В интервью ИА PrimaMedia профессор, президент ВГУЭС, почетный гражданин Владивостока Геннадий Лазарев ответил на вопросы о состоянии системы высшего образования, особенностях обучения во ВГУЭС, а также дал несколько советов будущим абитуриентам.
Об образовании прошлого и будущего
Начнём с образования. Что вы думаете о возвращении к доброму и старому: отмене ЕГЭ, возвращении трудового воспитания, начальной военной подготовки? Что в этой системе хорошего? Что в принципе происходит сегодня с образованием?
— Я считаю, что для достижения более высоких результатов в системе образования надо изменить систему подготовки к поступлению в университеты. У нас сейчас она заточена таким образом, что ребёнок после 11 класса должен выбрать себе перспективу на всю оставшуюся жизнь. А он ещё жизни не видел.
Понимание может измениться. Как у Стива Джобса: бросил — ушёл каллиграфией заниматься.
— Да. И это надо считать нормальным. Поэтому в университеты и в колледжи надо принимать ребят таким образом, чтобы они курс от курса могли искать себя и выбирать себе дело по душе.
Нельзя дважды войти в одну воду и неправильно возвращаться в образовании к тем старым временам без привязки к новым условиям. Истина должна лежать где-то посередине: не надо отказываться от рационального прошлого, но надо жить будущим, находясь в конкретных исторических условиях. И большое искусство состоит в том, чтобы определить направление развития общества, личности так, чтобы это было образование не 19-20 века, а 21 века и стремилось к 22 веку.
Куда нам стремиться в 21-м, в 22-м веке?
— Очень многое изменилось. Если в 20-м веке мы учились на всю жизнь, то сейчас мы учимся всю жизнь. И вот, казалось бы, одна — две буквы изменили ("учиться на всю жизнь" и "учиться всю жизнь"), а результат принципиально иной. И, безусловно, сейчас нужно исходить из того, что всё меняется исключительно быстро, и очень важно привить ребятам привычку держать в голове эту доминанту: учиться всю жизнь.
Если говорить о нашем университете, то мы существенно отличаемся от других тем, что, помимо существенно иных подходов к построению учебного процесса, мы стараемся привить нашим студентам привычку жить и учиться в комфорте.
У нас, можно сказать, испокон веков в университете есть социальная практика. В ходе нее каждый студент 1 курса своими руками участвует в поддержании порядка внутри кампуса и на его территории: моет, убирает, подметает. Логика такая: когда сам убираешь, ты меньше мусоришь. Тогда самому приятнее находиться в комфортных условиях. Со мной можно сколько угодно спорить, но мы это прошли на себе. Я пришёл в университет в 1988 году, когда этого правила не было, и вот, мы уже много лет работаем при таких правилах.
О порядке в образовании
Я помню, что у вас в 1993-94 годах был порядок. Вы мне говорили: «Дети же учатся не для родителей, не для ректора, а учатся, прежде всего, для себя, потому что им потом делать первые шаги по жизни. Сегодня у родителей всё хорошо, а завтра что-то может измениться, и куда этот рафинированный балбес или красотка, собственно говоря, денутся? Что они умеют делать?»
— Да. Надо сказать, что ничего не поменялось. Это всё прошло проверку временем, это работало, работает и будет работать. Поэтому, мы говорили о том, что идти в будущее надо, конечно, с учётом исторического опыта.
И ответственности, прежде всего, наверное, за себя.
— Знаете, должна быть заинтересованность, которая со временем должна перерастать в ответственность и в привычку жить комфортно. Мы должны стремиться к тому, чтобы студент хорошо осваивал учебные программы. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно дольше не отчислять студента до тех пор, пока мы в него верим.
И вот еще вопрос касательно системы образования. Была раньше и сейчас есть такая песня: "Живут студенты весело — от сессии и до сессии". Мы радуемся: хорошая песенка, а если вдуматься, под этим подразумевается, что студент, пришедший в университет на 4 года, учится всего 2 раза в год. Он не ходит на занятия, не готовится к ним, и в голове закладывается доминанта: так можно учиться, а потом так же можно работать. Потому что, не привыкнув работать в университете, ты закладываешь в себе привычку не работать и после университета. Но я бы хотел посмотреть на того работника, который придёт к кому-то на службу и будет работать 2 раза в год без привычки регулярно ходить на работу. Какая польза от того работника?
Геннадий Иннокентьевич, стандартный вопрос: кто виноват и что делать? Констатировать проблематику мы можем. Теперь надо как-то подойти к решению.
— На мой взгляд, это большая государева задача и проблема. Потому что такие выпускники учебных заведений не продвигают научно-технический прогресс. Поэтому, мне кажется, надо трансформировать нашу экономику, производство в направлении существенного повышения качества подготовки выпускников. Чтобы они были заряжены на новые технологии, на более эффективную работу.
Если говорить о нашем университете, мы сейчас очень серьёзно занимаемся обновлением образовательных программ на базе цифровых технологий, проектного и практико-ориентированного обучения. Кстати, если сейчас посмотреть на генеральную линию нашего министерства, то она нацелена как раз на то, о чём мы говорим: и сплошная цифровизация, и трудоустройство выпускников.
ВГУЭС: подведение итогов
Геннадий Иннокентьевич, ВГУЭС — ваше главное детище, не говоря уже обо всём, что создано вокруг него. Прошло уже 34 года, полжизни, как ни крути. Сегодня, смотря с капитанского мостика, расскажите, что вы хотели сделать, что получилось?
— Вы знаете, я по жизни как-то глобальных планов на отдалённую перспективу привык не строить. В наших условиях думать о горизонте надо до завтрашнего утра. Потому как просыпаешься, и 23 февраля сменилось 24 февраля, например. Прошло достаточно много времени, и мало кто помнит, что из себя представлял наш вуз 34-35 лет назад.
Какой совет вы можете дать детям, которые готовятся к поступлению, и их родителям? Какое образование нужно получать, в какую сторону смотреть? Что ждёт экономику страны, в целом народно-хозяйственный комплекс?
— Я считаю, что нужно учитывать особенности каждого ребёнка. Все люди и дети — разные. И желательно, чтобы образование дополняло и развивало человека, а не ломало его. С одной стороны, надо учитывать интересы ребёнка. Надо учитывать интересы семьи, если речь идёт о семейном бизнесе. И, конечно же, в масштабах государства надо ориентировать людей, родителей, общество создавать условия для того, чтобы формировать интеллектуальный потенциал, который мог бы продвинуть развитие нашего общества. Здесь, на мой взгляд, не надо особенно выдумывать. Надо посмотреть на страны, к уровню технологического и интеллектуального развития которых нам надо стремиться. Я бы двигался по такой траектории.
Полную версию интервью можно прочесть на сайте информационного агентства PrimaMedia