Старший преподаватель кафедры конституционного и административного права Анастасия Грудинина работает в ВВГУ пять лет. За это время ей удалось наладить контакт со студентами, выработать личную формулу успешно проведенного занятия и найти себя в научной деятельности.
О перспективах юридического образования, студенческих инициативах и обучении в аспирантуре – в нашем интервью.
- Юристы нужны всегда
Сложился стереотип, что юристов у нас очень много. Стоит ли поступать на это направление и легко ли найти работу после выпуска?
- На работу устроитесь точно. И хотя стереотип есть, юристы требуются все время. Буквально недавно мне предлагали работу, а на днях звонил наш выпускник и сказал, что нужны кандидаты на должность юриста в его компании, ищут среди студентов. Все наши выпускники, которые хотели работать по специальности, нашли себя.
Раньше говорили, что ВВГУ готовит юристов только для бизнеса, сейчас фокус смещен в пользу государственных органов. Мне кажется, наши студенты больше ориентированы на госслужбу. Это не значит, что у нас образование в Институте однобокое, нет. Просто они могут реализоваться в разных сферах.
А вы как к этому направлению пришли?
- Классе в пятом я решила, что хочу быть юристом. Мой дедушка был военнослужащим с юридическим образованием, я брала с него пример. Поступала в тогда еще ДВГТУ, но там мне сказали, что прохожу только на политолога, а на юристов, якобы, больше нигде и не учат. Я сразу же забрала документы и ушла во ВГУЭС (ВВГУ).
И я очень рада, что сейчас переломился стереотип о том, что в ВВГУ нет юридического образования. Наш преподавательский коллектив очень сильный. И выпускники наши всегда востребованы. И сами студенты стараются участвовать в конкурсах, выигрывать, чтобы показать, что образование в ВВГУ сильное.
Истории нашего Института права всего 30 лет. Но молодой – не значит хуже. Молодой - значит всё впереди.
Сразу после окончания университета решили, что будете преподавать?
- О том, чтобы как-то связать свою жизнь с наукой и преподаванием, я вообще никогда не думала. Еще на втором курсе бакалавриата устроилась юристом в частную компанию, одним из руководителей которой был выпускник ВВГУ. Потом устроилась в некоммерческую организацию при правительстве края, одновременно училась в магистратуре. После магистратуры мой научный руководитель Алла Васильевна Верещагина предложила попробовать почитать курс лекций у студентов направления «Государственное и муниципальное управление». Я согласилась.
Какими были для вас первые пары в качестве преподавателя?
- Я помню, что было очень эмоционально тяжело. Потому что я была только вчерашней студенткой, а они были уже взрослые - третий или четвертый курс. Достаточно сложно почувствовать себя в роли преподавателя – человека, который должен их чему-то научить. Но, видимо, у меня это получилось, потому что я втянулась.
Веду предмет «Конституционное право». Хотя в моем студенчестве он, можно сказать, «прошел мимо» меня. Менялись преподаватели, и, может быть, я не очень серьезно относилась к этой дисциплине, потому что всегда представляла себя в области гражданского права.
Теперь восполняете пробелы?
- Можно и так сказать. Потому что, когда я начала погружаться в предмет, то поняла, насколько это интересно. Сейчас я могу назвать себя фанатом своей дисциплины: с каждым годом мне хочется все больше знать, изучать больше научной литературы. В этом году, кстати, Конституции РФ будет 30 лет, и мы со студентами будем готовить мероприятия.
Как сделать учебу интересной?
- Студентам очень нравится, когда есть живые примеры и ситуации, которые заставляют их думать, включаться, решать задачу. Должна быть связь с практикой.
Я в своей преподавательской деятельности поняла, что очень классно, когда есть какие-то мероприятия. Вместе с Аллой Васильевной мы написали работу по интерактивным методикам, которые можно применять в рамках конституционного права.
Например, мы с ребятами проводили референдум в университете, в нем приняли участие очень много студентов. Игры, квесты. Также у нас есть зал судебных заседаний, где еще когда я была студенткой и до сих пор разыгрывают настоящие судебные процессы.
Что делать, если задают вопрос, на который не знаешь ответ?
- Это страшно, но нужно себе разрешить право на ошибку. Сколько бы ты не преподавал, ты не можешь знать все. Потому что наука – это такая глубина, она столько веков развивалась. Как может один человек даже за всю свою жизнь это все изучить?
У меня был единственный такой момент, который меня щелкнул по носу. Мне дали вести модуль - это была не моя дисциплина. И я ее подготовила по учебникам. На паре студентка меня спрашивает (а они были уже взрослые – 4 курс): «Вот вы нам так говорите, а ведь у нас же были поправки в закон недавно, сейчас по-другому». Это был мой первый год, самое начало, и я подумала: «Вот это позор». Но я ответила, что она права, нужно уточнить. Признала ошибку.
Важно быть честным с собой.
- Наука – очень круто
Какое место в вашей жизни сейчас занимает наука?
- Я учусь в аспирантуре и понимаю, что наука – очень круто. Алла Васильевна по-прежнему мой научный руководитель. Я пишу о преемственности в конституционно-правовом регулировании в России. От своей дисциплины отходить не хочу.
Как к этому пришли?
- Спустя пять лет работы я для себя приняла решение, что остаюсь в науке.
Параллельно с университетом я работала в ВДЦ «Океан» на должности заместителя начальника отдела по разработке образовательных программ. Хотелось к людям, к практике, к руководящей должности. В университете оставила себе полставки всего.
Но я поработала полгода и соскучилась. Поняла, что со студентами классно: я им рассказываю, а им интересно, они мне пишут, спрашивают, где я. И тогда я там завершила всю работу, вернулась сюда, взяла больше нагрузки и приняла решение, что раз я здесь, то нужно развиваться.
Помогает подготовка к кандидатской в преподавательской деятельности?
- Да, очень. Мне Алла Васильевна рассказывала, что она сама поняла свою дисциплину только когда начала писать диссертацию. И в этом смысле она абсолютно права, потому что, когда ты начинаешь писать, анализировать, проникать в вопросы, то понимаешь на самом деле. Это очень важно.
- Учитесь и не бойтесь
Если не юриспруденция, то что?
- Точно не бухгалтер или аудитор. Я скорее пошла бы в политику или общественную деятельность.
Я всегда студентам говорю, что конституционное право – это про вашу гражданскую инициативу. Моя гражданская инициатива – помогать бездомным животным. Мы с командой единомышленников уже несколько лет сотрудничаем с фондами, проводим лотереи, сборы, возим животных в клиники на операции. И, кстати, я вижу, что многие студенты думают о чем-то подобном. Например, недавно они мне говорили, что ходят в магазин с одним и тем же пакетом. Мелочь, но раньше мы и о таком не задумывались.
Три совета молодому преподавателю?
- Не нужно из себя строить «немолодого». Потому что, когда тебе 25 лет, а ты из себя строишь супер-профессора, это выглядит смешно. Если ты молодой, то и будь молодым.
Обязательно расширяйте свой багаж знаний, обращайтесь к наставникам и преподавателям. Халтура на этом уровне точно не пройдет. И не бойтесь студентов. Все мы люди, будьте налегке.
Наставление абитуриентам, которые хотят поступать на юриспруденцию?
- Хорошо подумать. Это не та сфера, где следует идти на поводу чьего-то мнения или решения родителей. Юриспруденция - достаточно требовательная сфера. Если ты связал с ней свою жизнь, то ты должен понимать, что это за собой влечет. Нужно заранее подумать, где ты будешь работать. И как минимум нужно, чтобы у тебя было желание.
Напомним, 2023 год Президент России Владимир Путин объявил годом педагога и наставника.