые возможности: строить, обновляться, развиваться, лучше и качественнее учить.
Я бесконечно благодарна коллективу нашего университета, президенту ВГУЭС Геннадию Иннокентьевичу Лазареву, который, как всегда, много сил отдает университету. Спасибо, что мы вместе! У нас еще много планов и побед.
И, конечно, особые слова признательности коллегам-женщинам. С наступающим праздником, мои дорогие!
Здоровья, любви и всех благ!