Заместитель директора туристско-информационного центра Приморского края Дарья Гусева рассказывает о тонкостях профессии экскурсовода и необходимости получить знание профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» в новом выпуске проекта «10 вопросов профессионалу».
— Гид должен любить то место, где он живет. Необязательно здесь родиться, но кайфовать от того места, где он находится. А второе — любить общаться с людьми. Экскурсия — это всегда взаимное общение, и уметь общаться — часть нашей профессии.
В эпоху цифровых технологий аудиогид играет большую роль, но аудиогид не сможет ответить на вопрос, если вас что-то особенно заинтересует, не сможет подстроиться под свою аудиторию, потому что мальчикам мы рассказываем один вариант истории Владивостока, а девочкам — другой.
Экскурсовод должен быть готов к абсолютно разным вопросам, не только по истории города: от уровня солености воды в море до состава краски дорожной разметки.
В 2030 году экскурсоводу придется непросто, потому что у нас эпоха диджитализации и количества непосредственных контактов сокращается. Но и через девять лет экскурсовод — это классный профессионал, который любит свое дело, работает с небольшими индивидуальными группами в формате квеста, предлагает разгадывать загадки.
Профессию люблю за то, что с каждым днем становится больше друзей из разных точек земного шара.
Заработок экскурсовода — от 800 до 1,500 рублей в час. Так что все зависит от количества часов работы и качества экскурсовода. Популярный экскурсовод может повысить ставку. Если речь идет о крупном международном мероприятии и гид хорошо владеет иностранным языком, то заработок может составлять и 5,000 рублей в час. Тогда за несколько дней экскурсии мы получаем до 50,000 рублей.
В начале я советую не гнаться за прибылью, а нарабатывать деловые связи среди туристических организаций, участвовать в экскурсиях профессионалов как стажер, получать опыт.
У экскурсоведения как науки есть определенная методика, с которой надо ознакомиться, которая включает не только информацию, но и знание федеральных законов, ГОСТов, знание, как экскурсию сделать безопасной, комфортной, удобной для обеих сторон.
Ощущение того, что мы можем подарить людям впечатление на всю жизнь, — это кайфовое ощущение.