Выпускники ВВГУ часто попадают в число предпочтений крупнейших работодателей. У ректора ВВГУ доктора экономических наук, профессора Татьяны Терентьевой есть этому объяснение: «Работодателю нужен человек, который готов к новому, доводит дело до конца, проявляет инициативу, участвует в кооперации с другими и в итоге быстро освоит нужные технологии. Вот такие люди – наши выпускники». Но одним образованием интересы Татьяны Терентьевой не ограничиваются. По ее мнению, российское образование в целом значительно лучше зарубежного, хотя у него есть определенные трудности или вызовы. В интервью деловому еженедельнику «Конкурент» ректор рассуждает о том, как можно изменить образовательные процессы в России и не только.
- Татьяна Валерьевна, вы - единственный на Дальнем Востоке ректор - доктор экономических наук в области бухучета и статистики. Что вам дает этот статус?
- Когда я работала над докторской диссертацией, у меня вдруг возникло желание быть не как все, потому что большинство моих коллег защищались по экономике. А бухгалтерский учет - это вроде бы и экономика, но в то же время отдельная отрасль, в которой докторов наук практически нет.
И когда мне предложили уйти в область бухгалтерского учета, я согласилась, хотя понимала, что это оттянет защиту диссертации на год. Впрочем, если говорить о сегодняшнем дне, то степень доктора наук, конечно, дает определенные профиты с точки зрения статуса, но именно бухгалтерский учет, аудит и статистика - нет, потому что я не занимаюсь наукой в чистом виде, а сосредоточена на администрировании. Совместить это сложно из-за отсутствия времени.
«Я трансформируюсь не под команду, а под задачу»
- Ректор - это должность чиновничья или в большей степени научная?
- Лет двадцать назад для меня это была научная должность. Помню время, когда я еще не руководила кафедрой, а только писала диссертацию, и должность ректора занимал Геннадий Лазарев - доктор наук, профессор. Он был скорее хозяйственником, по этой причине некоторые ректоры других университетов относились к нему предвзято. Но время расставило все на свои места – мы видим, какие успехи совершил наш университет.
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать частью вашей команды?
- Однозначно амбициозный, целеустремленный, работоспособный и очень активный. Вот почему в топ-менеджменте нашего университета так много молодежи. Молодым людям еще очень многое хочется сделать, им важно движение вперед, они стараются слушать и слышать, хотят чего-то достичь и выделиться. Сейчас наша команда состоит именно из таких людей.
- Что помогает сплотить коллектив?
- Есть много инструментов для сплочения, например, тимбилдинг. Нашей командой мы уже много лет ездим в совместные путешествия. Часто это дальние и довольно длительные поездки, иногда по две с половиной недели. Объездили Китай, путешествовали по Золотому кольцу, были в Узбекистане. Сейчас едем в Азербайджан, Грузию, Армению. Вместе замерзали на жутком холоде, изнывали на сильнейшей жаре, были покусаны насекомыми на Алтае. И могу сказать, что такие поездки дают просто превосходный результат. Задачи потом решаются совсем по-другому, когда возвращаешься в университет. На протяжении последних пяти лет наша команда практически не меняется. И в этом тоже есть успех.
- А вы сами трансформируетесь под команду?
- Я трансформируюсь не под команду, а под задачу. Есть задача, поставленная министерством образования, губернатором, и если для ее решения нужно что-то поменять в себе, я поменяю. Направлю на это весь свой ресурс.
«ВВГУ строго держится курса, который указывает рынок труда»
- Больше полутора лет назад в университете начался масштабный процесс ребрендинга. Как вы сегодня оцениваете его результаты?
- На самом деле этот процесс начался задолго до августа 2022 г., когда ВГУЭС стал ВВГУ и, на мой взгляд, определенные результаты уже достигнуты. Новое название открыло новые возможности.
- Например?
- Мы запустили направления подготовки, которыми не занимались. Включая инженерную школу, о чем сложно было говорить, называясь университетом экономики и сервиса. Теперь ВВГУ готовит специалистов в области строительства и архитектуры, нефтегазового дела. В сентябре ВВГУ начнет подготовку специалистов по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники в Приморье. Проект реализуется совместно с министерством профессионального образования Приморского края, Московским авиационным институтом (МАИ) и провайдером технического обслуживания и ремонта воздушных судов «Аэрофлот Техникс» (входит в группу «Аэрофлот»). Планируем также открыть и другие востребованные направления. Так что возможности для развития университет использует и будет использовать по максимуму.
- В одном из недавних своих выступлений вы говорили о том, что скоро едва ли не 50% специальностей в университете будут техническими – в сфере инженерных и информационных технологий. Не слишком ли резкий крен в другую сторону?
- Наоборот, на мой взгляд, сложился очень хороший баланс, потому что сегодня 50% в структуре подготовки нашего университета занимают технические специальности и 50 - гуманитарные. Думаю, такую структуру будем поддерживать и дальше.
- Пришлось ли сокращать для этого какие-то другие направления?
- Сокращать искусственно, конечно, не пришлось. Но есть направления подготовки, которые сегодня не очень востребованы, поэтому решение отказаться от них пришло само собой. Если на определенное направление не выделяют бюджетных мест и набор не подкрепляется внебюджетом, мы его закрываем. Но «резать по живому» пока не приходилось. При этом ВВГУ строго держится курса, который указывает рынок труда.
- Такие масштабные изменения требуют кадровой подпитки…
- Здесь мы идем по пути интеграции теории и практики, в том числе с точки зрения онлайн обучения. Сейчас, например, ВВГУ заключил договор с университетом нефти и газа им. И.М. Губкина – его профессорско-преподавательский состав заходит к нам с селекционным практическим курсом в режиме онлайн в том случае, если офлайн какие-то дисциплины не закрыты. Привлекаем коллег из Москвы и Санкт-Петербурга. Учебный план полностью соответствует требованиям государственного стандарта, так что со всех сторон мы – за качество реализации образовательного процесса, нам это очень важно.
- Кстати, об онлайн-образовании - некоторые ректоры в западной части страны уже заговорили об искусственном интеллекте…
- Пандемия стала мощным драйвером фундаментальных изменений на рынке образования, она сформулировала социальный запрос на интеграцию цифровых технологий в процесс обучения. Распространение искусственного интеллекта, изменение ландшафта рынка труда заставляет и университеты адаптироваться к новой реальности. Но насколько все должно быть подчинено данному процессу – вопрос. Все-таки для современного студента важна социализация в стенах вуза, личное и групповое общение, «броуновское движение» огромного кампуса и т.п. Одно можно сказать с уверенностью – университет уже точно не будет прежним. Слишком много новых возможностей мы увидели за последние годы. Грех их не использовать.
- Вы перечислили такие новые направления образования, как инженерное дело и IT. Применительно к экономике Приморского края это логично и понятно, тем более это стоит в русле государственной политики. Но нефтегазовое дело? Ведь известно, что проект ВНХК под Находкой практически закрыт. Тогда какой смысл?
- Те студенты, которые обучаются по нефтегазовому направлению или уже выпускаются – без труда устраиваются на практику по своей специальности. Потому есть уверенность, что работу найдут все. Тем более что реальный сектор экономики растет, промышленность развивается, вопрос газификации края стоит достаточно остро, и крупные предприятия заходят в Приморье. И конечно, у нас огромная страна - можно трудоустроиться в других регионах, хотя я только за то, чтобы наши дети оставались жить и работать во Владивостоке, в Приморском крае.
Продолжение читайте в еженедельнике «Конкурент» и на Primpress.ru