Профессор, доктор экономических наук Александр Латкин в интервью ИА PrimaMedia рассказал о скрытых проблемах экономики региона на фоне разворота на Восток, нюансах взаимоотношений с соседями по региону, возможных вариантах решения задачи по сокращению оттока населения в западные регионы и перспективах развития Владивостока.
О «специализации» Владивостока и острова Русский
— Александр Павлович, уже много лет российское государство решает проблему оттока населения с Дальнего Востока, которая не существовала в доперестрочный социалистический период. Созданы самые разные институты развития, одна за другой утверждаются национальные программы, например, «Свободный порт Владивосток», «дальневосточный гектар» и «дальневосточная ипотека». Но по факту, переломить ситуацию до сих пор не удалось. Народ, и прежде всего талантливая молодежь, условно говоря, продолжает бежать с дальневосточных территорий, освобождая рабочие места для малообразованных мигрантов из стран Средней Азии.
— Проблема, конечно, есть и возникла не на ровном месте, а в силу допущенных стратегических ошибок в проводимой по отношению к Дальнему Востоку государственной политики. Ещё в далёком 1989 году, когда только намечался развал Советского Союза, во Владивосток первым секретарем горкома партии начал работать молодой парень Владимир Яковлевич Семенкин, сейчас уже покойный. Кандидат экономических наук к тому времени. А в руководство края пришел выпускник МГИМО Владимир Сергеевич Кузнецов, ранее работавший в Институте экономики океана, где я на тот момент был заместителем директора по науке. И вот Семенкин тогда впервые сказал, давайте с учетом наступающих перемен, соберем научную общественность города Владивостока и доверим им подумать над тем, куда Владивостоку дальше двигаться.
Хорошо помню, что в зале горкома партии на Лазо на добровольной основе собрали всех, кто готов был принять участие в этой работе, кстати, не только ученых, но и производственников. Там были представители академических и отраслевых институтов, вузов, заводских проектно-конструкторских и исследовательских подразделений. Словом, всех, кто хотел жить в нашем регионе лучше, чем в центральных городах страны.
И вот мы стали думать о перспективах развития Владивосток, ещё с царских времен ограниченного по численности населения из-за особенностей города, как военного форпоста на Дальнем Востоке. В итоге было принято решение создать творческий научный коллектив, человек 30 в него вошло.
Тогда в моде были демократические преобразования. И Семенкин сказал: давайте только мы руководителя творческого научного коллектива изберем гласно, не будет горком партии назначать никого, вот кого вы хотите, давайте кандидатуры и так далее. В числе нескольких кандидатов был и я, на тот момент уже доктор экономических наук и кандидат технических наук. И каково же было моё удивление, что после подсчёта голосов мне было доверено стать руководителем этого неординарного патриотически творческого коллектива. Город обеспечил нам отличные условия для творческого поиска в доме отдыха «Тихоокеанский» на Санаторной с отрывом от своих семей в течение одной рабочей недели.
— Своеобразный мозговой центр.
— В некоем роде да. Мы тогда действительно на уровне общественного и экспертного обсуждения пытались решить определенные задачи. Увы, но мне кажется, что такая схема была использована у нас в первый и последний раз. Больше такого я не видел, что власть обратилась за помощью к местной науке.
Итогом этой работы стала подготовка Концепции развития города Владивостока. Исходя из которой было определенно, куда стоит двигаться, понятна траектория движения. Ещё тогда эксперты определили, что Владивосток должен развиваться на север, в сторону Артема, который должен был стать городом-спутником. Потому что там солнечно и свободной территории больше. Мы считали, что остров Русский никогда не должен быть территорией интенсивного освоения, оставаясь уникальным экологически чистым местом для развития марикультурных хозяйств и отдыха горожан, как, впрочем, и острова Попова, Рейнеке, Рикорда.
Что касается специализации Владивостока в перспективе, то уже тогда были ясно, что он должен в своём развитии ориентироваться на интеграцию в АТР. При этом он не должен был становиться региональным промышленным центром и даже крупным портом, так как бухта Золотой Рог, Амурский и Уссурийский заливы довольно ограничены для таких целей, а масштабного потенциала подъездных железнодорожных путей на узком полуострове Муравьева-Амурского нет.
В той концепции было прописано, что нефтебаза на Первой речке, рано или поздно, должна быть выведена за пределы города, а освободившиеся площади станут частью городской зоны отдыха, начиная от площади Луговой и далее вдоль бухты Золотой Рог. Под эту концепцию развития до 2020 года предполагалось актуализировать Генеральный план развития Владивостока, что и было сделано с учетом прогнозируемого роста городского населения и его автомобилизации и в надежде, что никто не будет отступать от прописанных в этом документе и поддержанных общественностью и властью канонов.
Может показаться смешным, но особый акцент был сделан на сохранении и развитии «зеленых зон», наших уникальных природных шедевров типа Санаторная, Садгород и т.д. Тогда уже было рекомендовано по опыту стран-соседей строить торговые центры и даже лечебные учреждения с обязательными многоэтажными подземными автопарковками.
Кстати, указанные уникальные преимущества Владивостока одной из первых оценила Республика Корея, которая уже в 1992 году протянула нам руку помощи и предложила уникальный проект создания южнокорейского технопарка в свободной экономической зоне Находка. Или тот же Китай, который в 90-е строил и развивал таможенные переходы с Приморьем. Начиналось всё очень оптимистично, но на практике оказалось, что в один момент российским Сан-Франциско, Пусаном или Далянем наш город просто так не станет. Нужна не только инновационная концепция развития, а желание и возможности её выполнять.
Но реальная практика с той поры развивалась все с большим удалением от обоснованной траектории и, как мне кажется, уже с акцентом на поддержку коммерческих интересов отдельных групп людей. В итоге меняющаяся в рамках даже обновляемой нормативно-законодательной базы и проголосованная депутатским корпусом города Владивостока разных созывов привела всех нас к нынешнему отнюдь некомфортному для жизни людей состоянию.
А они, эти люди, в последние 20 лет побывали и бывают в морских городах-красавцах Республики Корея, Сингапура, Китая и других стран наших соседей. Ведь не секрет, что все больше и больше мы на трудно сэкономленные деньги летим туда семьями отдыхать, лечиться, учиться и теперь вот работать и жить. И неизбежно оцениваем систему неоправданных решений на уровне наших городских властей, проблемы мраморных скамеек, ремонта дорог, сохранения жизни людей и их автомобилей после снегопадов, парковок, наконец, превышающего установленные государством нормативы прибытия скорой помощи, полиции, службы МЧС, аварийных служб тепло и энергоснабжения.
О проблеме оттока населения
—Вот передо мной сухие цифры Примкрайстата. Отток с Приморского края за январь-октябрь 2022 года составил 56 тысяч 372 человека. Это, получается, целый город исчез за неполный год…
Подробнее, а также о льготных авиабилетах, интеграции в АТР, о ВКАД, АЭС и Севморпути: «за» и «против» читайте на PrimaMedia
Профессор ВВГУ Александр Латкин считает, что Китай воспользуется изменившейся ситуацией в мире и плотно возьмётся за освоение Дальнего Востока России. Эксперт заявил, что Поднебесная может возобновить приостановленную на время пандемии экспансию в регион, чего в свое время так опасался бывший губернатор Приморья Евгений Наздратенко.
— С учетом нынешнего состояния нашей экономики эта проблема вновь на повестке дня. Всё движется к тому, что через несколько лет Китай будет плотно осваиваться на наших землях и демонстрировать совершенно другую эффективность реализации инвестиционных проектов. Ту же скоростную дорогу до своего Суйфэньхэ они точно сделают в сжатые сроки и технически безупречно. Подробнее здесь.