Старший преподаватель Института международного бизнеса, экономики и управления Анна Вертинова близко знакома с ВВГУ уже около десяти лет. Еще школьницей она посещала профильные смены и участвовала в конкурсах, организованных вузом. Затем – бакалавриат, магистратура, аспирантура, степень кандидата экономических наук – и все это в одном университете.
Теперь Анна не только преподает студентам, но и помогает абитуриентам определиться с будущей профессией. О своем пути в науке и карьере она рассказала в интервью.
- ВВГУ исполнил мечту
Почему после выпуска решились остаться в университете?
- Думаю, это из-за того, что я всегда хотела быть преподавателем. В детском саду я занималась с логопедом, и мне всегда нравилось, как она работает с детьми. А в школе завораживал этот стук каблуков учителей по коридорам. Казалось, они идут гордые тем, что они – учителя. И в университете были преподаватели, которые не просто давали знания, а становились наставниками.
Еще учась на бакалавриате, а потом и в магистратуре, я работала в коммерческих компаниях. Но в какой-то момент я подошла к своему преподавателю Наталье Александровне Царевой и спросила, можно ли остаться в университете. Она предложила мне целевую подготовку аспирантов, на которую я и поступила, начала преподавать.
Так и пришла к своей мечте, пусть и окольными путями.
Но учитель в школе и преподаватель в вузе – два совсем разных направления.
- Да, здесь больше научной составляющей, но мне нравится заниматься этой деятельностью. Искать источники, анализировать таблицы, выдвигать гипотезы. И статус научного руководителя для студентов мне тоже подходит.
То есть наука для вас – это не что-то скучное?
- Для меня это то же самое, что писать книги, вышивать или рисовать – нужно вдохновение. Ты можешь за месяц прочитать сотни разных статей, книг, а потом ночью проснуться – и вот она идея. Эврика!
В научном сообществе всегда говорят, что нельзя замыкаться в себе, потому что в итоге ты ничего не будешь знать, кроме своей темы. Поэтому мне очень нравится работать со студентами. Мы готовимся к конференциям, я предлагаю им темы и смотрю на них с одной стороны, а они их раскрывают совсем под другим углом. А ты об этом и не думал.
- Как стать авторитетом
За годы работы в университете не возникало ощущения однообразности?
- Каждый день я выполняю новые задачи. Даже если ты ведешь много лет один и тот же предмет, студенты-то разные всегда. Сравниваю себя с нынешними ребятами – это совершенно другое поколение. Для них нет авторитетов, уважение еще нужно заработать, показать, что ты тут не просто так стоишь, а что-то умеешь и знаешь.
Еще мне повезло найти здесь хороших друзей среди коллег. Вместе мы преодолели множество препятствий, это колоссальная поддержка.
Вы говорите, что для студентов не существует авторитетов. Как тогда находить с ними общий язык?
- Когда ты приходишь и можешь читать лекцию без бумажки, отлично знаешь свой предмет и можешь ответить практически на любой вопрос, они тебя запоминают.
Особенно важно выполнять обещания. Если на предыдущем занятии ты пообещала что-то найти, рассказать, принести, и не сделала этого, они подумают «ну понятно, не разобралась». И все, коммуникация потеряна. Нужно помнить, что у них есть свое мнение, получать обратную связь.
Вы - строгий преподаватель?
- Я считаю, что нет. Конечно, есть границы, задания, которые нужно обязательно выполнять, градация оценок. Делаешь на тройку – получаешь тройку. Но я понимаю, что ситуации бывают разные. Кому-то нужно уехать, решить личные проблемы. Тогда можно подойти или связаться со мной, и мы вместе найдем выход. А если вы не ходили на пары и потом начинаете «качать права» - это уже другое дело. Все должно быть в меру.
По второму образованию вы переводчик. Думали когда-нибудь о смене профессии?
- Скорее нет. Изучение иностранных языков – это хобби. Мне нравится смотреть фильмы и читать книги в оригинале, чувствовать себя уверенно во время путешествий по другим странам. Я знаю английский, французский чуть хуже и корейский совсем немного. Это очень расширяет кругозор.
На самом деле, не могу себя представить никем другим кроме как преподавателем. Это то, в чем я развиваюсь.
- Грамотные специалисты нужны всегда
Когда вы поступали в университет, предполагали, что станете кандидатом наук?
- Вообще нет. Когда я поступала в аспирантуру, мне говорили, что главное – защитить диссертацию. Думаю, ну хорошо, я же уже защитилась на бакалавриате и магистратуре, вот и с кандидатской справлюсь. А что между ними колоссальная разница, я почувствовала уже в процессе. Три года работы принесли свой результат - теперь я кандидат экономических наук. Цель выполнена, можно идти дальше.
Ваша диссертация была посвящена экосистеме университета. Нашла ли она какое-то применение в ВВГУ?
- Экосистема состоит из различных элементов: бизнес, школы, население, власть. И вот эта взаимосвязь, то, как ее выстраивать, какие управленческие решения принимать – все зависит от руководителей. На самом деле, все эти процессы всегда существовали в нашем университете, просто были разрознены. А я собрала их под одним термином.
Проводя исследования, поняла, что во многих университетах экосистема находится не в лучшем положении, а в ВВГУ она на очень высоком уровне.
Среди ваших исследований есть одно, посвященное анализу мотивов поступления на экономику в ВВГУ. Какие тогда были результаты и, как думаете, изменилась ли ситуация сейчас?
- Результаты были неожиданные. Мы думали, что главный фактор – количество бюджетных мест, но первое место заняли наличие молодежных организаций, Центра волонтеров, разнообразных секций. На втором месте – советы друзей, родителей и учителей. Поэтому, когда мы работаем в школах, в первую очередь общаемся с учителями, чтобы у них формировалось положительное отношение к университету.
Почему стоит поступать на экономику?
- Откройте любой сайт с вакансиями и посмотрите, сколько там предложений для экономистов. Только во Владивостоке около 1000 мест.
Однажды школьница подошла ко мне на Дне открытых дверей и сказала, что совсем скоро экономистов заменит искусственный интеллект. Вряд ли это случится. Да, существуют программы, которые все могут посчитать за тебя, но как только в расчеты закрадется какая-то ошибка, искать и исправлять ее придется вручную. Грамотные специалисты всегда будут необходимы.
Есть достижения, ваши или ваших студентов, которыми вы гордитесь больше всего?
- Я больше всего горжусь, когда ко мне подходят студенты и спрашивают что-то, не связанное напрямую с учебой. Например, если проблемы какие-то на работе, или они запутались и не понимают, к чему стремиться. Да, у всех есть родители и друзья, но иногда они нуждаются в мнении со стороны.
Понятно, что есть какие-то победы на конференциях, конкурсах, но ощущение, которое испытываешь, когда студенты подходят к тебе и рассказывают о своих победах, делятся переживаниями, ни с чем не сравнить. И для меня самой это большая радость. Значит, я могу расположить к себе.
Какой совет или наставление вы бы дали абитуриентам?
- Наверное, обдумать свое будущее. Очень часто мы сталкиваемся с тем, что студенты поступают туда, где просто есть бюджетное место. Понятно, что это связано с разными причинами, но нужно подумать о том, что будет после четырех лет учебы?
Важно поступать туда, куда хотите именно вы, чтобы через год не случилось выгорание. Или в крайнем случае выбрать что-то более универсальное. Иногда на Днях открытых дверей к нам подходят абитуриенты и говорят, что не знают, куда поступить. Тогда мы расспрашиваем их об увлечениях, стремлениях и стараемся подобрать наиболее подходящие варианты.
Напомним, 2023 год Президент России Владимир Путин объявил годом педагога и наставника.
За помощь в подготовке материала благодарим студента Высшей школы кино и телевидения Ану-Марию Васильев.